Поэтическая тетрадь. С.Есенин «Бабушкины сказки»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Цели: ознакомить с новым стихотворением С.Есенина; вспомнить биографию поэта.
- Учить читать стихотворение;
- Развивать речь, память, воображение;
- Прививать интерес к чтению стихов и любовь к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin-babushkiny_skazki_-cherches_e.n.-gbou_sosh_1959.pptx | 2.55 МБ |
s._esenin_-_babushkiny_skazki-cherches_e.n.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки ». 2. Учиться выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки ». 3. Учиться анализировать стихотворный текст. Цели урока .
1. Быстрая речь. 2.Искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. ( С. И. Ожегов ) Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ . Скороговорки учат чёткому и внятному произношению; помогают овладеть техникой речи. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА СКОРОГОВОРКА
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки. Варин валенок провалился в прогалинок.
Лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди полей, , возле рек и озер родная земля. К олокольный звон несётся над великой Русью. Её воспевают в стихах. И витает душа Есенина над Россией, и звучат его стихи над российскими просторами.
Село Константиново… Родина поэта — село Константиново Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино .
Родители: Мать - Татьяна Федоровна Есенина Отец - Александр Никитич Есенин Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда (отца матери ).
Из автобиографии «Стихи я начал слагать рано . Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад Стихи начал писать, подражая частушкам.» «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.» И С Т О К И П О Э З И И Е С Е Н И Н А
Как правильно читать стихотворение. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни. Соблюдать знаки препинания. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации. Прослушивание стихотворения «Бабушкины сказки» (в исполнении актёра С.Безрукова с видеоролика)
Продолжение ОПОСТЫЛЕЛИ НАДОЕЛИ САЛАЗКИ САНКИ
И опять мы загалдели… И опять мы заговорили … ′ ′
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки, ′
И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака . ′
′ И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: ′
‹1913—1915›Есенин. Бабушкины сказки «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело — Говори да говори.
1 . Познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки ». 2. Учиться выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки ». 3. Учиться анализировать стихотворный текст. Подведём итоги .
Рефлексия
Домашнее задание: выучить стихотворение «Бабушкины сказки» наизусть; найти другие стихи Есенина; нарисовать иллюстрации к стихам Есенина.
Предварительный просмотр:
Сценарий урока (литературное чтение).
Класс: 4
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Головина ( Родная речь: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 4 ч.Ч.3. М.: Просвещение, ОАО «Московский учебник», 2006. - С. .
Учитель: Черчес Елена Николаевна
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 1959, ЮВАО, г. Москва.
Тема урока:
« Поэтическая тетрадь. С.Есенин «Бабушкины сказки»
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока: продолжать ознакомление учащихся с творчеством С.Есенина; учить выразительному чтению стихотворения; показать красоту, звучность поэтического слова; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения анализировать лирическое произведение, находить языковые средства художественной выразительности; развивать воображение, речь; воспитывать интерес к чтению стихотворений.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
- Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
- Воспитывать у учащихся любовь Родине.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».
Структура урока:
№ этапа | Этапы урока | Время |
1 | Организационный момент | 1 мин |
2 | Формулировка темы, цели и задач урока. | 2 мин |
3 | Проверка домашнего задания. | 7 мин |
4 | Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»
| 12 мин |
5 | Работа над выразительностью чтения 1. Вторичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста) | 18 мин |
6 | Ф и з к у ль т м и н у т к а | 2 мин |
7 | Работа над выразительностью чтения 2. Актуализация опорных знаний. Лингвистический эксперимент. Вспомнить выразительные художественные средства языка. 3. Упражнение в чтении стихотворения 4. Беседа по содержанию. |
|
8 | Итог урока. Рефлексия | 2 мин |
9 | Домашнее задание | 1 мин |
И Т О Г О: | 45 мин |
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.
2. Формулировка темы, цели урока.
- Как называется раздел учебника, который мы читаем?
- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?
- С творчеством какого поэта будем знакомиться сегодня?
3. Проверка домашнего задания.
-Урок начнём с проверки домашнего задания. Уточните, что вы готовили дома.
(Чтение наизусть стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» - 4 ученика)
4.Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»
1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).
Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется… ( прочитать со слайда хором ).
2) Первичное знакомство со стихотворением (просмотр видеоролика с записью романса на стихотворение)
- А теперь приготовьтесь слушать.
3) Проверка первичного восприятия стихотворения:
- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)
- Прочитайте, какое у вас задание:
«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».
4) Первичное самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Какие слова требуют разъяснения? (Ответы учащихся)
5) Словарная работа.
грезит | мечтает | слайд (фото) |
межа | граница земельных участков. | слайд (фото) |
зарево | огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений | слайд (фото) |
храм | здание для совершения богослужения и религиозных обрядов | слайд (фото) |
5.Работа над выразительностью чтения
1. Вторичное чтение стихотворения учащимися (по четверостишиям с анализом текста)
- Прочитайте 1-ое четверостишие. Рассмотрите иллюстрации.
- Попробуйте найти строки, которые подходят к каждой иллюстрации, прочитайте их выразительно.
- Прочитайте 2-ое четверостишие. Рассмотрите иллюстрации.
- Найдите и прочитайте выразительно строки стихотворения, подходящие к каждой иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрации и найдите строки стихотворения к ним.
- Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.
( В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными средствами языка. )
- Физкультминутка.
- Работа над выразительностью чтения ( продолжение)
2. Актуализация опорных знаний.
А)- Вспомнить выразительные художественные средства языка.
- Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:
Грезит | мечтает |
Восторг | восхищение |
Золотой | жёлтый, оранжевый |
Сиять | мерцать, переливаться |
-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:
Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.
Восторг - огорчение, печаль, тоска.
- Вспомните, что такое эпитет.
1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.
2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
Б) Лингвистический эксперимент.
Синяя бабочка, золотые часы, хрустальные туфельки.
- Назовите имена прилагательные в словосочетаниях. Можем ли мы назвать их эпитетами? Почему?
- Предлагаю вам стать волшебниками.
Имя прилагательное | Эпитет |
Синяя бабочка | Синее небо |
Золотые часы | «Золотые края» (облаков) |
Тёплый ветер | Тёплый вечер |
3. Упражнение в чтении стихотворения
А)Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты.
Б) Работа с иллюстрациями:
- Рассмотрите иллюстрации. Какие строки подберёте из стихотворения?
(1 – облака с золотыми краями; 2 – кротко звёзд золотое сиянье; 3 – точно в храме стою я в тиши, и в восторге молюсь от души)
4. Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что удалось выразить поэту?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?
- На уроке: - Мне понравилось … - Я понял, что …
- Я научился … - Я сегодня работал …
- Оценить работу учащихся на уроке.
9. Домашнее задание: с. 12 (выучить наизусть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"
Конспект отрытого урока в 4 классе по литературному чтению С.А. Есенин "Бабушкины сказки"...
С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Урок чтения в 4 классе
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ1. Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста...
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"
Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....
С. Есенин "Бабушкины сказки"
Данный урок - урок литературного чтения в 4 классе....
Фотоколлаж С.Есенин "Бабушкины сказки"
Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...
Коллаж С.Есенин "Бабушкины сказки"
Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...