Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Данный конспект предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_uroka.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока

1. Ф.И.О учителя: Лемешко Наталия Владимировна

2. Класс: 4

3. Предмет: литературное чтение

4. Тема урока: "М. Ю. Лермонтов "Парус"

5. Автор УМК: Н. А. Чуракова "Перспективная начальная школа"

6. Цели:

образовательные:

- познакомить детей с биографией и творчеством писателя;

- обучать элементам литературоведческого анализа;

развивающие:

- развивать навык анализа литературоведческого произведения;

- продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения;

- развивать над-предметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);

воспитывающие:

- формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;

мотивационные:

- создавать мотивацию успеха;

- учитывать индивидуальные особенности.

7. Тип урока: урок открытия новых знаний.

8. Ресурсное обеспечение:

    "Литературное чтение. 4 класс. 2 часть" Н. А. Чуракова.

    Портрет  М. Ю. Лермонтова.

    Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…»

    Лист самооценки.

    Проектор, презентация.

Характеристика этапов работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.

Цель: организовать класс, настроить на плодотворную работу в процессе урока, осваивать начальные формы личностной  рефлексии.

Цель для обучающихся: настроиться на урок, уметь организовать свое рабочее место, поприветствовать учителя и гостей, проверить свою готовность к уроку.

1. Проверка готовности.

2. Выбор эффективного способа, приема концентрации внимания.

Приветствие учителя:

Итак, друзья, внимание!

Вновь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Сейчас начнем урок!

3. Общая установка на урок.

Дети приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

Реакция на учителя, внимание.

2

Актуализация  имеющихся знаний.

Цель: выявление уровня овладения имеющимися знаниями, заинтересованность обучающихся, учить думать и отвечать на проблемные вопросы.

Цель: учить прогнозировать последующий материал по названию, учить определять жанр. Прием антиципации.

Цель для обучающихся: учить самостоятельно формулировать цель урока.

Прочитайте высказывание:

Это был человек сильный, решительный с сильным и острым умом, вооруженный волшебной кистью,  смотревший глубоко в действительность, с ядом иронии на устах...

                    С. А. Андреевский.

- Предлагаю в качестве девиза нашего урока это высказывание.

Проблемный вопрос.

Легко или трудно понять о чем размышляет рассказчик?

- Откройте учебник на с.120 и вы узнаете какое любимое стихотворение у Кости.

- Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по иллюстрации и названию спрогнозировать

о чем будет это стихотворение?

-  Прочитайте фамилию автора. Знакома она вам? Что вы о нем знаете?

- Давайте поставим цель нашего урока, закончив мои предложения:

Познакомиться...

Проанализировать...

Развивать...

Слайд  2.

Дети высказывают свои предположения.

Читают диалог на с. 120

(стихотворение М. Лермонтова  "Парус")

Дети высказывают свои предположения.

Мало знаем о его биографии.

...с творчеством М. Лермонтова.

...стихотворение "Парус".

...речь, творческую фантазию.

3

Изучение нового материала.

Цель: познакомиться с основными этапами жизни поэта.

Цель: овладение навыками смыслового чтения стихотворения в соответствии с проблемным вопросом.

Форма работы: фронтальная с целью извлечения основной информации.

Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения.

Форма работы: исследовательская работа в группах.

Цель: развивать внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта.

Форма работы:  самостоятельное чтение стихотворения  и  коллективное обсуждение.

- Давайте познакомимся с биографией  М. Лермонтова.

Слайды 3-15.

Чтение стихотворения М. Лермонтова "Парус" с.120.

Слайд 16.

-  На с.121 прочитайте диалог учителя и ребят.

- Послушайте романс "Белеет парус одинокий..."

- Понравился романс?

- Какое настроение он передает?

Теперь проанализируем стихотворение.

(Вопросы на с.121)

Разделимся на три группы:

1 группа  отвечает на вопросы к первой строфе;

Слайд 17.

2 группа отвечает на вопросы ко второй строфе;

Слайд 18.

3 группа отвечает на вопросы к третей строфе.

Слайд 19.

-Как построен сюжет ?

Слайд  21.

- Как ты думаешь, какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение? недоумение? восхищение?

(с.122)

- Выберите ту точку зрения, которую считаете правильной и прочитайте стихотворение, а мы попробуем угадать ее.

Читают диалог.

Ответы детей: торжественное, грустное, печальное и т.д.

Работают в группах.

Отвечают на вопросы.

1 и 2 строчки каждого четверостишия - картины меняющегося моря

3 и 4 строчки каждого четверостишия  - настроение, чувства, голос поэта.

4

Закрепление изученного материала.

Цель: раскрытие гуманистической сути данного произведения

- Как вы думаете, для чего Лермонтов написал это стихотворение?

- Что он хотел передать в своем стихотворении?

Через какие образы?

Слайд 22.

- А как вы думаете, кто скрывается под этими образами?

- Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока:

Легко или трудно понять о чем размышляет рассказчик?

Ответы детей.

Одиночество, тяжелую жизнь.

Образы:  парус и моря

Поэт и его нелегкая жизнь.

5

Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию в конце урока, подвести итог проделанной работе.

Цель для обучающихся: уметь оценивать свою деятельность на уроке.

- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Парус". Оцените свою работу и закончите предложения.

Я узнал...

Мне захотелось...

Это стихотворение заставило меня задуматься...

Урок взволновал...

Я расскажу дома...

Мне было интересно...

Оцените свою работу на листе самооценки.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

6

Информация о домашнем задании

Цель: уметь самостоятельно готовить домашнее задание, опираясь на опыт, полученный на уроке.

Слайд 23.

Выучить стихотворение  М. Ю. Лермонтова "Парус".

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...