С. Есенин "Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Жилинская Ольга Романовна

   Данный урок - урок литературного чтения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_4_klasse.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок чтения в 4 классе

                     

Учитель:

Жилинская О.Р.

                             Урок чтения в 4 классе.

Тема урока: С. Есенин "Бабушкины сказки". М. Цветаева,

                     стихи.

Цели:

–  познакомить учащихся с новыми стихотворениями, научить читать их вырази-

    тельно;

–  продолжить формирование навыков выразительного, правильного, осознанного

    чтения.

Оборудование:

портреты писателей, компьютер, медиапроектор, аудиозапись стихотворения С.

Есенина "Отговорила роща золотая…"; презентации с биографиями С.Есенина, и М.Цветаевой; учебник по лит. чтению (авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,,,  М.В. Голованова).

                                                         Ход урока.                         

I.  Организационное начало урока.

         (слайд 1)

II.  Проверка д/з.

      –  Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

      –  Стихотворения какого поэта мы читали на прошлом уроке?

         (Валерия Яковлевича Брюсова)

      –  Как называются стихи, которые мы читали на уроке?

          ("Опять сон", "Детская")

      –  Что их объединяет? (Стихи о детстве)

      –  Дома вы должны были выучить (понравившееся вам) одно из этих двух сти-

         хотворений наизусть.

      –  Давайте их послушаем.  (2-3 ученика читают наизусть)

            Выставление оценок.

III. Сообщение темы урока.

       –  Сегодня мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем

           чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомим-

           ся с новыми произведениями.

        –  Какие стихи С. Есенина мы уже читали? (О природе)

        –  Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиг-

            раем в игру "Добавь словечко".

            Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.

            Заодно разгадаем кроссворд.

        1.  Черёмуха душистая

             с весною …         (расцвела)           (слайд 2, клик 1)

       

        2.  Ручей волной гремучею

             Все ветки обдаёт.

             И вкрадчиво под кручею

           Ей  …  поёт.        (песенки)             (слайд 2,  клик 2)

  1. Поёт зима, аукает,

             мохнатый  …  баюкает.     (лес)       (слайд 2,  клик 3)

         4.  Воробьишки игривые,

              Как детки сиротливые,

              Прижались у  …       (окна)             (слайд 2,  клик 4)

         5.  Ночь. Вокруг тишина.

              В природе всё спит.

Своим блеском луна

              Всё вокруг  …      (серебрит)          (слайд 2,  клик 5)

  1. Белая берёза.

Под моим  …     (окном)                  (слайд 2,  клик 6)

        –  В кроссворде по вертикали появилась фамилия поэта. Так с творчеством

             какого поэта мы продолжим знакомство?  (С творчеством Есенина)

 

(слайд 2,  клик 7)

IV. Изучение нового материала.

а)  Знакомство с биографией С. Есенина.

            (слайд  3)

      –  Посмотрите на портрет поэта, на его годы жизни.

      –  В каком веке поэт родился?  (1895 г. – 19 век)

          А в каком веке умер?   (1925 г. – 20 век)

      –  Сколько лет он прожил?  (30 лет)

      –  Да, Сергей Есенин прожил всего 30 лет, но написал очень много стихов.

      –  Родина Сергея Есенина – село Константиново под Рязанью. (слайд 4)

         С двух лет он был отдан на воспитание деду. В этой семье и прошло почти

          всё его детство.

              В три года Сергея посадили на лошадь без седла и пустили в галоп. Среди

         других мальчишек Серёжа был коноводом и большим драчуном, ходил всег-

         да в царапинах.

              Когда мальчик подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окон-

        чив которую он должен был стать сельским учителем. Но этого не случилось.

         Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи он начал писать рано с

         9 лет. Сергей Есенин воспевал в своих стихах красоту природы, и не зря его

         называли певцом русской природы.

               Поэт Руси, он взял у её природы характерные черты своей внешности:

         чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; золото во-

        лос – у российских нив.

                "Душа моя – поле безбрежное", – так говорил поэт о себе.

           Просмотр слайдов.  (слайды  5-11)

б)  Прослушивание аудиозаписи.

      –  Многие стихи Есенина композиторы переложили на музыку.

      –  Сейчас мы прослушаем музыку из романса "Отговорила роща золотая…"

          (слайд 12)   Звучит музыка. Слова на фоне музыки читает    

                              учитель.

       

              Отговорила роща золотая... 

          Отговорила роща золотая
         Берёзовым, весёлым языком,
         И журавли, печально пролетая,
         Уж не жалеют больше ни о ком…
         (1924) 

      –  Какое настроение создала у вас эта музыка?  (Грустное)

      –  Почему?

 V. Первичное восприятие произведения.

    –  Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. Сер-

         гей Есенин их тоже любил.  (слайд  13,  клик  1)

         В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, духовные стихи,

         пела песни, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и ле-

         генд. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением "Бабушкины сказки".  

                  (слайд  13,  клик  2)

а)  Чтение стихотворения учителем.

б)  Беседа по первичному восприятию.

      –  Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

      –  Как называется стихотворение, которое я прочитала? ("Бабушкины сказки")

      –  Почему оно так названо?

          (Авторов сказок было мало, сказки складывал сам народ о жизни, быте, о

          природе)

      –  А вы любите сказки?

      –  А когда не умели читать, кто вам читал (рассказывал) сказки?

      –  Какая у тебя бабушка?

      –  Ты любишь свою бабушку? За что?  

VI. Повторное чтение стихотворения учащимися про себя.

       –  Прочитайте текст стихотворения самостоятельно, отметьте карандашом не-

          понятные слова.

VII. Словарная работа.

       – Какие непонятные слова вы встретили? (Задворки, разухабистой,

             гурьбой, опостылеют, загалдели)

         –  Как вы понимаете значение слова "задворки"?

                  (слайд  14, клик 1)

             Задворки – за двором, окраина.

         –  Как вы понимаете значение слова "разухабистой"?

                  (слайд  14, клик 2)

             Разухабистая удалая, бойкая, весёлая.

                 (слайд  14, клик 3)

             Гурьба – группа, толпа.

         –  Что обозначает слово "опостылеют"?

                   (слайд  14, клик 4)

              Опостылеть – надоесть.

                  (слайд  14, клик 5)

             Загалдели – заговорили в разнобой.

                    (слайд  14, клик 6)

         –  Что понравилось в этом стихотворении?

          –  В какое время года происходило это событие?  (Зимой)

          –  Какие слова говорят о том, что это происходило зимой?    

 

VIII.  Повторное выразительное чтение учащимися.

              Учащиеся читают по частям. (2-3 человека).

IX.    Физминутка.

X.    Беседа по содержанию.

          –  А теперь поработаем над содержанием стихотворения.

          –  Откуда возвращались дети вечером?

              (Катались с горы на санках).

          –  Какие они приходили домой?  (Весёлые)

          –  Что дети готовы делать до утра?

               (Слушать бабушкины сказки).

          –  Какие сказки рассказывала бабушка?

              (Русские народные, про Ивана).

          – Как дети слушали сказки? (Садились в 2 ряда)

          –  Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать?

              (Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти,

               не узнав, чем закончится сказка).

          –  Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам? Подтвердите

               свой ответ текстом.

         –  О чём же это стихотворение?

             (О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с люби-

              мым человеком – бабушкой).

                   (слайд  15)

XI.  Словесное рисование картины.

       –  А теперь представьте, что вы художники.

         –  Какую картину можно нарисовать к этому стихотворению?

XII.  Подведение итогов.

         –  Понравилось вам это стихотворение?

         –  Что запомнилось из этого стихотворения?

              (Развлечения детей).

XIII. Продолжение работы над новым материалом.

1)  Знакомство с творчеством М. Цветаевой.  

     Беседа учителя.

         –  А теперь мы познакомимся ещё с одним произведением. Автор его –

             Марина Цветаева.

                  (слайд  16)

        –  Марина Цветаева родилась в Москве.  (слайд  17)

             В 1922 году семья Цветаевых уехала за границу. Жизнь Марины Цветае-

             вой за границей не была радостной. Она тосковала по Родине. Вернулась

             в Москву только через 17 лет. (слайды  18-19)

             У Марины Цветаевой много произведений, связанных с воспоминаниями

             о детстве.  

         –  Послушайте стихотворение М.Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка".

2)  Чтение стихотворения учителем.

        –  Каким настроением наполнено стихотворение?

             (Грустью. Автор сожалеет об ушедшем).

         –  О чём вспоминает она в своём стихотворении?  (О детстве)

3)      Самостоятельное    чтение стихотворения    учащимися.

        – Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нари-

                сованные в стихотворении?

               (Сонные луга, поют колокола, ушли дни).

         –  С чем автор сравнивает лопаты?  (Со шпагами)

         –  А сараи?  (С замком)

         –  Что общего между этими сравнениями?

             (Дети воспринимают окружающий мир через игру).

4)  Чтение стихотворения учащимися вслух.

       Читают 4 человека.

5)  Словесное рисование картины.

         –  Какую картину по этим воспоминаниям вы бы нарисовали?

6)  Работа над содержанием.

         –  Дороги ли автору воспоминания о детстве? Из каких строк это видно?

              (Колокола звенят в тени.

              Куда ушли…)

          –  С каким чувством поэтесса вспоминает детские годы?

          –  Из каких слов это видно?

              (Куда ушли, в какую даль вы?)

          –  Как бы вы прочитали это стихотворение?

               (В спокойном темпе).

          –  Стихотворение – воспоминание, радости большой мы не видим. Поэтому

              читаем спокойно, с грустью.

                    (слайд  20)

XIV. Подведение итогов урока. 

          –  Чем похожи эти стихотворения?

               (Воспоминание о детстве).

          –  Что общего в них?   (Раннее детство)

          –  А какое стихотворение вам больше понравилось? Почему?

          –  Мы с вами говорили, что С. Есенин очень любил природу, наблюдал за

              трудом деревенских людей.

          –  А природа – что это?

          –  Я прочитаю вам стихотворение. Подумайте, о чём оно?

                     Дерево, трава, цветок и птица

                   Не всегда сумеют защититься.

                   На планете мы останемся одни,

                   Если будут уничтожены они.

         –  Как вы считаете, о чём это стихотворение?

         –  Поэты, с которыми мы сегодня познакомились, очень любили русскую  

             Природу и описывали её в своих произведениях.

                        Выставление оценок.

XV. Д/з.

         –  Выучить любое стихотворение наизусть. Нарисовать рисунок к одному из

             стихотворений.

         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...