Литературное чтение «Юмористические произведения М. М. Зощенко для детей»
план-конспект занятия (чтение, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская по литературе
«Юмористические произведения М.М.Зощенко для детей»
Девиз урока: «Юмор-это дар сердца...»
(для учащихся 3 класса)
Белкова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
ЦЕЛЬ:
-Приобщить учащихся к восприятию юмора;
-Выявить средства, используемые автором для создания юмористического произведения;
-Через форму Мастерской пробуждать желание творить, ориентировать учащихся на положительные нравственные ценности, воспитывать их людьми заинтересованными, приобщенными к духовной культуре человечества, формировать чувства коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности;
-Приобщить учащихся к творческой деятельности;
-Воспитывать чувство товарищества, ответственности, взаимоуважения во время работы в группе.
Ход урока
I.Организационный момент. Актуализация знаний.
-Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения , а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?
-Сегодня мы будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания. Работать будем группами. Напомните правила работы в группах.
II.Работа над темой урока.
1. Социоконструкция.
(На экране слово ЮМОР)
Прочитайте, пожалуйста, слово. Положите перед собой лист бумаги и нарисуйте любой предмет, который ассоциируется с этим словом. Рядом запишите слово, которое охарактеризовало бы это слово. Покажите, что у вас получилось.
2.Углубление представления о юморе
-Что же такое юмор? Слайд (понятие юмор)
ЮМОР-. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь. Ожегов.
- Нужен ли нам в жизни юмор и для чего нужны юмористические произведения? На этот главный вопрос урока нам предстоит ответить сегодня.
3.Мозговой штурм
- Назовите фамилии авторов юмористических произведений для детей?
Сегодня мы с вами откроем “тайну смеющихся слов” писателя М. Зощенко.
4.Актуализация знаний, полученных ранее.
Игра «Крестики-нолики»
-Какие рассказы М.Зощенко вы знаете?
(правильные ответы:№1-10, №2-3,№3-1,№4-2, №5-3, №6-2, №7-3, №8-4, №9-4)
-По какому рассказу был задан последний вопрос? («Великие путешественники»)
- Понравился ли вам рассказ?
- А какой он по настроению? (Весёлый, смешной)
5. Восстановление текста. Диафильм
-У Вас на столах карточки с отрывками из текста. Предлагаю озвучить наш диафильм, подходящей фразой из текста.
- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).
- Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.
…..
- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемами называется комической ситуацией
Приём 1: комические ситуации. Слайд.
- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)
- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.
«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».
- Что означает это выражение? ( «Очень далеко»).
- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.
Дети прочитывают:
«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».
«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».
«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»
«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.
- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?
- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).
Приём 2: использование взрослых выражений в речи детей
- Найдите в тексте сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.
Приём 3: комическое сравнение.
- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?
- Чем оно закончилось?
- Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли)
- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?
- Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними).
- Какой также знакомый вам литературный приём использует автор для названия рассказа?
Приём4: Комический эпитет.
- Давайте подведём итог: каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?
-Какой урок читатели должны извлечь из этого рассказа?
-С помощью чего автору удалось увлечь читателя?
Слушание музыкальных произведений.
-Если бы мы с вами были композиторами, какую музыку мы смогли бы написать для этого рассказа? Почему?
-Прослушайте 2 произведения композитора Дмитрия Кабалевского для детей и скажите какое из них отвечает настроению данного рассказа и почему.
-Может ли музыка передать настроение. За счёт чего?(Темп, ритм ,скачкообразное звучание....)
-Что представили, слушая музыку? Сделайте вывод.
III.Работа над рассказом М.Зощенко «Галоши и мороженое»
На экране кадры из мультфильма «Тюк»
-По какому рассказу Зощенко этот мультфильм?
-Прочитаем отрывок из этого рассказа по ролям.
-Почему дети совершили этот поступок?
-Кто больше всех виноват в случившемся?
-Какой урок вынесли дети из этой истории?(за свои поступки нужно отвечать, думать о последствиях)
Возьмите лист из Портфеля Читателя и составьте Карту текста «Галоши и мороженое»
-Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?
-Какие комические литературные приёмы использует автор в этом рассказе?
-С помощью чего автору удалось увлечь и рассмешить читателя?
-Комические ситуации(Лёля нашла рваную галошу и продала её тряпичнику, дети украли галоши гостей, как гости обнаружили пропажу галош)
- Использование взрослых выражений в речи детей (начиналось головокружение, продали задёшево, ты мужчина -ты и разговаривай)
Работа с пословицами.
Заварил кашу -расхлёбывай.
Дыму без огня, человека без ошибок не бывает.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
-Какие из этих пословиц уместно отнести к происшествию с Минькой и Лёлей?
-Какой урок читатели должны извлечь из этого рассказа?
IV.Рефлексия.
-Для чего нужен юмор и юмористические произведения?
-С какими приёмами мы сегодня познакомились?
-В чём особенность произведений Зощенко?
-Почему говорят, что «Юмор-это дар сердца»?
Составление Синквейна
1. ЮМОР
2(два прилагательных)
3.(три глагола)
4.(фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к данной теме).
5.(одно слово-синоним к первому)
Заварила кашу
Приложение.
1.«На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников»
2.«Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далёких путешествий...»
3.«И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.»
4.«Мы шли ещё часа два. И наконец вышли из леса на лужайку. Тут Стёпка решил сделать привал.
Мы развязали мешок и начали закусывать. Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком..»
5.«Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая , видимо ,попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку. Вскоре моя щека раздулась , как пирог...»
6.«И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие..»
7.«Но не найдя на небе солнца, Стёпка приуныл. И мы тоже огорчились. И ,покушав хлеба, мы легли в полной темноте. Стёпка торжественно улёгся ногами вперёд, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти..»
8.«Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновенье повернули в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полукруг..»
9.«Мы покушали хлеба и двинулись в путь .Дорога была знакома. И Стёпка то и дело раскрывал рот от удивления...»
10.«Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку- они только что сошли с парохода...Мы побежали к родителям. И родители засмеялись от радости, что увидели нас..»
11.«Тузик очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема образованности в произведении М.М.Зощенко "Великие путешественники"
Цели: ознакомление с жизнью и творчеством М.М.Зощенко; учить детей анализировать текст, делать выводы; воспитание желания учиться чему-то новому, расширять кругозор учащихся....
Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"
Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...
Тест по литературному чтению по произведению М. Зощенко " Золотые слова"
Тест по литературному чтению по программе "Школа России" 3 класс по произведению М. Зощенко "Золотые слова"...
Урок литературного чтения по произведению М.М.Зощенко «Великие путешественники» в 3 классе по Технологии «БиС».
Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения, как вида речевой деятельности. Данный урок предполагает контроль над развитием читательских умений в форме беседы, ф...
Презентация к уроку литературного чтения "Рассказы М.М.Зощенко для детей"
Презентация к уроку литературного чтения УМК "Гармония" по теме "Рассказы М.М.Зощенко для детей" в 3 классе. Может быть использован для уроков внеклассного чтения и к урокам литературного чтения разли...
Конспект урока по литературному чтению "Юмористические произведения. Веселые стихи Б.Заходера."
Конспект урока + презентация по литературному чтению "Юмористические произведения. Веселые стихи Б.Заходера."...
Конспект урока литературного чтения "Юмористические стихи И.Л. Гамазкова "Страдания".
Цель урока: содействовать совершенствованию выразительного чтения, формированию интереса к юмористическим произведениям через ознакомление с произведением И. Гамазковой "Страдания"....