Литературное чтение Рассказы и сказки Н. Носова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и образное мышление; В- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения, расширять кругозор..
Оборудование:
портрет писателя; выставка книг; пословицы, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy_i_skazki_n.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказы и сказки Н.Носова.
Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и образное мышление; В- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения, расширять кругозор..
Оборудование:
портрет писателя; выставка книг; пословицы, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Постановка цели.
II.Побуждение
Рассматривание книг на выставке.
-Какие книги вы прочитали?
-Что вы видите на иллюстрациях?
-Каковы главные темы этих произведений?
-Скажите, что их объединяет?
-Это произведения Носова Николая Николаевича.
Рассказ учителя.
Сегодня вы узнаете, какие ещё рассказы и сказки написал Н.Носов. Вам откроются другие стороны личности писателя, разные грани его таланта.
Николай Николаевич Носов (1908- 1976)
Родился Носов на Украине, в г.Киеве. Носов Н. Н. занимает в детской литературе почётное место, хотя никогда не мечтал стать писателем. Он работал в кино. Забавные небольшие рассказы он стал сочинять для своего маленького сына и его друзей. Первый рассказ назывался «Затейники» (1938), а потом стали появляться новые произведения для детей. Рассказы Носова для детей вызывают весёлое настроение у любого читателя, но в то же время заставляют задуматься о своём поведении.
В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, играл в театре. Впоследствии это очень поможет ему и в жизни, и в творчестве, в частности.
Поступил в институт кинематографии в г.Москва. По окончании работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награждён орденом Красной Звезды.
Свои юмористические рассказы начал писать ещё до войны. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Там были опубликованы его первые рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».
А после войны вышел сборник его рассказов, куда вошли и новые: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно было не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное.
Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и её продолжения «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Такая повесть-сказка из 3 частей называется трилогией.
Герои Носова Н. Н. заставляют детей задуматься: правильно ли они поступают, умеют ли дружить, честны ли они?
Отгадайте анаграммы.
ЙКАЗЕНН КУНШИПТ КАБУКОВ
КИБЮТ ЗИРБАКУ МЧУНЛО
(Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун)
-Какие герои встречаются в произведениях Носова Н. Н.?
Заполнение таблицу ЗХУ.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун… |
-Чем занимались эти персонажи?
Пилюлькин (Был врачом)
Тюбик (рисовал)
Винтик и Шпунтик ( Изобретатели)
Цветик (поэт)
Штучкин (режиссёр)
Гусля (музыкант)
Буковка (устроила книжный театр)
Знайка (учёный)
III.Реализация.
-Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?
Заполнение таблицу ЗХУ.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун… | -Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.? |
-А сейчас мы прочитаем произведение Носова Н. Н. Живая шляпа.
Чтение 1 части (учитель)
-Что мы узнали из этого абзаца?
-Может ли шляпа быть живой?
-Подберите иллюстрацию к этому абзацу, дайте название.
Чтение 2 части (чтение цепочкой)
-Что решил сделать Вадик?
-Почему он решил уйти?
-Как вы думаете, что произойдёт дальше?
-Найти иллюстрацию к этому отрывку, дать название.
Чтение 3 части (жужжащее)
-Что сделали мальчики?
-Что сделала шляпа?
-Кто оказался под шляпой?
-Подберите пословицу к этому рассказу ( пословицы записаны на доске)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Как аукнется, так и откликнется. Терпение даёт умение.
Робкого и тень страшит. Много слов, да мало дела.
У страха глаза велики. Звону много, да толку мало.
Добро желаешь — добро и делай.
- Какими себя показали мальчики в момент встречи с "Живой шляпой"?
Выбрать нужное:
- смелыми
- трусливыми
- шутливыми
- находчивыми
- догадливыми
- добрыми
- любопытными
-Кто главные герои этого произведения? Чему учит этот рассказ?
-Сейчас вы выберите себе книгу Носова Н. Н., которая вам нравится и мы будет читать в течении 20 минут, а потом поделимся своими впечатлениями.
IV.Рефлексия.
-С какими героями вы повстречались в своих рассказах, сказках?
-С кем случились эти забавные истории?
Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка?(Мишка. Рассказ «Дружок».)
Принял стук вороны за вора?(Костя и Витя. «Тук-тук-тук».)
Испугался шляпы?(Володя и Вадик. «Живая шляпа».)
Испугались волка под одеялом?(Валя и Петя. «Затейники.»)
К какому рассказу подходит эта пословица и кто главные герои этого произведения? (Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Котька, Павлик)
Викторина - путаница по произведениям Носова:
- Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)
- "Тараканище", "Мойдодыр" , "Приключения Незнайки"- это сказки Чуковского?(Не все. "Приключения Незнайки" - это рассказ Носова)
- Детей из рассказа "Затейники" звали Петя и Валя? (Да!)
- Котенка из рассказа "Живая шляпа" звали Пушок? ( Нет! Васька )
- Картошка, корзина, шляпа- это предметы из произведения "Фантазеры"?(Нет!"Живая шляпа"
- Совок, лопата, ведро - это предметы из рассказа "На горке"? (Да!)
- Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )
-Что же можно сказать о всех героях Носова, какие они?
(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)
Заполнение таблицу ЗХУ.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун… | -Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.? | Мишка «Дружок», Костя и Витя. «Тук-тук-тук», Володя и Вадик. «Живая шляпа», Валя и Петя. «Затейники.»… |
Загадка.
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочет-
За море умчится. (Письмо)
-А не написать ли нам письмо.
-Пишем письма героям произведений, о которых вы сейчас читали или автору этих произведений Носову Н. Н.
Читают письма в группах.
Авторский стул.
V. Подведение итогов.
- Чему учат рассказы Носова?
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".
(Сергей Михалков)
Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературному чтению. Рассказы и сказки К.Г. Паустовского
Разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению, посвященного творчеству К.Г. Паустовского. Мероприятие представлено в занимательной форме "радиопередачи". Рекомендовано учащимся 3-...
Презентация "Рассказы и сказки Н. Носова"
Анаграммы, тур "Занятия и увлечения", тур "Смешные истории", тур "Разгадай кроссворд"....
Конспект урока по литературному чтению «Рассказы и сказки Н. Н. Носова», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с рассказами и сказками Н.Н. Носова.Планируемые результатыПредметные- знать биографию автора;- знать рассказы и сказки Н.Н. ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ «На горке» Н. Носова" (УМК "Школа России" 2 класс 2 часть)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Николая Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениями об автор...
Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:Продол...
Технологическая карта урока литературного чтения «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом &laqu...