открытый урок по предмету Обучение грамоте "Разделительные Ъ и Ь знаки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Знакомство для учеников с разделительными знаками в 1 классе всегда вызывает трудности. Данный урок поможет преодолеть трудности этого знакомства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _i_znaki.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №24»

план-конспект урока  обучения грамоте

1 класс

Подготовила учитель МБОУ «СОШ №24»

Гребенщикова Оксана Викторовна

2012 год

Тема: Разделительные ъ и ь знаки.

Цель: Показать разделительную функцию ъ и ь знаков. Подготовить к знакомству с орфограммой «правописание ъ и ь»

УУД: Личностные – проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к исследовательской работе.

Регулятивные – демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ребусы, выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя.

Познавательные – осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.

Коммуникативные – воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами, группами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему

Учитель загадывает загадки и показывает предметные картинки с изображением ъ и ь

- Чем похожи эти буквы?  - Какие звуки они обозначают? Какую роль играют эти буквы? Для чего они нужны в русском языке?

III. Объявление темы и целей урока

1. Исследуем работу этих букв. С. 102

Прочитайте название темы урока.

- Как вы думаете, почему разделительные?

2.  Исследуем, как зависит произношение букв е, ё, ю, я от их места в слове?

Пе-пье   ля-лья   лю –лью  ди-дьи  лё-льё

- Чем отличаются слоги в столбике слева от столбиков справа? (подчеркнуть ь)

- С какими буквами  стоят е, ё, и, ю, я в первом столбике? Во втором?

- Как произносятся слоги слева и справа? Чтение слогов парами.                                         Вывод: Гласные и согласные звуки сливаются слева. А справа эти звуки будто кто-то разделяет. Откуда  появился новый звук?

- Почему такая разница в произношении? 

3. Посмотрим, что ещё меняется в словах, если вставить ь знак.

Перо – Пьеро Коля – колья  солю – солью  суди – судьи  полёт – польёт

- Прочитаем слова парами в следующем столбике. Что изменилось?  (смысл)

- Почему изменился смысл? (подчеркнуть ь)

-Как объяснить, что  два слова записали с большой буквы?

III. Гимнастика для пальцев: Покажем виновника пальцами (изображение ъ и ь знаков)

1. Печатание букв Б, Ъ, Ь. с. 102

- Какой порядок букв в строке? Какая буква лишняя? Почему её взяли для печатания?

2.  Понаблюдаем за произношением слов последних столбиках.

- Рассмотрите слова, что общего в них? (езд)

- Чем замечательны слова последнего столбика? ( подчеркнутьЪ)

- Как влияет Ъ знак на произношение слов? (чтение слов 3, 4 столбика)

- Что вы заметили в произношении?  Сколько звуков обозначает буква е? Почему?  (после гласной и ъ буква е обозначает два звука,  появился звук Й)

Физминутка  Игра: Пантомима  

Изобразить молча:  плясун, певун, бегун, молчун. (на доску)

IV. Первичное закрепление

- Как изменятся эти слова, если к ним добавить ья?

-  Кто же сегодня в гостях? Чтение  стихотворения про тюленя. С.102

- Что обозначает слово прилежанье?

Прилежанье – добросовестное отношение к работе, старание.

- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?

Игра:  «Сыщики»:  Сколько ь знаков в словах? (8)

- Прочитать слова с ь знаком и назвать его роль в слове.

V. Вторичное  закрепление

1. Работа в парах: отгадайте  кроссворд (на доске)

-  Почему возникли трудности?  Давайте разберёмся.

1. подъезд  2.листья  3.письмо  4. объявление  5.вьюга

VII. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали про ъ и ь знаки? Почему они разделительные?

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

Кому можно сделать комплимент?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак"

В конспекте урока прослеживаются некоторые приемы субъективизации учебного материала....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « Знаки >(больше),<(меньше),=(равно)». УМК «Школа России», автор учебника М.И. Моро

Авторская разработка урока по математике в 1 классе по теме: "Знаки больше, меньше, равно"....

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...

Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"

Это конспект урока, направленный   на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...

Открытый урок по предмету математические представления в 6б классе по теме "Числа от 1-9. Обозначение цифрой. Соотнесение числа и количества предметов"

Открытый урок по предмету математические представления в 6б классе по теме "Числа от 1-9. Обозначение цифрой. Соотнесение числа и количества предметов"...


 

Комментарии

Урок по системе Занкова Л.В. разработан в соответствии со стандартами нового поколения.

При знакомстве с разделительными ъ и ь знаками учащиеся сформируют универсальные учебные действия.