Что такое героизм. Л. Пантелеев "Честное слово"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Смогут ли учащиеся определить, кого назвать героем? В чем выражается значимость этого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gn1.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.
Что такое героизм? По произведению Л. Пантелеева «Честное слово»
У: Приближается большой праздник. Вся страна буюет поздравлять своих героев – защитников Отечества. Давайте поговорим о том, что же такое героизм и кто такие герои. Герой – это знакомое вам слово?
Д. Да. Герои есть в книгах, их придумывают авторы.
У: Действительно, мы уже много раз говорили о литературных героях – действующих лицах художественных произведений. Это вымышленные, в реальной жизни их не было. Но у слова «герой» есть еще и другое значение. Герой – это человек, который совершил подвиг, рискауя своей жизнью для спасения людей. Мы его так и называем – «герой-защитник». Значит, он готов к тому, чтобы в трудных обстоятельствах преодолеть свой страх, перенести любые страдания, даже умереть. Но откуда берутся в человеке такие качества?
Д: ответы детей
У: Качества, необходимые для героического поступка, воспитываются в человеке постепенно, через его собственные усилия, в будничной каждодневной жизни, но не тогда, когда жизнь ставит его перед суровыми тяжкими испытаниями. Тогда уже поздно: если не воспитал в себе эти качестива, то, скорее всего, не станешъь героем. Многие из вас (особенно, мальчишки) хотят быть готовыми к подвигну, а для этого нужно стать сильным, храбрым, мужемственным. Но как стать таким? Что для этого нужно делать?
Д: ответы детей
У: Есть такие мальчики: они никого не бояться, могут даже побить любого. Такой мальчик бывает самый сильный в классе. Он зрабрый, смелый. Он такой храбрый и смелый, что его все боятся. Ему это даже нравиться. Он чувствует себя героем после каждой победы. Он такие подвиги каждый день может совершавть. Как вы думаете, вырастет из такого мальчика настоящий геролй?
Д: ответы детей
У: Я думаю, что еще неизвестно, сможет ли такой мальчик стать настоящим героем. Скорее всего – нет. Для когшо он совершает «подвиги»? Кого он защищает? Что преодолевает в себе? Он совершает свои «подвиги» для того, чтобы показать, что он самый сильный. Защищает он только самого себя и при этом обижает слабых. Преодолевать в себе ему нечего – он и так самый сильный, ему некого бояться. Сможет ли такой человек перенести страдания или даже умереть, защищая другоих людей? Сомневаюсь. Это не горой, это горой в кавычках. А сейчас я вам прочитаю рассказ Алексея Ивановича Пантелеева (Л.Пантелеев) «Честное слово». А вы подумайтне, выйдет ли из мальчика, о котором этот рассказ, герой или нет?
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Честное слово
Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я за хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку - там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошел и окликнул его:
- Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:
- Ничего.
- Как это ничего? Тебя кто обидел?
- Никто.
- Так чего ж ты плачешь?
Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.
- Давай пошли, - сказал я ему. - Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
- Не могу.
- Что не можешь?
- Идти не могу.
- Как? Почему? Что с тобой?
- Ничего, - сказал мальчик.
- Ты что - нездоров?
- Нет, - сказал он, - здоров.
- Так почему ж ты идти не можешь?
- Я - часовой, - сказал он.
- Как часовой? Какой часовой?
- Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.
- Да с кем же ты играешь?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
- Не знаю.
Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
- Послушай, - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?
- Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?" Я говорю: "Хочу". Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю". Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".
- Ну?
- Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".
- Ну и что?
- Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
- Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?
- Еще светло было.
- Так где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
- Я думаю, - они ушли.
- Как ушли?
- Забыли.
- Так чего ж ты тогда стоишь?
- Я честное слово сказал...
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - все равно.
- Вот так история получилась! - сказал я ему. - Что же ты будешь делать?
- Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.
Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..
Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось...
- Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него.
- Да, - сказал он, - хочу.
- Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
- Да, - сказал мальчик. - А это можно разве?
- Почему же нельзя?
- Вы же не военный.
Я почесал затылок и сказал:
- Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...
И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам, не теряя времени, побежал к выходу...
Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел - за углом, на трамвайной остановке - защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу - к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
- Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
- В чем дело?
- Видите ли, в чем дело, - сказал я. - Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик... Он не может уйти, он дал честное слово... Он очень маленький... Он плачет...
Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
- При чем же тут я? - сказал он.
Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
- Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять - но на этот раз очень тихо - плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
- Ну, вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
- Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?
- Я - сержант, - сказал мальчик.
- Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
- А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...
- Я - майор, - сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
- Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
- Молодец, товарищ сержант, - сказал он. - Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья".
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
- Может быть, тебя проводить? - спросил я у него.
- Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет... Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
У: Может этэт мальчкие стат героем или нет? Ведь он даже плачет?
Д: Да, он плачет, но не уходит с поста. Он держит слово.
У: Кто внешне выглядит смелым: мальчик, который всех в классе бьет, или мальчик описанный Л. Пантелеевым, который плачет в темноте?
Наверное с первого взгдяжда можжет показаться, что мальчик из рассказа Пантелеева – плакса и из него никогда не вырастет герой. Зато самый сильный в классе – вот он-то сможет стать в будущем гоероем. А если посмотреть поглубже? Кто из гих готовит себя к настоящему героизму?
Кто, преодолевая страх, свои слабости, верен долгу и слову? Ведь по –настоящему храбрый человек не тот, кто ничего не боится, а тот, кто может победить свой страх, пожалеть другого и помочь ему в трудных обстоятельствах. Каждый из вас должен подумать: для чего он проявляет свою силу, свою храбрость? Чтобы быть первым спреди всех? Или чтобы защитить слабого? Чтобы показать себя? Или чтобы сдержать слово, выполнитьб свой долг, не подвемсти других? Чтоблы убедить самомго себя: «Я ничего не боюсь.»? Или отстоять обстоятельства. Подумайте об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Такие похожие и разные слова", 2 класс, УМК "Гармония"
Презентация выполнена к уроку русского языка во 2 классе по теме "Синонимы"...
Что такое героизм и подвиг?
урок мужества...
Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...
Что такое однозначные и многозначные слова?, 2 класс, Школа России, Канакина
Конспект урока с работой на сайте учи.ру...
Конспект урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова", 2 кл
Цель урока:Предметные:· создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;·...
открытый урок по русскому языку по теме: что такое многозначные и однозначные слова.
Открытый урок по русскому языку по теме: "Что такое многозначные и однозначные слова"....
Технологическая карта урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однозначных и многозначных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урока...