Конспект урока по литературному чтению «Путешествие в страну Чукоккола».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_1_klassa.doc | 514 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса
Тема урока: «Путешествие в страну Чукоккола»
Составитель:
учитель начальных классов Дзюбина А.С.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского.
Задачи урока: формировать у учащихся навыки осознанного, грамотного и выразительного чтения; совершенствовать различные виды речевой деятельности; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора.
Оборудование: литература К.И. Чуковского: стихи автора, иллюстрация к одному из них («ковер – самолет»); картинки с изображениями животных; портрет писателя; презентация с фотографиями дома – музея К.И. Чуковского; карта сказочной страны; аудиозаписи стихотворения «Радость», шум ветра; выставка с книгами автора.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Послушайте аудиозапись».
- Вступительная часть
Учитель включает аудиозапись стихотворения «Радость», не объявляя название.
Учитель: «Что вызвало у вас улыбку при прослушивании?»
Ответы учащихся.
Учитель: «Как бы вы озаглавили это стихотворение?»
Учащиеся: «Веселье», «Шутка», «Улыбка», «Смешинка».
Учитель: «Сейчас я еще раз прочитаю Вам стихотворение, а Вы скажете, какое слово часто повторяется в этом стихотворении?»
Учитель читает еще раз.
Учащиеся: «Рады».
- Сообщение учителя
На доске портрет К.И. Чуковского и даты его жизни (1882 – 1969 гг.)
Учитель: «Это стихотворение называется «Радость», а написал его известный писатель Корней Иванович Чуковский.
Презентация с фотографиями Подмосковья и поселком Переделкино с музыкальным оформлением».
Учитель: «В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил человек, которого знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей обширной страны, и за ее рубежами…
Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша».
- Беседа с учащимися о знакомых им произведениях
Учитель: «Ребята, перед Вами книги с произведениями автора. Назовите их, пожалуйста».
Дети называют знакомые произведения.
Учитель предлагает учащимся проверить свои знания, читая им отрывки из произведений автора.
Учитель: «Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой».
Учащиеся: «Мойдодыр».
Учитель: «Молодцы.
Ох, и трудная эта работа –
Из болота тащить бегемота».
Учащиеся: «Телефон».
Учитель: «Правильно.
Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Учащиеся: «Муха – Цокотуха».
Учитель: «Совершенно верно.
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами.
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями».
Учащиеся: «Бармалей».
Учитель: «Молодцы».
- Тема урока
Учитель: «Вы много знаете произведений К.И. Чуковского. Сегодня мы с вами отправимся в страну Чукоккола, где познакомимся с другими произведениями автора. А сейчас немного отдохнем.
- Физкультминутка «Мартышки»
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем ко лбу.
И друг другу даже
Язычки покажем.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
- Продолжение темы урока
Учитель: «Продолжаем наш урок. Итак, продолжаем наше путешествие. А поможет нам в этом сказочный транспорт. Ребята, какие виды сказочного транспорта вы знаете?
Учащиеся: «Ковер – самолет, сапоги – скороходы, летучий корабль».
Учитель: «Перед вами ковер – самолет. Ребята, все садитесь на ковер – самолет. Стоит нам сказать: « Ковер – самолет, возьми нас в полет!» - как мы сразу же взлетим. Давайте произнесем».
Дети повторяют эти слова, слышен шум ветра (запись ветра).
Учитель: «Быстро летит наш ковер – самолет. Итак, приземлились мы в необычной стране Чукоккола. Но, как в любой другой стране, здесь есть много городов со своими названиями. Этот город называется Загадайка. А как вы думаете, почему?
Учащиеся: «Наверное, здесь будут загадывать загадки».
Учитель: «К.И. Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки».
Выходят учащиеся и по очереди загадывают авторские загадки К.И. Чуковского, выученные заранее.
Учащийся 1: «Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят».
Учащиеся: «Еж».
Учащийся 2: «Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей».
Учащиеся: «Расческа, гребешок».
Учащийся 3: «Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого».
Учащиеся: «Зеркало».
Учащийся 4: «Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!»
Учащиеся: «Крапива».
Учащийся 5: «В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет – у нас работа:
Топать – шлепать по болотам».
Учащиеся: «Галоши».
Учащийся 6: «Из горячего колодца
Через нос водица льется».
Учащиеся: «Чайник».
Учащийся 7: «В деревянном домике
Проживают гномики,
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки».
Учащиеся: «Спички».
Учитель: «Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь садимся на ковер – самолет и отправляемся в город Чистюль. В каких произведениях автор призывает быть чистоплотным, аккуратным, опрятным?»
Учащиеся: «Мойдодыр».
Учитель: «Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Федорино горе».
Учащиеся открывают текст. Учитель начинает читать, учащиеся продолжают читать по «цепочке»[1].
Учитель: «Почему взбунтовалась посуда?»
Учащиеся: «Федора ее не мыла».
Учитель: «Прочитайте отрывок о кочерге. Почему она не идет, а скачет?»
Учащиеся: «Она хочет побыстрее ускакать от Федоры».
Учитель: «Какие слова – действия (глаголы) показывают движение посуды?»
Учащиеся: «скачут, помчалися, бегут, несутся».
Учитель: «Почему эта история закончилась для Федоры благополучно?»
Учащиеся: «Она поняла, что нельзя так поступать, и попросила у посуды прощение».
Учитель: «Мы летим дальше, наш путь лежит в город Шиворот – Навыворот. В каких произведениях можно встретить ситуации, где все наоборот?»
Учащиеся: «Путаница», «Чудо – дерево».
Далее дети работают по вопросам, которые составлены в документе Microsoft Word и размещены на интерактивной доске:
- Что напутал автор?
- Какое чувство вызывают эти отрывки?
- А для чего писатель все перепутал?
- Какие строчки были более веселые?
- Физминутка «Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох))
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
Учитель: «Следующая остановка в городе Пугалка. Чуковский веселил детей не только путаницей, но и «страшными» историями. Какие «страшные» истории К.И. Чуковского вы знаете?»
Учащиеся: «Тараканище», «Бармалей», «Крокодил».
Учитель зачитывает «страшные» отрывки, по реакции детей задает вопросы.
Учитель: «Почему «страшные» истории вызывают у вас улыбку?»
Ответы учащихся.
Учитель: «Так какие же это истории: страшные или смешные?»
Учащиеся: «Скорее смешные».
Учитель: «Наш путь лежит в город Айболития».
У детей книги с произведением «Айболит».
Учитель: Назовите животных, которые помогали Айболиту».
Учащиеся: «Обезьяна, слон…».
Учитель: «А теперь причитайте отрывки, подтверждающие ваши ответы».
Выборочное чтение.
- Подведение итогов урока
Учитель:
«Что нового Вы узнали на уроке?
Какие произведения К.И. Чуковского мы сегодня изучали?
Что, кроме сказок, писал автор?
Ответы учащихся.
Учитель: «Надеюсь, что урок Вам понравился. И Вы дома еще раз перечитаете любое произведения автора. Урок окончен. Спасибо за внимание».
Список используемой литературы
- Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966.
- Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь Корнея Чуковского. - Книжное обозрение, 1989, № 47.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд. 21-е. М., 1970.
- Чуковский К.И. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1965-1969.
- Чуковский К.И. 25 загадок – 25 отгадок. – Л.: Лениздат, 1988.
Приложение 1
Приложение 2
Чуковский Корней Иванович
(19 марта 1882 год – 28 октября 1969 год)
Приложение 3
[1] Поочередное чтение каждым учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения «Путешествие в страну Знаний»
Урок литературного чтения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова проведен в 1 классе перед праздником Букваря. Разработка урока заняла 1 место в районном конкурсе методических разработок "Его Величеств...
Урок по литературному чтению "Путешествие в страну Читалию".
Обобщение по жанрам устного народного творчества и знакомство с рассказом Куприна "Слон"....
Конспекты уроков по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России". Раздел "Литература зарубежных стран"
Серия конспектов уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс по разделу "Литература зарубежных стран"...
Конспект урока литературного чтения "Путешествие в страну "Чукоккала""
Данный материал можно использовать для детей дошкольного и младшего школьного возраста для повышения интереса к чтению....
Конспект урока по литературному чтению "Фольклор зарубежных стран"
Тема: «Фольклор народов зарубежных стран» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с фольклором зарубежных стран; развитие навыков выразительного, беглого чтения. Планиру...
Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"
Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"...
Конспект урока по литературному чтению по теме «Путешествие в страну Фантазия»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: обобщение изученного и прочитанного по разделу «Страна Фантазия».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов Кира Булычева, Евгения Велтистова; осо...