Конспект урока по литературному чтению
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока и презентация по литературному чтению 4 класс («Школа 2100») А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок и презентация литературного чтения в 4 классе | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
Конспект урока по литературному чтению
4 класс («Школа 2100»)
А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной Царевне Лебеди»
Подготовила учитель
начальных классов
Фролова Т.Б.
Г. Комсомольск – на - Амуре
2013 год
Цели урока: 1. углубление знаний учащихся по творчеству А.С.Пушкина;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
2. развитие монологической речи учащихся;
-обогащение словарного запаса;
-умение сопереживать героям литературного произведения;
-наблюдательности и внимания, логического мышления;
3. пробуждение интереса и любви детей к творчеству писателя; воспитывать любовь к родному языку и к художественному слову.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина,
презентация А.С. Пушкин, запись отрывка сказки (аудиозапись), запись отрывка из мультфильма, музыкальный отрывок «Живая природа».
Ход урока:
Слайд 1.
I Организационный момент. - Начинается урок литературного чтения. Садитесь! Ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы продолжим путешествовать вместе с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
1). Настрой на работу (Живая природа).
- Оценивать свои знания на уроке вы будете самостоятельно – от 0 до 2 баллов. Если за урок вы заработаете от 10 до 12 б. – «5», от 7 до 9 б. – «4»,
от 4 до 6 б. – «3».
2). Речевая разминка. – Начнём же наше путешествие.
Слайд 2.
- Прочитайте отрывок из стихотворения «жужжащим» чтением.
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте выразительно.
-Ребята, кто узнал, кто написал это стихотворение?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
- Вы ответили правильно, это стихотворение написал А.С.Пушкин.
Оцените этот этап.
Слайд 3.
II. Проверка домашнего задания. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина (портрет).
Слайд 4.
1). - Рассмотрите книги, которые вы читали и принесли на наш урок. Сколько произведений написал А.С.Пушкин. Хотя со дня рождения поэта прошло больше 210 лет, но его стихотворения, сказки, поэмы до сих пор оставляют в наших сердцах неизгладимый след. Его произведения переводят на все языки мира, их любят и взрослые, и дети, хотя специально для детворы он не писал.
Слайд 5, 6, 7, 8, 9.
Беседа.
– На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с биографией А. С.Пушкина.
Давайте вспомним, что вы узнали из биографии поэта на прошлом уроке?
- Ребята, а какие сказки написал А.С.Пушкин? Узнайте по картинке, как – эта сказка?
Оцените этот этап работы.
2). Выполнение задания 1 (тетрадь, стр. 42)
- Вспомните, пожалуйста, какие бывают сказки? (народные и литературные).
- Чем они отличаются друг от друга?
- Давайте попробуем, сравнить названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.
- Откройте тетрадь на стр. 42. Прочитайте названия сказок А.Пушкина и названия фольклорных сказок. В чем разница?
- Почему А.С.Пушкин каждый раз подчеркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!)
- Что еще необычного в названиях сказок Пушкина? ( Герои не просто называются, но и дается характеристика, фиксируется отношение к ним автора).
- Какой вывод можно сделать?
Д!!! Писатель Максим Горький говорил, что Пушкин «украсил свою сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним. А поэт С.Я Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».
Оцените этот этап работы.
III. Введение в тему.
Слайд 10.
- Прочитайте название сказки, по которой сегодня мы с вами будем путешествовать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
IV. Знакомство со сказкой по частям.
А сейчас приготовьтесь слушать и читать эту необыкновенную сказку.
1). Слушанье начала сказки в аудиозаписи. (Ученики следят по учебникам.)
2). Чтение хорошо читающими учениками. (Ученики следят по учебникам.)
3). Просмотр отрывка из мультфильма и чтение учителем.
4). Вопросы после чтения всей сказки.
- Понравился ли вам отрывок, который мы с вами прочитали?
- Какой эпизод особенно взволновал?
-Какие чувства остались у вас после слушанья отрывка из сказки?
(Ответы учеников).
-Можно ли сказать, что в сказке существует острый конфликт добра и зла?
- Из чего это видно?
5). Комментирование непонятных слов.
- Ребята, а были ли какие-то слова вам непонятны?
- Какие из этих слов являются устаревшими?
- Как называются такие слова? ( Архаизмы – устаревшие слова, которые в современной речи не используются или заменены словами - синонимами).
Правильно такие слова – АРХАИЗМЫ, в современной речи мы их не используем, а некоторые заменены словами – синонимами.
Слайд 11, 12.
Светлица грамота указ
Гонец пир аршин
Оцените этот этап работы.
V. Слайд 13.Физкультминутка (для глаз). – А сейчас внимательно наблюдаем за доской.
VI. Продолжение изучения нового материала
1). Деление текста на смысловые части (составление плана).
Ребята, мы прослушали отрывок из сказки.
- Скажите, на какие три смысловые части можно разбить данный отрывок? Эту работу вы будете выполнять в парах. Вспомните основные правила работы
в парах. (Работать дружно, вместе, помогать друг другу).
Я вижу, что многие уже справились с этой работой. Проверим, что же у вас получилось.
- О чем речь шла в первой части? Как вы озаглавили?
Слайд 14. 1 часть - Выбор невесты.
- О чем речь шла во второй части? Как вы озаглавили?
Слайд 15. 2 часть - Обман царя.
- О чем речь шла в третьей части? Как вы озаглавили?
Слайд 16. 3 часть - Чудесное спасение.
Оцените этот этап работы.
2). Беседа.
- Все сказки, как правило, начинаются с зачина. Приведите пример зачина. («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
- А, как начинается сказка А.С. Пушкина? ( «Три девицы под окном…»).
- Есть ли здесь зачин?
- О чем говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле).
- Что еще необычного в начале сказки?
- С чего начинается действие? (Три девицы ведут между собой своеобразный торг).
- С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Примеры (Балда с попом на базаре; старуха с золотой рыбкой).
Русский народ всегда любил торговаться, эту национальную особенность А.С. любил обыгрывать в своих сказках.
3). Выборочное чтение.
Ну, что ж наше путешествие продолжается.
- Ребята, а каков царь Салтан? Подтвердите отрывками из текста. ( В гневе начал он чудесить…)
- Таким ли вы его представляли себе? (Он ведёт себя необычно; подслушивает
под окном; ходит один, без свиты; жену выбирает и сразу женится.)
- А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный: добрый,
доверчивый, любит жену, царь - отец, но бывает и несправедливый,
гневный.)
- Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. (В синем море…)
- Что в этих строках реальность, а что сказочное?
- Найдите и зачитайте, как растет ребенок в бочке? (Не по дням, а по часам…)
- А что в этих строках реальность, а что сказочное?
- Как же спасаются герои сказки? (Сын на ножки…)
- Что здесь реальность, а что вымысел?
Оцените свою работу на этом этапе.
VII. Итог урока
Слайд 17.
Вот и подходит на сегодня наше путешествие к концу.
- Докажите, пожалуйста, что мы с вами познакомились со сказкой. (Волшебство, троекратный повтор, добро и зло)
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
- Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?
- Почему?
- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?
VIII. Домашнее задание
Слайд 18.
Дома вы продолжите знакомство со сказкой о царе Салтане, выполнив следующие задание.
- Самостоятельное чтение стр.122-127.
- Тетрадь стр. 42, № 2
- По желанию стр. 42, № 3
А на сегодня я прощаюсь с вами и говорю всем спасибо за активную работу на уроке. Посчитайте количество баллов, которыми вы оценили свою работу на уроке. Сравните с таблицей и поставьте оценку, которую вы заработали. Встаньте, кто получил «5» - Молодцы, «4» - Хорошо и «3»- Вы постараетесь на следующем уроке.
Песня «Сказки гуляют по свету».
Слайд 19, 20.
Список используемой литературы:
- Р.Н. Бунеев и др. Книга для чтения в 4 классе. Часть 1. «В океане света», М.: Баласс, 2007г.
- Р.Н. Бунеев и др. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света», 4 класс, М.: Баласс, 2007г.
- Е.В. Бунеева и др. «Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя, М.: Баласс, 2007г.
Использованные материалы и Интернет – ресурсы:
- Отрывок из мультфильма «Сказка о царе Салтане…».
- Презентация к уроку литературного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова
Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...
Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС
Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....
3 класс Русский язык. Календарно-тематическое планирование политературному чтению ("Школа России").
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, разработано с учетом ФГОС. "Школа России"....
Адаптированная программа для детей с ОВЗ политературному чтению
По типовой программе на изучение курса "Литературное чтение" отводится 2 часа в неделю...
Тематическое планирование политературному чтению 3 класс
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс...
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...