конспект урока "СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Шеховцова Виктория Владимировна

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_2_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: «Сказка в гости к нам пришла».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные после прочтения сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

- Мы закончили изучать раздел «Сказки», побывали в гостях у многих сказок, познакомились с новыми героями. А сегодня сказка придёт в гости к нам.

2. Проверка знаний.

Но прежде,  давайте вспомним, на какие две группы можно поделить все сказки? (народные и авторские сказки). Верно, есть сказки народные, а есть те, которые сочинили известные авторы. Расскажите, что вы знаете об авторских сказках? (дети заранее отвечали на вопросы дома).

(Сказки Александра Сергеевича Пушкина, Андерсена, братьев Гримм любимы нами с детства. Мы читали «приключения Чиполлино», «Золотой ключик». Их тоже сочинили известные авторы, поэтому они называются авторскими. В каждой из этих историй – свой главный герой, ни на кого не похожий, и идёт он своим собственным путём, а не по проторённым дорожкам. Но вместе с тем в народной сказке и авторской много общего: как правило, главные герои в них всегда оказываются борцами за справедливость. Только в народных сказках часто встречаются одинаковые персонажи – добрые молодцы, Иваны-царевичи, Василисы Прекрасные, Бабы Яги и Кощеи Бессмертные. А в авторских герои всегда новые. Писатели часто придумывают особый мир, который населяют совершенно необычными существами).

Учитель:

- Обобщим: народные сказки сочинил народ, в них часто встречаются одинаковые персонажи, герои всегда являются борцами за справедливость. А авторские сказки сочинили известные авторы, в них свой главный герой, причём, всегда новый и необычный, герои тоже всегда являются борцами за справедливость. Сейчас будет появляться сказочный герой. Если он из народной сказки, встают девочки, если из авторской – встают мальчики. (Появляются герои: Баба Яга, Незнайка, Иван-Царевич, Чиполлино, Царевна-лягушка, Карлсон, Лисичка)

- Давайте поиграем в игру «Узнай сказочного героя».

1-ый вопрос: Этот герой ради спасения друга не пожалел своего подарка.

П

Я

Т

А

Ч

О

К

- Как называется эта сказка? Кто её автор?

(«Винни-Пух», Алан Милн, пересказал Борис Заходер)

2-ой вопрос: Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден был сделаться отважным путешественником.

        

Х

О

Б

Б

И

Т

- Кто помнит название этой сказки и кто её автор?

(«Хоббит», Джон Толкин)

3-ий вопрос: Кто от всех болезней лечился сладостями?

         

К

А

Р

Л

С

О

Н

- Как называется эта сказка? Кто её автор?

(«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Астрид Линдгрен)

4-ый вопрос: А этот человечек отлично плавает, не боится воды, но для него нет ничего опаснее, чем огонь очага.

Б

У

Р

А

Т

И

Н

О

- Кто помнит название этой сказки и кто её автор?

(«Золотой ключик, или приключения Буратино», Алексей Толстой)

5-ый вопрос: При встрече с этим героем все тут же начинали плакать.

Ч

И

П

О

Л

Л

И

Н

О

- Как называется эта сказка? Кто её автор?

(«Чиполлино», Джанни Родари)

  1. Беседа по сказке с элементами театрализации.

Учитель:

- Итальянский сказочник Джанни Родари создал страну, где живут овощи, фрукты и даже ягоды. Эта сказка называется «Приключения Чиполлино» (показ книги с выставки). А вот и сам главный герой!

(вбегает ученик в костюме Чиполлино: на голове шапочка с торчащим зелёным хохолком, на плече палка с узелком, в кармане ручное зеркальце)

Чиполлино:

- Всем здравствуйте!

Учитель:

- Мы рады тебя видеть, Чиполлино! В нашей стране ребята хорошо знают и любят тебя. Ведь ты – не просто мальчик, а мальчик-луковка. А у нас про лук даже есть своя загадка. Помните её, ребята? Кто её прочитает? (Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает)

Чиполлино:

- Да, ничего не скажешь. Пока лук очистишь, хорошенько наплачешься. Зато в луке очень много витаминов, не зря говорят: «Лук – от всех недуг».

Я вам знакомый овощ – лук,

Заставлю плакать всех вокруг.

Вот мой зелёный хохолок,

А в нём хранится горький сок.

Но тем сок горький знаменит,

Что витамины он хранит.

И если лук зимою есть,

То перестанешь ты болеть.

Попадёт лучок на зуб,

 Хруп – хруп, хруп – хруп.

Нет микробам спуска.

То-то будет вкусно!

- А какие ещё есть загадки про лук?

Учитель:

- Ну, луком называется не только овощ, но и оружие, из которого стреляют. Поэтому есть такая загадка: «Зелёный, горький – для еды, а с тетивою – для стрелы». А когда лук закладывают на хранение, то за высохшие макушки его сплетают в целые связки. Отсюда ещё одна загадка: «Семьсот поросят на колышке висят». Ответ – связка лука. (показ связки лука)

Чиполлино:

- Как здорово! Сколько, оказывается, есть загадок про лук!

Учитель:

- Ребята, мы прочитали с вами сказку «Приключения Чиполлино», посмотрели мультфильм. Что вы можете сказать о стране, в которой жил Чиполлино? Наверное, там всегда очень весело, ведь там живут апельсины и мандарины, вишни и земляника.

(Страной, в которой жил Чиполлино, правил злой и кислый принц, которого звали Лимон. Он был жестокий и жадный. Поэтому и простым людям жилось не совсем весело).

- Кто помнит, как звали отца Чиполлино? (Чиполлоне). А вы знаете, что в переводе с итальянского, это слово как раз и означает лук. Что вы можете рассказать о семье Чиполлино?

(У отца Чиполлоне было восемь сыновей. Все они ютились в жалком ящике для огородной рассады. Они рано узнали, что такое голод и нужда. Известное дело, как говорится, где лук, там и слёзы. Вот только отчаиваться ему было нельзя. Он решил помочь своей семье и отправился, как велел ему отец, в путешествие искать добрых друзей)

Чиполлино:

- Видите, вот в этом маленьком узелке (показывает узелок) находится всё моё добро. А в кармане я всегда ношу ручное зеркальце, чтобы пускать им солнечных зайчиков. От них становится веселее на душе. Вот шёл я по дорожке, шёл и вдруг увидел необычное строение, напоминающее собачью будку. А на самом деле это был маленький домик кума Тыквы.

Учитель:

-Что вы, ребята, можете рассказать об этом герое?

(Кум Тыква с самого детства мечтал построить себе дом и каждый год покупал несколько кирпичей для будущей постройки. Но домик получился таким маленьким, что в нём можно было только сидеть, высунув наружу ноги. Про него мальчишки даже сложили песенку:

Как у Тыквы-старика

В кухне правая рука,

В спальне левая рука,

Если ноги на пороге,

Нос – в окошке чердака.)

Чиполлино:

- Но и этот крохотный домик разозлил управителя графинь Вишен, синьора Помидора.

(потрясая кулаками, врывается синьор Помидор)

Помидор:

-Злодей! Вор! Мятежник! Бунтовщик!

Учитель:

- О ком это вы?

Помидор:

-  Как о ком? Я говорю о куме Тыкве! Он построил этот пышный дворец на земле, которая принадлежит графиням Вишням.

Учитель:

- О нет, сам граф Вишня дал куму Тыкве разрешение на постройку этого крохотного домищки.

Помидор:

- Но граф давно умер, теперь земля принадлежит графиням! Так что кум Тыква должен убраться подобру-поздорову!

Чиполлино:

- Ваша милость, вы не правы!

Помидор:

- А ты откуда взялся? Почему не на работе?

Чиполлино:

- Я ещё не работаю. Я пока только учусь.

Помидор:

- А что ты изучаешь? Где твои книги?

Чиполлино:

- Я изучаю мошенников, ваша милость! Как раз сейчас передо мной стоит один из них. И я ни за что не упущу случая изучить его как следует.

Помидор:

- Ах, ты изучаешь мошенников? Это любопытно. Впрочем, в этой деревне все мошенники. Если ты нашёл нового, покажи-ка мне его.

Чиполлино:

- С удовольствием, ваша милость. (достаёт зеркало и подносит к лицу Помидора). Вот он, этот мошенник. Если вам угодно, посмотрите-ка на него хорошенько. Узнаёте?

Помидор:

- Что-о-о? это я сам? Да ты издеваешься! Вот тебе за это! (обеими руками вцепляется в волосы Чиполлино). Вот тебе, вот!

Чиполлино:

- Ах, как силён тот мошенник, которого вы увидели в моём зеркальце! Уверяю вас, он один стоит целой шайки разбойников!

Помидор:

- Я покажу тебе, плут! (вырывает перо из волос Чиполлино). Ой, что это? Какая едкая горечь в глазах! Этого со мной никогда ещё не бывало! (убегает)

Учитель:

- Синьор Помидор заплакал от лукового сока. Он разве не знал, что от лука плачут?

Чиполлино:

- Конечно, нет! Ведь ему самому никогда в жизни не приходилось чистить лук!

Учитель:

- Так неудачно закончилась его попытка отнять домик у кума Тыквы. Ну, а потом, справедливость в нашей сказке окончательно восторжествует, и все злые персонажи исчезнут!

Чиполлино:

- Отлично, так и должно быть! Я очень рад, что вам нравится моя история.

Учитель:

- Ещё бы! Ведь мы её очень хорошо знаем. Вот послушай, какие стихи прочитают наши ребята про тебя и твоих друзей.

Чиполлино я подружка,

Видишь – хвостик на макушке.

Я расту в земле, на грядке

И стараюсь быть в порядке.

Красавица, артистка

Румяная редиска.

Я когда-то в замке жил

И уроки все учил.

Только злые Вишни-тётки

Не давали жить сиротке.

В парке я один гулял,

Чиполлино повстречал.

Сразу всё сменилось вдруг

И у Вишенки есть друг.

Чиполлино:

- Вот спасибо за стихи. Редиска и Вишенка – мои лучшие друзья.

Учитель:

- Над похождениями Чиполлино можно смеяться, можно восхищаться каждой его удачной проделкой или волноваться, сумеет ли он одолеть своих врагов. Хотя заранее понятно, что сумеет, ведь в сказке всё должно заканчиваться справедливо. И читатели будут всем сердцем радоваться победам мальчика-луковки, ещё и ещё раз перечитывая эту удивительную книгу.

  1. Проверка знаний.

- А теперь я предлагаю вам вместе с Чиполлино ответить на вопросы теста.

Тест

  1. Автором сказки «Приключения Чиполлино» является:

А. Алан Милн

Б. Джанни Родари

В. Алексей Толстой

  1. Сказка «Приключения Чиполлино» является:

                       А. авторской

                       Б. любительской

                       В. Народной

  1. В авторских сказках:

                       А. встречаются одинаковые герои

                       Б. герои всегда новые

  1. Слово ЛУК:

                       А. однозначное

                       Б. многозначное

  1. Чиполлино отправился в путешествие:

А. искать клад

Б. ради удовольствия

В. искать добрых друзей

  1.  Чиполлино изучал:

                       А. мошенников

                       Б. злодеев

                       В. хулиганов

  1. Лучшими друзьями Чиполлино были:

                        А. принц Лимон

                        Б. синьор Помидор

                        В. Редиска и Вишенка

  1. Чиполлино – кто он? 

А. борец за справедливость

Б. любитель приключений

  1. Слово «Чиполлоне» в переводе с итальянского языка означает:

А. чеснок

Б. лук

В. перец

  1. Кум Тыква жил:

А. в роскошном дворце

Б. на грядке в огороде

В. в маленьком домишке

Учитель:

- Поменяйтесь в парах листочками, проверим ответы. Оцените работу: нет ошибок – отметка 5,1-2 ошибки – отметка 4, 3-4 ошибки – отметка 3. Верните листочек.

Ответы теста:

1. Б        6. А

2. А        7. В

3. Б        8. А

4. Б        9. Б

5. В        10. В

5.  Подведение итогов.

Учитель:

- Молодцы, вы справились с заданием! Чиполлино, давай подведём итоги конкурса рисунков и наградим победителей. Тебе какие рисунки больше понравились?

Чиполлино:

- Ребята постарались все. Я бы хотел всем сказать спасибо за рисунки и угостить. (угощает всех конфетами)

Учитель:

- Ребята, вам урок понравился? Что больше всего запомнилось? Спасибо артистам, которые помогали вести урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая осень в гости к нам пришла

Презентация к классному часу по теме "Золотая осень в гости к нам пришла"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барабынская СОШ Драгункина Н.Г.(2010-2011гг)...

Конспект коррекционного занятия по математике "В гости к нам пришли матрёшки" для учащихся 1 класса школы 8 вида.

Предлагаю конспект занятия по математике для учащихся 1 класса школы 8 вида.   Данный материал будет полезен воспитателям группы продленного дня при проведении коррекционных занятий....

Конспект внеклассного мероприятия "Осень золотая в гости к нам пришла..."

Конспект можно использовать для проведения внеклассного мероприятия с обучающимися 2 - 3 коассов. Мероприятие можно провести в форме праздника или соревнования. Загадки и вопросы можно поочерёдно пред...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов с ТМНР: тематическая неделя «Сказка в гости к нам пришла».

Внеклассное мероприятие для детей с множественными и тяжёлыми нарушениями....

"Сказка в гости к нам пришла" (конспект ООД по речевому развитию для детей младшего возраста)

Для чего нужны нам сказки?Что в них ищет человек?Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить.В сказке звери оживают,Начинают говорить....