Инновационные методы обучения младших школьников литературному чтению
статья по чтению на тему
В статье отражены результаты поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные методы обучения мл. школьников
в процессе литературного развития
По результатам тестирования PISA в 2006 г. российские школьники по шкале читательской грамотности заняли 37 место из 57 возможных. Данный текст, посвященный исследованию уровня функциональной грамотности старших школьников- без пяти минут полноправных граждан, выявил несформированность умений использовать подростками полученные навыки на практике. Формируя предметные ЗУНы на базовом и среднем уровне, мы уступаем в формировании способностей использовать содержание школьных пособий для достижения собственных целей и активного участия в жизни общества, в формировании качеств, присущих «созидательному, заинтересованному, мыслящему гражданину».
Обозначенный кризис в образовании носит глобальный характер, что требует глобальной перестройки образовательной культуры человечества. В современном мире существует социальный запрос на ускоренное универсальное школьное образование, создающее интеллект аналитика, синтезиста, творца самой информации, готового не только усвоить существующий объём знаний, но и быть готовым к генерации своего знания.
Главная задача образовательного процесса в начальной школе состоит в том, чтобы научить мл.шк. учиться, сформировать у него универсальные учебные действия, умения быстро находить, осмыслять и использовать любую информацию для поиска личных смыслов, цели личного саморазвития и самоизменения. Школа должна вооружить учащегося средствами актуализации его внутреннего мира и способами создания «своего личного образовательного пространства на всю оставшуюся жизнь».
Возникает необходимость поиска новых методов обучения ребёнка работе с учебной книгой, любой информацией, методов выведения в образы учебного материала.
Нет сомнения в том, что ребёнок способен строить диалог с книгой и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразитель- ного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого литературного источника. Поэтому основной задачей с первых уроков «Литературного чтения» становится совершенствование навыка синтагматического (тактового) чтения. Ещё в период обучения грамоте для младшего школьника создаётся мотивация: Хочешь ли научиться читать по-взрослому?» и формулируются правила такого чтения:
Правила «взрослого» (синтагматического)
чтения
- Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья ) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью и отграниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.
- Между синтагмами обозначь паузы ( / )
- В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило ,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.
- Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.
- Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
- Правильно ставь ударение в каждом слове.
- Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
- Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.
- После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.
- Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.
- Сформулируй главную мысль, высказанную автором.
Если словесное чтение является орфографическим, то синтагматическое чтение – произносительное. Такое чтение является способом приобретения умения не только бегло читать, но и понимать текст. Тренинг по чтению проводится на специально созданных дидактических текстах, но по теме или по настроению связанных с худ. произведением. Это позволяет не разрушать художественный образ и в то же время не разрывать канву урока. Учащиеся работают над ритмическим рисунком, сцепляющим текст в целое образование. В качестве самоконтроля предлагается заполнить таблицу.
1. Не удалось передать настроение текста | |
2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами | |
3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения | |
4. Затрудняюсь определять ключевые слова | |
5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения | |
6. Делаю ошибки во время чтения |
Ещё одной формой работы с художественным произведением является интерактивное творческое чтение, при котором функция ученика приобретает характер диалога с автором или источником учебной информации. ИТЧ – аппарат самовоспитания, вид творчества. Умение беседовать с текстом (автором) является основой полноценной умственной работы, дающей возможность самостоятельно приобретать знания не только в школе, но и в течение всей дальнейшей жизни. А самопостановка вопросов к тексту – это и путь саморефлексии.
Перед учителем стоит важная и наиболее трудная задача: переключить учащегося с вопросов, обращенных к нему или к кому-то, на вопросы к самому себе или к тексту.
Обучение диалогу с текстом включает 3 этапа:
- поиск скрытых (спрятавшихся) в тексте вопросов (обращение к собственному опыту);
- вероятное прогнозирование, придумывание своих предположительных ответов на вопросы; размышление, о чём будет рассказано дальше (выслушивание мнения других, тем самым расширяя своей кругозор);
- самоконтроль (возвращение к мнению автора, его пониманию проблемы, его личной позиции, внутреннему мироощущению с выходом на нравственные категории).
Значит, вести диалог с текстом – это ставить вопросы, давать на них предположительные ответы и затем проверять себя по ходу чтения.
«Диалог» с текстом
1 этап – поиск скрытых в тексте вопросов
- Работа с текстами, содержащими готовые вопросы к читателям;»Отчего прохладно стало одуванчику в бору?»
- Работа с текстами, содержащими готовые ответы и вопросы, требующие самостоятельного ответа; «Плачет ива у обрыва…»
- Самостоятельная постановка вопросов к тексту «У забора сиротливо пригорюнилась крапива…
- Самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов «лютик»
2 этап – вероятностное прогнозирование
3 этап – организация самоконтроля
- Проверка по тексту ответов на возникающие вопросы;
- Сопоставление своего ответа и авторского (эмоции: от интеллектуального удовлетворения, разочарования до удивления в случае расхождения
В 3-4 классах уже можно использовать приём «интерактивной размечающей системы»:
\/ - уже знал; + новое; -- думал иначе; ? не понял
Одним из универсальных учебных действии является умение моделировать. Моделирование в государственных стандартах второго поколения включено в планируемые результаты выпускника нач.шк. и проверяется на содержании любого учебного предмета. В частности, на уроках литературного чтения при формировании новых литературных понятий обязательно вводится обобщенный способ действия в виде знаковой модели, которую учащиеся используют в дальнейшем при решении частных задач.
Базовым понятием в литературе выступает Образ. Понимание созданного автором образа приходит не сразу, лишь при условии внимательного вчитывания в каждый текст, в каждое слово, а затем неоднократное перечитывание текста. Первое чтение незнакомого произведения послужит в качестве самоопределения школьника как читателя – это этап предпонимания. Затем следует познание «чужого» языка автора, и всё заканчивается интерпретацией произведения как целостного высказывания. Средством диагностики сформированности в начальной школе понятия образа может служить рисунок. Так после анализа произведения в рисунке передают образ, интерпретацию замысла автора.
1 шаг – «Предпонимание текста»
1. Работа с заголовком и эпиграфом
- внимательно ознакомиться с заголовком или эпиграфом
- вопрос: о чём пойдёт речь в тексте?
- Что я уже знаю об этом? Что бы хотел узнать?
- Дать предположительные ответы
- Приступить к чтению, сопоставляя выдвинутые предположения с реальным содержанием
2. Работа с текстом ( гл. приём – вычитывание информации из каждой единицы текста, внимание к слову)
- Обращать внимание на непонятное в тексте
- ключевое слово, помогающее понять мысль автора;
- незнакомое слово, выяснить его значение;
- слово-образ, сравнение, т. е. худ. средства языка, в которые автор заложил своё отношение к описываемому в тексте.
Правила «взрослого» (синтагматического)
чтения
- Читая вслух каждое высказывание, выделяй в нем синтагмы (речевые звенья) – целостные смысловые и произносительные единицы чтения, которые характеризуются интонационной определённостью и отграниченностью от других синтагм паузами. Синтагма может быть равна одному предложению, а может – одному слову.
- Между синтагмами обозначь паузы ( / )
- В каждом речевом звене подчеркни ключевые слова ( как правило,о чем говорится и что говорится). Прочитай высказывание, выделяя их голосом (тактовые ударение) и соблюдая паузы.
- Самую длинную паузу (// ) делай в конце каждого высказывания.
- Обращай внимание на знаки препинания в середине и в конце высказывания.
- Правильно ставь ударение в каждом слове.
- Во время чтения не пропускай и не заменяй слова.
- Читай высказывание в соответствии с настроением героя, рассказчика, автора текста.
- После работы с каждым высказыванием прочитай целиком весь текст.
- Расскажи, о чём тебе удалось узнать из текста.
- Сформулируй главную мысль, высказанную автором.
Отметь значком \/ свои недочёты:
1. Не удалось передать настроение текста | |
2. Затрудняюсь в расстановке пауз между синтагмами | |
3. Затрудняюсь делать паузы во время чтения | |
4. Затрудняюсь определять ключевые слова | |
5. Затрудняюсь выделять голосом ключевые слова во время чтения | |
6. Делаю ошибки во время чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/08/picture-106898.jpg)
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников
Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-206058-1369853913.jpg)
Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку
Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...
Проектный метод обучения младших школьников.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.Какие основ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-430137-1396377055.jpg)
Игра как метод обучения младших школьников
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всег...
Статья " Исследовательский метод обучения младших школьников на занятиях кружка « Разговор о правильном питании»
В статье раскрыта работа с детьми на кружке. Ученики активно добывают знания,ищут ответы на вопросы: откуда берут муку,что содержит картофель,что полезнее чипсы или картофель,какие фрукты и овощи раст...