урок по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
урок литературного чтения по учебнику Чураковой (система Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ponyatie_malaya_rodina.doc | 607 КБ |
Предварительный просмотр:
Никонова Наталия Владимировна
Учитель ВКК ГОУ СОШ № 981
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС , СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА
ПОНЯТИЕ «МАЛАЯ РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ РЫЛЕНКОВА И ВОЗНЕСЕНСКОГО, В КАРТИНЕ РУБЛЁВА «ТРОИЦА»
Цели: познакомить детей с произведениями Вознесенского и Рыленкова, знакомить с понятие «малая Родина», учить выразительному, осознанному чтению, воспитывать патриотизм, учить умению сопоставлять старославянские слова и слова современного русского языка.
1 Знакомство с новой темой.
Учитель: Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новой главой, с. 69. Как она называется?
-«Родная сторона».
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе?
- О Родине,
- О богатырях.
-О жизни древних славян.
- О японцах.
- О коротышках в Цветочном городе.
-А что для них является Родиной?
- Для древних славян Родиной является Древняя Русь.
- Для коротышек из произведения Носова – Цветочный город.
- Для японцев родиной является Япония.
- Для богатырей – земля русская.
-А для вас что является родной стороной?
- Россия.
- Москва.
- Чечня.
- Турция.
-Вот видите, каждый из вас дорожит тем местом, где он родился и вырос. Для большинства из вас это Москва, ваша малая Родина. Переверните страницу, и мы с вами видим эпиграф к нашей главе. Прочтите вполголоса эпиграф.
Сколько же их –
Тропинок, ведущих в родные края?
Ёса Бусон.
2.Работа с эпиграфом к главе.
Эпиграфом к нашей главе авторы учебника взяли хокку Есы Буссона.
Что хотел сказать поэт?
- Мне кажется, что поэт хотел сказать, что куда бы ты не поехал, всё равно потом ты вернёшься домой.
-Что за тропинки он имел в виду?
- Это дороги, по которым ездят машины.
- Это реки, по ним тоже можно домой добраться.
-Это воздушный транспорт.
- Это лесные тропы.
- Ребята, вы, конечно, все правы.А если человек далеко от дома и не может приехать, что ему помогает вспомнить о Родине?
-Книги,
-Произведения искусства
-Письма
-Мысли о доме.
3.Анализ стихотворения Вознесенского.
- Мне кажется, что стихотворение Вознесенского, с которым мы сейчас познакомимся, покажет вам, как скучает поэт о родном крае.
Прочитайте стихотворение Вознесенского вполголоса.
Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами, -
Не созерцанье – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…
- Поднимите руку, кто почувствовал грусть поэта?
- В каких словах вы это услышали?
- Поэт не уверен, что сможет увидеть снова родные края, он пишет: «Увижу ли, как лес сквозит…»
- Наверное, он далеко уехал и скучает.
- Конечно, вы совершенно правильно поняли, а теперь помогите всем вчитаться в стихотворение.
-Что значит, лес сквозит?
-Это означает -прозрачен.
-Почему озера поэт называет озерцами?
-Они небольшие, неприметные.
-То есть поэт создает образ неяркой, неприметной красоты, радующей сердце.
-А как вы понимаете слово «созерцать»?
-Наблюдать.
-Рассматривать.
-От какого старославянского слова происходит слово «созерцать?»
-«Зерцало» – зеркало.
-Каким свойством обладает зеркало?
-Просто отражает все, что попадается в поле зрения.
-То есть делает это холодно, безучастно, равнодушно. Теперь подумайте и скажите, можно ли с помощью глагола «созерцать» выразить все чувства, которые поэт испытывает к родному краю?
-Нет, нельзя.
-Какое слово придумал для этого поэт?
-Сосердцать.
-«Сосердцание» - от какого слова образовано?
- От слова «сердце».
-Тогда почему поэт, говоря о сильных чувствах, пользуется словом «пригвоздит»?
- Поэт хочет показать, как крепко он привязан к своей Родине.
- А мне кажется, что поэт жить не может в чужом краю и скучает.
-Что-нибудь в мире природы вызывали у вас такие сильные чувства?
- У меня такие чувства вызывала радуга.
- А у меня лес у нас на даче. Он осенью такой красивый!
- Я нашла гриб в лесу. Он тоже был красивый.
Какие впечатления вас «пригвоздили»?
- Я наблюдала на юге за штормом. Страшно и красиво!
- А я в Венгрии на озере видел закат. Солнце красное, небо и облака красные.
- Когда мы с мамой сплавлялись по реке на плотах, видели пороги на реке, вода бурлила, пена на воде…
- Я видел в лесу дятла: глазки маленькие, чёрные, макушка красная, только он быстро улетел.
Выразительное чтение этого стих-я (3-4 учащихся)
4.Анализ стихотворения Рыленкова «Всё в тающей дымке…»
А теперь послушайте стихотворение русского поэта Рыленкова.
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Перечитайте вполголоса 1 часть стихотворения.
- А представляете ли вы себе другую природу: с яркими красками, резкими звуками, сильными запахами?
- Я видел такое. Это в джунглях.
- А я видел в фильме такую природу.
-Так какой же образ природы создаёт поэт?
- Лес, туман, речка.
-А я представил озеро, от него туман поднимается, камыш шумит….
-Что это значит – ускользнуть от взора?
- Это значит сразу очень трудно рассмотреть что-то в природе.
Прочитайте 2 часть стихотворения.
-Чем отличаются действия: смотреть и всмотреться, слушать и вслушаться?
- Смотреть – это просто смотреть на что-то, а всмотреться – значит, внимательно рассматривать, различать какие-то детали.
- Слушать – это просто слушать, не обязательно внимательно, а вслушаться – значит послушать как следует и всё запомнить.
-Почему же необходимо всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы?
-Так как такая красота очень медленно проникает в душу, постепенно наполняет наше сердце.
Демонстрация на мультимедийном проекторе фотографии.
- Попробуйте всмотреться в эту фотографию и рассказать, что вы заметили.
- Берёзовый лес. Он и правда прозрачный.
-Солнце очень красиво сквозит, оставляет тени на снегу.
- Трава из-под снега вылезает, сухие травинки торчат, это тоже красиво.
-Что нужно уметь человеку, чтобы понять красоту русской природы?
-Вглядываться и вслушиваться в мир природы.
Выразительное чтение стихотворения (3-4 уч-ся)
5.Рассматривание картины А.Рублёва
Вот и сегодня нам предстоит тоже стать исследователями, мы должны всмотреться в одну замечательную икону и мне бы очень хотелось, чтобы она затронула самое главное в вашей душе.
- только сначала мне хотелось бы узнать, что такое икона?
- Изображение святых.
- Это такая специальная картина, которая висит в церкви или дома, и на которую молятся, на ней изображён Иисус Христос.
- Раньше в каждом доме в красном углу висела икона.
Рассуждения ваши верны, подытожим:
- Икона – в переводе с греческого языка обозначает образ. Икона – это встреча между человеком и Богом, окно в духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком и призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображён.
Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних иконах – образ самого
господа Иисуса Христа. На других – образы Богоматери или святых. Люди,
природа и вещи выглядят на иконах необычно. Взор и душу греет
таинственный золотистый свет. Перед образами непременно возжигаются
свечи, надолго замирают в молитве верующие люди.
Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда языком символов, и
каждая деталь на ней имеет свой смысл. С помощью языка символов и
красок икона даёт человеку представление о духовном мире, а также
рассказывает библейские сюжеты.
«Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками», – говорил преподобный Иоанн Дамаскин.
Откройте в картинной галерее икону А. Рублева «Троица».
Андрей Рублев написал эту икону более 500 лет назад. В это сложное для Руси время русские князья воевали друг с другом, с монгольскими ханами. Чтобы прекратить эти войны, князья должны были объединиться. Русский святой, Сергий Радонежский, согласно легенде, показывал воюющим князьям икону А. Рублева. 3 ангела, парящие на ней, воплощали собой такую безмятежную красоту и согласие, что должны были убедить князей жить в мире и защищать свою Родину.
-Ребята, а как вы понимаете слово «ангел»?
-В энциклопедии «кругосвет» даётся такое определение:
АНГЕЛ, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.
А в словаре Даля даётся такое определение:
АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит.
- Вот и на своей иконе Рублёв изображает ангелов. Посмотрите, как сидят ангелы – они как бы присели отдохнуть, от их фигур веет спокойствием.
Художник, чтобы достичь впечатления гармонии, равно удаляет фигуры ангелов от центральной фигуры. Т.е. 3 фигуры ангелов образуют круг.
-Где ещё на иконе мы видим изображение круга?
-В изображении нимба, в очертании чаши.
- А раньше не помните, какому богу поклонялись древние славяне?
- Славяне поклонялись богу солнца.
- Теперь понимаете, что изображение круга часто присутствует и на иконах, символизируя спокойствие, умиротворение.
В христианском религиозном искусстве, которое противопоставляло два мира – мир Бога и мир человека, все используемые иконописцами цвета подчинялись этому противопоставлению.
Рассмотрите внимательно ангелов. Какого цвета нижние одежды у них?
- У Бога-Отца и Бога – Святого Духа нижние одежды – синие.
-Синий цвет символизировал принадлежность к небесному, божественному миру.
- У Бога –Сына цвет нижней одежды – красный.
- Красный цвет символизировал принадлежность к земному миру. Поэтому Бога- Сына (он же сын земной женщины Марии) и изображали в одежде красного цвета.
-А какого цвета верхние одежды у ангелов?
-У Бога – Отца одежда розовая, она символизирует основание божественного мира
-у Бога – Сына – синяя, символизирует принадлежность к небесному, божественному миру.
-У Бога- Святого Духа – зеленая, показывает, что самое молодое у человека – его дух.
-О чем же рассказывает нам эта икона?
-Бог един в 3-х лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Бог- создатель,
-Бог – воплощение совести, возможности пожертвовать собой ради других и Бог – сила духа, которая есть в каждом из нас. -То есть «Троица» - это духовное начало которое есть в каждом человеке, называть его можно по-разному, но сущность останется – это человеческая совесть.
6. Исполнение песни «Ангел».Мы с вами говорили, что во всех религиях есть ангелы – Аза нам рассказывала об ангелах в мусульманской религии, а мы с вами говорили, что у каждого есть ангел-хранитель.
-Какова его роль в жизни человека?
- Ангелы – хранители помогают нам преодолеть трудности в жизни.
- Ангелы – хранители защищают нас от опасности.
- Ангелы-хранители уберегают нас от совершения плохих поступков.
Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле-хранителе. (Читает ученик.)
Ангела Бог при крещении мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!
На уроке музыки вы пели песню об этом ангеле, давайте ее споем.
Исполнение песни «Ангел прилетел»
7.Изготовление ангела из белой бумаги.
- А вам бы хотелось, чтобы у вас дома появился символ Рождества – ангел-хранитель?
-Очень хотелось бы!
- Давайте сделаем такого ангела. Наш ангел будет белого цвета, что будет означать безгрешность жизни.
Изготовление ангела, украшение, прикрепление к молдингу.
8. Близится Рождество, а в канун этого светлого праздника мне хотелось бы, чтобы каждому из вас помогал ваш ангел-хранитель. Но все вы знаете, что человек не должен сидеть сложа руки и ждать помощи, он сам должен приложить усилия. Мы сегодня читали такие замечательные стихи, которые не только оставили в нашем сердце тропинки, а научили нас сосердцать природу, вслушиваться и всматриваться в окружающий мир, любить и уважать свою малую Родину.
Скажите, ребята, а какой город является для нас малой родиной?
- Москва.
Чем мы можем помочь своей Родине сейчас?
-Хорошей учебой,
-Слушаться родителей,
-Не засорять улицы города
7. Домашнее задание. с.70-71 одно из стихотворений наизусть, найти и выразительно прочитать стихотворение, которое вас заставило сосердцать природу.
Литература
- Чуракова «Литературное чтение»
- Методическое пособие «Основы православной культуры» I год обучения. Смоленск, 2004 г., с.29
- Энциклопедия «Кругосвет», Википедия, 2007
- Ожегов, «Словарь русского языка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....