И.А.Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Ушкова Оксана Ивановна

УМК "Школа России", з класс, литературное чтение, новый материал,  сравнение с басней Эзопа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_vorona_i_lisa.pptx672.81 КБ
Файл opornye_shemy.docx747.42 КБ
Файл urok_basnya.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басня- короткий рассказ иносказательного содержания Мораль - вывод автора, его оценка героев и событий Ирония – тонкая, скрытая насмешка сатира – насмешливое изображение недостатков и поведения людей

Слайд 2

Р одился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Рано начал служить (зарабатывать на жизнь). Писал пьесы, постановки для театров, но его любимым жанром была басня. Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Слайд 3

Словарь: Лесть – похвала, не соответствующая истине . Гнусна – отвратительна. Пленил – очаровал, захватил, заворожил . Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла.

Слайд 4

Эзоп (620-560 до н. э.)

Слайд 5

ВОРОН И ЛИСИЦА Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать". Басня уместна против человека неразумного.

Слайд 6

Сравниваем басни Эзоп И.А.Крылов хитрая льстивая неразумный глупая Не все - то золото, что блестит. Хоть видит око, да зуб неймет. В прозе В стихотворной форме Мораль в конце Мораль в начале ВОРОН И ЛИСИЦА ВОРОНА И ЛИСИЦА



Предварительный просмотр:

Загадка

Стихотворение

Пословица

Басня

Да только воз и нынче там

                          Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши

                                                Мартышка к старости слаба глазами стала

Вороне как-то Бог послал кусочек сыра

Рефлексия

На листочках:

я познакомился с ...

 было непросто ...

 у меня получилось ...

 мне запомнилось ...

 я попробую ...

хитрая

льстивая

неразумный

глупая

Не все - то золото, что блестит.

Хоть видит око, да зуб неймет.

В прозе

В стихотворной форме

Мораль в конце

Мораль в начале

ВОРОН И ЛИСИЦА

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Определить литературный жанр (отрывки).

1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.

2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

3. Что написано пером, того не вырубить топором.

4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Изучение нового материала

ЦЕЛИ: расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;

сопоставление с жанрами устного народного творчества;

правильно понимать, оценивать, охарактеризовать смысл басни, воспитывать любовь к басням;

развивать речь детей, логическое мышление.

Оборудование:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: портрет И.А.Крылова с годами жизни; карточки с краткой биографией Эзопа,  тексты басен, ноутбук, проектор.

ДЛЯ УЧЕНИКОВ: карточки для викторины, рефлексии.

ХОД   УРОКА

Самоопределение к деятельности

Набрались сил к новому уроку, отдохнули. Желаю вам узнать что-то нвое на уроке.

Проверка д/з

Определения «басня», «мораль», «ирония», «сатира»

Ба́сня —короткий рассказ нравоучительного, сатирического характера.

Мораль – краткое заключение в конце басни.

Сатира – насмешливое изображение недостатков и поведения людей.

ИРОНИЯ  — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде,

Подведение к теме урока

 Определить литературный жанр (отрывки).

1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.

2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

3. Что написано пером, того не вырубить топором.

4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

- Кто автор этой басни?

И.А.Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

 Иллюстрации к басням Крылова, название. Последней показать «Ворона и лиса».

-Что можете сказать об этой иллюстрации?    

- Иллюстрация к басне И.А Крылова «Ворона и лиса»

- Кто герои басни?

- Какие черты характера приписывают люди вороне и лисе?

Знакомство с текстом

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

___

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

-Наделил ли Крылов героев басни теми качествами, которые им приписывает народ? Почему вы так решили?

Самостоятельное  чтение

-Прочтите басню самостоятельно, отметьте для себя непонятные слова, постарайтесь объяснить их смысл.

Лесть – похвала, не соответствующая истине.

Гнусна – отвратительна.

Пленил – очаровал, захватил, заворожил.

Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.

Бог послал – случайно нашла.

Анализ басни

-Какой  представляете ворону: на ель ворона взгромоздясь

- Как понимаете Лисицу сыр пленил?

- Как разговаривает лиса с вороной?

-Найдите слова, которыми лиса называет ворону?

- Какой образ вороны рисует лиса в своих речах?

-Какая ворона на самом деле?

Физминутка

Как ворона машет крыльями?

Как лиса подкрадывается к ней?

Последите глазами за перышком.

Анализ басни

-Можно ли назвать ворону мастерицей?

- Крылов называет ворону вещуньей, почему?

  Вещуньина с похвал вскружилась голова – ирония: ворона легко поддается обману, верит лисе.

- Какие пороки высмеивает Крылов в этой басне?

- Мораль в конце басни или в начале. Найдите и прочитайте мораль басни.

-В русских народных сказках герой проходит испытания огнем, водой и медными трубами. Через какое из них не прошла ворона?

- Могла бы басня иметь другой конец?

      Ворона и Лисица — басня И. А. Крылова, написанная не позднее 1807 года. Впервые опубликована в журнале «Драматический вестник» в 1908 году. Крылов использовал древний сюжет, появляющийся у Эзопа, древне-греческого баснописца.

ВОРОН И ЛИСИЦА

     Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".

     Басня уместна против человека неразумного.

Сравнение басен

(таблица на доске, вызвать 2 ребят, они будут заполнять таблицу)

Эзоп

И.А.Крылов

хитрая

льстивая

неразумный

глупая

Не все - то золото, что блестит.

Хоть видит око, да зуб неймет.

В прозе

В стихотворной форме

Мораль в конце

Мораль в начале

ВОРОН И ЛИСИЦА

ВОРОНА И ЛИСИЦА

 ВИКТОРИНА ( соедини строчку с названием)

Да только воз и нынче там

                          Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши

                                                Мартышка к старости слаба глазами стала

Вороне как-то Бог послал кусочек сыра

Рефлексия

На листочках:

я познакомился с ...

 было непросто ...

 у меня получилось ...

 мне запомнилось ...

 я попробую ...

Оценивание

Сегодня моими помощниками были…

Оценки за карточки

Сдать тетради

Домашнее задание

Какое задание я могу задать на дом?

Выучить басню наизусть

       

Слайд №1

Загадка

Стихотворение

Пословица

Басня

Крылов И.А.

Слайд №2

Басню не изучали

Сегодня изучать

Лиса-хитрая, ворона- простая, доверчивая, не боится людей, предсказывает бубущее

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

лиса

Ворон-ворона

пословица

как написана

где мораль

герои

Слайд №6

Мартышка и Очки

Ворона и Лиса

Стрекоза и Муравей

Лебедь, Рак и Щука

С.137-138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...