Рабочая программа "Литературное чтение" для 1 класса VII вида
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана на основе Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование», авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение. 1 класс» 2003 года, рекомендованных МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной ( Издательство Москва, “Школьная Пресса” 2004), рекомендованной МО и науки РФ для коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_liter_chteniyu_1kl_7_vida.docx | 45.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана на основе Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование», авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение. 1 класс» 2003 года, рекомендованных МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной ( Издательство Москва, “Школьная Пресса” 2004), рекомендованной МО и науки РФ для коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных и индивидуальных особенностей детей с ЗПР.
Программа соотнесена с учебным планом детского дома-школы (Утвержден приказом детского дома-школы от 20.08..2012. № 62, составленным в соответствии с примерным региональным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида Ростовской области (Утвержден приказом министерства образования РО от 10.07.02. № 1277).
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников;
-формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление обучающихся;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интереск литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
-работать с различными типами текстов;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
На уроках чтения решаются, как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи:
-преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения;
-формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя;
-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
-развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
-преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
-развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
-привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Реализовать коррекционные задачи обучения чтению детей с ЗПР помогает созданный комплект учебников по чтению “Литературное чтение”. В нём собраны литературные произведения, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей ЗПР, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности, на основе прочитанного. Учебник содержит народные произведения, а также произведения российских и зарубежных писателей. Он позволяет вызвать у детей интерес к чтению, формировать первоначальные читательские компетенции, развивать речь и творческие наклонности.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по литературному чтению, рекомендованный Министерством образования и науки РФ:
- Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Программа: учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на предмет «Литературное чтение» в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 10 недель (40 часов). Из них на проверку техники чтения – 2 часа, на тестовые работы – 2 часа, на проверочные работы – 4 часа.
Содержание тем учебного курса
В круг произведений для чтения входят отечественные и иноязычные (переводные) произведения, составляющие золотой фонд литературы, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данноо возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Звенит звонок – начинается урок(8ч.)
А.Барто «Стали грамотными»; Г.Новицкая «Книжки»; Р.Сеф «Учись читать!..»; Л.Пантелеев «Ау»; С.Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В.Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться…».
«Потехе – час» (8ч).
В.Смит «Час потехи», потешки, колыбельные, побасенки, русские народные загадки; С.Маршак «Загадки» (отрывки); Г.Цыферов, «В среду решили они играть в прятки…»; В.Берестов, «Искалочка», считалки, «За игрой», скороговорки, небылицы; С.Маршак «Я видел»; А.Босев «С нами смех»; А.Усачев «Если вы собрались в гости»; С,Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (10ч).
Л.Толстой «Правда всего дороже»; С.Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В.Орлов «Кто первый»; Э.Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?», «Два раза не умирать», «Два товарища»; В, Осеева «Всё вместе»; Е,Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик умирать»; В,Росин «Друзья познаются в беде»; С.Михалков «Ошибка», «Прививка»; В,Яхнин «Силачи»; М.Пляцковский, «Добрая лошадь».
«Там чудеса…» (12ч).
А.Шибаев, «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки); Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине»; В.Орлов «Абрикос в лесу»; А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Планируемые результаты.
Навыки чтения: слоговое чтение слов, предложений, небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
литературное чтение
Календарно - Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Вид контроля. Измерители | Дата | ||
Характеристика деятельности обучающихся | ууд | план | факт | |||||
1 | Звенит звонок – начинается урок (7ч) | А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки» | 1 | Называть названия произведений, их авторов. Объяснять значение каждого слова; комментировать чтение. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; Соотносить содержание с темой чтения Определять тему, главную мысль произведения; правильно строить ответы на поставленные вопросы. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста. | Познавательные: анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Личностные: Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Самостоятельное чтение | ||
2 | Р. Сеф «Учись читать!»; Л. Пантелеев «Ау» | 1 | Самостоятельное чтение | |||||
3 | Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» | 1 | ||||||
4 | В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался» | 1 | Чтение стихотворения наизусть выразительно | |||||
5 | Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…»; пословицы | 1 | Самостоятельно читать, описывать иллюстрацию, отвечать на вопросы Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. | Коммуникативные: Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Регулятивные: Обосновывать собственное мнение. Личностные: Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||||
6 | Проверочная работа 1 | 1 | Тематический (выборочное чтение, тест, выразительное чтение) | |||||
7 | Анализ проверочной работы. Проверка навыков чтения | 1 | ||||||
8 | Час потехи (10 ч ) | В. Смит «Час потехи» | 1 | Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения | Познавательные: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); Регулятивные: самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений | Самостоятельное чтение | ||
9 | Русские народные побасенки | 1 | ||||||
10 | Загадки. С. Маршак | 1 | ||||||
11 | Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки» | 1 | Самостоятельное чтение | |||||
12 | В. Берестов «Искалочка»; русские народные считалочки; В. Берестов «За игрой» | 1 | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка. Устное народное творчество. Небылицы, неслыхальщины, путаницы, их особенности, необычное | Познавательные: читать осознанно текст художественного произведения; выразительно читать стихотворение, доказывать, что это небылица. Коммуникативные: Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Регулятивные: Обосновывать собственное мнение Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя. | ||||
13 | Словесные игры: скороговорки, небылицы; С. Маршак «Я видел» | 1 | ||||||
14 | А.Босев «С нами смех!»; А.Усачев «Если вы собрались в гости» | 1 | ||||||
15 | С. Маршак «Пудель» | 1 | ||||||
16 | Проверочная работа 2 | 1 | Текущий (тест) | |||||
17 | Анализ проверочной работы. | 1 | Самоконтроль | |||||
18 | Что такое хорошо и что такое плохо ( 15 ч ) | Л.Толстой «Правда всего дороже» | 1 | Пробный пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совершенствование навыка слогового чтения. | Познавательные: читать текст, подбирать пословицу к тексту; редактировать текст, объяснять превращения слов; подробно пересказывать текст. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; отвечать на вопросы. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; анализировать и исправлять ошибки; организовывать свое рабочее место под руководством учителя; применять полученные знания в проверочной работе. Личностные: внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства; адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
19-20 | С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» | 2 | ||||||
21 | В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»; Л.Толстой «Кто прав?» | 1 | Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Сравнение содержания двух рассказов. Обоснование выбора симпатичного героя. Отработка правильного произношения и употребления слов. Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Лексическая работа. Рассматривание и соотнесение иллюстраций с текстом. Знакомство с новым видом жанра – басней; объяснять значение термина «басня» Отработка умения пересказывать текст | Пересказ текста | ||||
22 | В. Осеева «Всё вместе» | 1 | ||||||
23 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны?» | 1 | Выразительное чтение текста | |||||
24 | Эзоп «Собрался старик помирать…» | 1 | ||||||
25 | Л. Толстой «Два раза не умирать» | 1 | Чтение басни наизусть | |||||
26 | Л. Толстой «Два товарища» | 1 | Работа над содержанием произведений; анализирование; ответы на вопросы | Текущий | ||||
27 | В. Росин. «Друзья познаются в беде» | 1 | Текущий | |||||
28 | С. Михалков «Ошибка», «Прививка» | 1 | Пересказ текста | |||||
29 | Л. Яхтин «Силачи» | 1 | Работа над содержанием | Текущий | ||||
30 | М. Пляцковский «Добрая лошадь» | 1 | Беседа о сказках. Отличие языка народной сказки | Текущий | ||||
31 | Урок-рефлексия. Проверочная работа 3 | 1 | Самостоятельное выполнение проверочных заданий | Индивидуальный | ||||
32 | Анализ проверочной работы. Проверка навыков чтения | 1 | Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст | Тематический |
33 | «Там чудеса…» (8ч) | А. Шибаев «Сказки просят» | 1 | Совершенствование навыка слогового чтения. Литературная мини-викторина «Знатоки сказок». Рассматривание иллюстраций и соотнесение их с текстом | Познавательные: отвечать на вопросы литературной викторины; различать сказки народные и литературные; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию сказок; высказывать свое отношение к героям сказки. Регулятивные: высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении. | Взаимоконтроль | ||
34 | Русские народные сказки «Лиса и рак», «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Пересказ текста. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Чтение сказок с использованием предметов-персонажей. Ознакомление со сказками других народов. Лексическая работа. Прогноз содержания сказки Чтение сказок по ролям | Текущий | ||||
35 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха» | 1 | Текущий | |||||
36 | Американская сказка «Вор он, вор!» | 1 | Текущий | |||||
37 | Армянская сказка «Заказчик и мастер» | 1 | Текущий | |||||
38 | Викторина «Сказки А. С. Пушкина» | 1 | Индивидуальный | |||||
39 | Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | Текущий | |||||
40 | В. Орлов «Абрикос в лесу». Проверочная работа 4 | 1 | Тематический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа 1 класс VI вида с ЗПР
Рабочая программа для 1 класса для детей VI вида с ЗПР по предметам: русский язык, чтение, математика,окружающий мир, изо, трудовое обучение....
АДАПТИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС (8 ВИДА)
Адаптированные рабочие программы 2 класса (8 вида): русский язык, математика, чтение, трудовое обучение, изо, физкультура. 2016 - 2017 учебный год....
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...