С. Есенин "Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок - урок литературного чтения в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_4_klasse.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе
Учитель:
Жилинская О.Р.
Урок чтения в 4 классе.
Тема урока: С. Есенин "Бабушкины сказки". М. Цветаева,
стихи.
Цели:
– познакомить учащихся с новыми стихотворениями, научить читать их вырази-
тельно;
– продолжить формирование навыков выразительного, правильного, осознанного
чтения.
Оборудование:
портреты писателей, компьютер, медиапроектор, аудиозапись стихотворения С.
Есенина "Отговорила роща золотая…"; презентации с биографиями С.Есенина, и М.Цветаевой; учебник по лит. чтению (авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,,, М.В. Голованова).
Ход урока.
I. Организационное начало урока.
(слайд 1)
II. Проверка д/з.
– Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
– Стихотворения какого поэта мы читали на прошлом уроке?
(Валерия Яковлевича Брюсова)
– Как называются стихи, которые мы читали на уроке?
("Опять сон", "Детская")
– Что их объединяет? (Стихи о детстве)
– Дома вы должны были выучить (понравившееся вам) одно из этих двух сти-
хотворений наизусть.
– Давайте их послушаем. (2-3 ученика читают наизусть)
Выставление оценок.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем
чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомим-
ся с новыми произведениями.
– Какие стихи С. Есенина мы уже читали? (О природе)
– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиг-
раем в игру "Добавь словечко".
Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.
Заодно разгадаем кроссворд.
1. Черёмуха душистая
с весною … (расцвела) (слайд 2, клик 1)
2. Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт.
И вкрадчиво под кручею
Ей … поёт. (песенки) (слайд 2, клик 2)
- Поёт зима, аукает,
мохнатый … баюкает. (лес) (слайд 2, клик 3)
4. Воробьишки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у … (окна) (слайд 2, клик 4)
5. Ночь. Вокруг тишина.
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг … (серебрит) (слайд 2, клик 5)
- Белая берёза.
Под моим … (окном) (слайд 2, клик 6)
– В кроссворде по вертикали появилась фамилия поэта. Так с творчеством
какого поэта мы продолжим знакомство? (С творчеством Есенина)
(слайд 2, клик 7)
IV. Изучение нового материала.
а) Знакомство с биографией С. Есенина.
(слайд 3)
– Посмотрите на портрет поэта, на его годы жизни.
– В каком веке поэт родился? (1895 г. – 19 век)
А в каком веке умер? (1925 г. – 20 век)
– Сколько лет он прожил? (30 лет)
– Да, Сергей Есенин прожил всего 30 лет, но написал очень много стихов.
– Родина Сергея Есенина – село Константиново под Рязанью. (слайд 4)
С двух лет он был отдан на воспитание деду. В этой семье и прошло почти
всё его детство.
В три года Сергея посадили на лошадь без седла и пустили в галоп. Среди
других мальчишек Серёжа был коноводом и большим драчуном, ходил всег-
да в царапинах.
Когда мальчик подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окон-
чив которую он должен был стать сельским учителем. Но этого не случилось.
Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи он начал писать рано с
9 лет. Сергей Есенин воспевал в своих стихах красоту природы, и не зря его
называли певцом русской природы.
Поэт Руси, он взял у её природы характерные черты своей внешности:
чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; золото во-
лос – у российских нив.
"Душа моя – поле безбрежное", – так говорил поэт о себе.
Просмотр слайдов. (слайды 5-11)
б) Прослушивание аудиозаписи.
– Многие стихи Есенина композиторы переложили на музыку.
– Сейчас мы прослушаем музыку из романса "Отговорила роща золотая…"
(слайд 12) Звучит музыка. Слова на фоне музыки читает
учитель.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
(1924)
– Какое настроение создала у вас эта музыка? (Грустное)
– Почему?
V. Первичное восприятие произведения.
– Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. Сер-
гей Есенин их тоже любил. (слайд 13, клик 1)
В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, духовные стихи,
пела песни, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и ле-
генд. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением "Бабушкины сказки".
(слайд 13, клик 2)
а) Чтение стихотворения учителем.
б) Беседа по первичному восприятию.
– Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
– Как называется стихотворение, которое я прочитала? ("Бабушкины сказки")
– Почему оно так названо?
(Авторов сказок было мало, сказки складывал сам народ о жизни, быте, о
природе)
– А вы любите сказки?
– А когда не умели читать, кто вам читал (рассказывал) сказки?
– Какая у тебя бабушка?
– Ты любишь свою бабушку? За что?
VI. Повторное чтение стихотворения учащимися про себя.
– Прочитайте текст стихотворения самостоятельно, отметьте карандашом не-
понятные слова.
VII. Словарная работа.
– Какие непонятные слова вы встретили? (Задворки, разухабистой,
гурьбой, опостылеют, загалдели)
– Как вы понимаете значение слова "задворки"?
(слайд 14, клик 1)
Задворки – за двором, окраина.
– Как вы понимаете значение слова "разухабистой"?
(слайд 14, клик 2)
Разухабистая – удалая, бойкая, весёлая.
(слайд 14, клик 3)
Гурьба – группа, толпа.
– Что обозначает слово "опостылеют"?
(слайд 14, клик 4)
Опостылеть – надоесть.
(слайд 14, клик 5)
Загалдели – заговорили в разнобой.
(слайд 14, клик 6)
– Что понравилось в этом стихотворении?
– В какое время года происходило это событие? (Зимой)
– Какие слова говорят о том, что это происходило зимой?
VIII. Повторное выразительное чтение учащимися.
Учащиеся читают по частям. (2-3 человека).
IX. Физминутка.
X. Беседа по содержанию.
– А теперь поработаем над содержанием стихотворения.
– Откуда возвращались дети вечером?
(Катались с горы на санках).
– Какие они приходили домой? (Весёлые)
– Что дети готовы делать до утра?
(Слушать бабушкины сказки).
– Какие сказки рассказывала бабушка?
(Русские народные, про Ивана).
– Как дети слушали сказки? (Садились в 2 ряда)
– Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать?
(Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти,
не узнав, чем закончится сказка).
– Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам? Подтвердите
свой ответ текстом.
– О чём же это стихотворение?
(О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с люби-
мым человеком – бабушкой).
(слайд 15)
XI. Словесное рисование картины.
– А теперь представьте, что вы художники.
– Какую картину можно нарисовать к этому стихотворению?
XII. Подведение итогов.
– Понравилось вам это стихотворение?
– Что запомнилось из этого стихотворения?
(Развлечения детей).
XIII. Продолжение работы над новым материалом.
1) Знакомство с творчеством М. Цветаевой.
Беседа учителя.
– А теперь мы познакомимся ещё с одним произведением. Автор его –
Марина Цветаева.
(слайд 16)
– Марина Цветаева родилась в Москве. (слайд 17)
В 1922 году семья Цветаевых уехала за границу. Жизнь Марины Цветае-
вой за границей не была радостной. Она тосковала по Родине. Вернулась
в Москву только через 17 лет. (слайды 18-19)
У Марины Цветаевой много произведений, связанных с воспоминаниями
о детстве.
– Послушайте стихотворение М.Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка".
2) Чтение стихотворения учителем.
– Каким настроением наполнено стихотворение?
(Грустью. Автор сожалеет об ушедшем).
– О чём вспоминает она в своём стихотворении? (О детстве)
3) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
– Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нари-
сованные в стихотворении?
(Сонные луга, поют колокола, ушли дни).
– С чем автор сравнивает лопаты? (Со шпагами)
– А сараи? (С замком)
– Что общего между этими сравнениями?
(Дети воспринимают окружающий мир через игру).
4) Чтение стихотворения учащимися вслух.
Читают 4 человека.
5) Словесное рисование картины.
– Какую картину по этим воспоминаниям вы бы нарисовали?
6) Работа над содержанием.
– Дороги ли автору воспоминания о детстве? Из каких строк это видно?
(Колокола звенят в тени.
Куда ушли…)
– С каким чувством поэтесса вспоминает детские годы?
– Из каких слов это видно?
(Куда ушли, в какую даль вы?)
– Как бы вы прочитали это стихотворение?
(В спокойном темпе).
– Стихотворение – воспоминание, радости большой мы не видим. Поэтому
читаем спокойно, с грустью.
(слайд 20)
XIV. Подведение итогов урока.
– Чем похожи эти стихотворения?
(Воспоминание о детстве).
– Что общего в них? (Раннее детство)
– А какое стихотворение вам больше понравилось? Почему?
– Мы с вами говорили, что С. Есенин очень любил природу, наблюдал за
трудом деревенских людей.
– А природа – что это?
– Я прочитаю вам стихотворение. Подумайте, о чём оно?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
На планете мы останемся одни,
Если будут уничтожены они.
– Как вы считаете, о чём это стихотворение?
– Поэты, с которыми мы сегодня познакомились, очень любили русскую
Природу и описывали её в своих произведениях.
Выставление оценок.
XV. Д/з.
– Выучить любое стихотворение наизусть. Нарисовать рисунок к одному из
стихотворений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»
Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
Цель: расширение знаний о разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка, поговорка). Задачи урока: ·...