С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Урок чтения в 4 классе
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_s_ispolzovaniem_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
- Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста
- Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
- Учить анализировать поэтическое произведение
- Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие:
- Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
- Развитие познавательной активности
- Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
- Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
- Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
- Воспитывать любовь к русской поэзии
- Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
- Формы работы учащихся
Индивидуальная, групповая
- Необходимое техническое оборудование
Мультимедийная установка, интерактивная доска, ПК учителя
- Структура и ход урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Речевая разминка – 3 мин.
- Проверка домашнего задания –5 мин
- Актуализация знаний – 2 мин
- Формулирование учениками темы и задач урока – 3 мин.
- Знакомство со сведениями из биографии С. Есенина – 7 мин.
- Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия –5 мин.
- Физминутка – 1 мин.
- Чтение и анализ стихотворения – 5 мин.
- Выразительное чтение –5 мин
- Домашнее задание – 1 мин
- Рефлексия – 5 мин
- Подведение итогов урока – 2 мин
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых технологий | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | Организационный момент | Мотивирует учащихся на деятельность | Готовятся к уроку, настраиваются | 1 мин | |
2 | Речевая разминка | На сосне и на березе – бахрома: Белой пряжей их закутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне. -Какой заголовок можно придумать? В. Орлов «Зимняя бахрома» | -Читают «птичьим базаром», - с интонацией удивления; - с интонацией восхищения; - с веселой интонацией; - выразительно; - придумывают заголовок | 3 мин | |
3 | Проверка домашнего задания | Работа в парах | На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали? Организует выразительное чтение | Валерия Яковлевича Брюсова Дети выразительно читают стихи друг другу. Взаимооценка (смайлики) | 5 мин |
4 | Актуализа- ция знаний | Логические цепочки | Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр. | Возможный вариант А.С.Пушкин, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.Осеева-писатели, они пишут рассказы | 2 мин |
5 | Формулирование учениками темы и задач урока | Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью. Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение? Сформулируйте тему урока полностью Зная тему, поставьте задачи урока | можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин. Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки” Познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”, Учиться правильно, выразительно читать | 3мин | |
6 | Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина | Прием «Инсерт» ٧- я знаю; + - новые знания; - -думал иначе; ?- хочу знать больше | Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина? Организует работу с библиографическим текстом. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери) "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю. Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. | Тема Родины, о родной природе Ученики читают текст, делают соответствующие маркировки в ; Осмысление прочитанного. Подведение итогов. | 7 мин |
7 | Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия | Чтение стихотворения учителем. Организует проверку первичного восприятия стихотворения: О чём вспоминает поэт в этом стихотворении? С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.) | Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают | 5 мин | |
8 | Физминутка | 1 мин | |||
9 | Чтение и анализ стихотворе ния | Проверка: Уточним значения некоторых слов:
Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.) салазки – маленькие деревянные ручные санки Могли быть такие в детстве у Есенина? загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих) Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше? А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.) Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения? | Самостоятельная работа. Дети читают и отмечают непонятные слова. Работа со словарем Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка | 5 мин | |
10 | Выразительное чтение | Работа в парах | Наблюдает за работой учеников. Проверка: первые четыре строки – дети устали О чем же это стихотворение? | Работа с учебником с. 71 Чтение в парах Взаимопроверка. Оценивают смайликами. 1-2 ученика громко выразительно читают О теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой. | 5 мин |
11 | Домашнее задание. | Уровневая дифференциация | 1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию. 2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки». 3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки» | Выбирают задание для домашней работы | 1 мин |
12 | Рефлексия | Прием Синквейн Работа в группах | 1стр.-1 существительное 2 стр.- 2 прилагательных 3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета 4 стр.- фраза из 4 слов 5 стр.- синоним к 1 слову | Дети Шумные, разные Бредут, сидят, слушают Мы загалдели, начинаем приставать Гурьба Оценивают выступление смайликами | 5 мин |
13 | Итог урока | Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы. | Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”, Учились правильно, выразительно читать Оценивают свою работу на уроке.☺ | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 4 класс Тема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»
Урок чтения 4 классТема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»Цель урока: познакомить детей с волшебными сказками на примере сказки "Медное, серебряное и золотое ...
Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"
В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....
Презентация к уроку чтения (1 класс) по теме: Викторина по сказкам Чуковского для 1 класса.
Цель:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Развивать мышление, речь, воображение, пам...
урок чтения 2 класс сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"
ход урока с элементами критического мышления....
Иллюстрации к урокам чтения 3 класс С.Я.Маршак. "Сказка про козла"
Иллюстрация к сказке "Сказка про козла". С.Я.Маршака...
Презентация к уроку чтения 2 класс "Зарубежные сказки"
Презентация - викторина по литературному чтению "Зарубежные сказки"...
Конспект урока чтения.3 класс. "Мужик и медведь. Сказка".
конспект урока...