Интегрированный урок литературного чтения и краеведения В. Бианки "Говорит тундра"
план-конспект занятия по чтению по теме

Емельянова Людмила Георгиевна

 Цель: приобретение новых знаний о родном городе, крае, через знакомство с лексическим значением слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и краеведения (2 класс)

Тема: В. Бианки «Говорит тундра»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым произведением;
  2. Расширить знания учащихся о родном крае, городе;
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  1. Выставка рисунков;
  2. Видеофильм
  3. Фотоснимки

Ход урока.

  1. Приветствие.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

      - Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

  1. Работа над выразительностью.

        - Прочитайте строки из стихотворения нашего земляка, ненецкого поэта Леонида  

          Лапцуя  

        «Осень золотом последним

           Еле теплится на ветках»

        а) печально

        б) равнодушно

        в) радостно

       3. Проверка домашнего задания.

        - Я надеюсь, что вы сумеете передать настроение автора в стихотворении «Последние  

         листья»

         (чтение уч-ся стихотворения В. Пришельца)

       - Какая осень в этом стихотворении?

       - Докажите словами  из текста.

         (выборочное чтение)

  1. Работа над новым материалом.

 а) Постановка цели.

- Сегодня мы будем говорить о тех краях, в которые осень приходит очень рано, и очень быстро уступает своё место долгой и холодной зиме.

- Кто догадался, о каком крае пойдёт речь на уроке?

(ответы учащихся)

- Совершенно верно, о Ямале.

- Я предлагаю вам прочитать произведение В.Бианки «Говорит тундра»

- Что такое тундра? Попробуйте объяснить.

(ответы учащихся)

- Чем мы можем воспользоваться, чтобы узнать более полное толкование слова тундра?

- Да, нам поможет «Толковый словарь Ожегова

(чтение учащимися значения слова)

- Прежде, чем перейти к чтению рассказа, давайте выясним значение ещё нескольких слов:

Братия

Жуткий

Ледокол

Скала

(ответы учащихся)

б) Первичное восприятие текста.

- Найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной. Поработайте в учебнике карандашиком:

       « + » - знаю « - » - не знаю
      « ! »- узнал новое « ? » - удивило

 (Приём «Мудрые совы»  «Известное и неизвестное»)

в) Выборочное чтение

- Какие изменения произошли в природе?

г) Беседа по содержанию.

- Ребята, только ли о суровых климатических условиях могла рассказать тундра?

д) Игра «Ассоциации»

- Какие образы, ассоциации возникают, когда вы слышите или произносите слово тундра?

(ответы учащихся)

- Как вы объясните, что такое Ямал?

- Салехард?

- Как ещё называют Новый Уренгой?

(газовой столицей Ямала)

е) Рассказ учителя.

- Именно осенью, в первое воскресенье сентября наш город празднует свой день рождения.

- Сколько лет исполнилось нашему городу в 2012 году?

- Многие из вас родились  в Новом Уренгое. Для вас этот город стал родным и близким. Росли вы и рос наш город. Но 37 лет назад на этом месте царило белое безмолвие зимой и непроходимые болота летом.

- Это место считали «святым», здесь не селились. Здесь находилось древнее захоронение. По некоторым версиям – Уренгой в переводе на русский язык означает «гиблое место» или «обгоревший холм»

- Но почему же на таком неудачном месте возник наш город?

(ответы учащихся)

- У ненецкого народа есть легенда о злом волшебнике Нуме. Послушайте её и скажите, какое тепло достали из земли люди?

(чтение легенды учащимися)

- Так о каком тепле говорится?

- Посмотрите кадры из документального фильма и скажите, как ещё переводится слово Уренгой?

(просмотр фильма)

- Итак, как по мнению учёных переводится слово Уренгой?

- Луч света.

- Наш город действительно стал лучом света и тепла для всей страны и многих стран мира. Более 40% всего российского газа даёт Уренгойское  месторождение. А вместе с газом в наши дома приходят свет и тепло.

- Крайний Север, Ямал, Новый Уренгой – эти слова стали для нас родными. Здесь наш дом, наша Родина.

5. Выставка рисунков.

- А сейчас мы приглашаем наших гостей посетить выставку рисунков уч-ся нашего класса «Мой город» Нашим экскурсоводом будет…

(заранее подготовленный ученик «проводит экскурсию»)

- О нашем городе сложено много песен и стихов. Послушайте их.

(уч-ся читают стихи о городе)

6.Рефлексия.

Приём  «Ладонь»

  1. Большой - для меня было важным и интересным:
  2. Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;
  3. Средний - мне было трудно (мне не понравилось):
  4. Безымянный – мое настроение:
  5. Мизинец – мои предложения: 

- Для того, чтобы наш город стал таким современным и красивым, трудились тысячи людей, не жалея своих сил и здоровья.

- Я надеюсь, что и вы, став взрослыми, продолжите дело ваших дедов, отцов, ваших земляков.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-путешествие (математика-краеведение) в 3 классе по теме "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления"

Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку  ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...

Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения

интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс

laquo;Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».А.Н. ТолстойЦель урока: Организова...

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...