Урок литературного чтения в 4 классе по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Цель урока: научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 927 КБ |
prezentaciya_1_chast.rar | 1.51 МБ |
prezentaciya_2_chast.rar | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара
Методическая разработка
урока литературного чтения в 4 классе по произведению
Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»
Автор: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Клементьева Тамара Анатольевна
2013 г.
ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).
ЗАДАЧИ:
образовательные: способствовать формированию умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста;
развивающие: содействовать развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев; способствовать развитию умения находить в тексте материал для характеристики героя, составлять монологические высказывания.
воспитательные: формировать чувство гордости за свою страну и свой народ, чувство долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация, постановка цели урока.
Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.
(Звучит песня «Вставай, страна огромная») (слайд 2)
- К какому времени относится эта песня?
- Почему звучит такой призыв?
- Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)
- Кто встал на защиту нашей Родины?
- Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.
- Кто автор этого произведения? (слайд 4)
- Постановка цели урока.
Сегодня мы будем работать над произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмин» (слайд 5)
- О ком это произведение? (слайд 6)
Давайте посмотрим видеофильм о Матвее Кузьмине из рубрики «Герои Победы»
- Работа по тексту
- Беседа
- Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)
- Почему сторонились его односельчане?
- За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)
2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.
- С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (слайд 9)
- Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
- Как вел себя Матвей с немцами?
- Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?
- Работа в группах
- Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.
- Чтение по ролям.
ФИЗМИНУТКА
- Выборочное чтение
- Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
- Почему Матвей вел немцев таким путем? (слайд 10)
- А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
- Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?
- Самостоятельная работа с текстом.
- Прочитайте последние два абзаца рассказа.
- Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)
ДЛЯ СПРАВКИ: В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)
V.Обобщение.
- Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?
- Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)
- Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?
- На дом: написать мини - сочинение о подвиге Матвея Кузьмина.
Подписи к слайдам:
Русский советский журналист и писатель – прозаик. В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды». Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.
КУЗЬМИН МАТВЕЙ КУЗЬМИЧ
- крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза.Родился 21 июля (3 августа) 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области в семье крепостного крестьянина. Русский. Жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза "Рассвет". Погиб от рук гитлеровцев, выполнив свой патриотический долг, и повторив подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина
Подписи к слайдам:
http://diafilmy.su/1026-posled…http://edu.of.ru/school49/defahttp://www.liveinternet.ru/useyoutube.comvoenhronika.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Борис Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"
Воспитательные возможности литературного образования на уроках чтения....
План-конспект урока чтения по теме "Б.Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"
Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с текстом; привива...
Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина" УМК "Гармония"
Конспект урока литературного чтения УМК "Гармония" по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина", 2 урок...
Тема : Жанр документального рассказа в произведении Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»
Цель: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с т...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина" Планета знаний
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"...
Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"...
уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...