Интегрированный урок литературного чтения и краеведения В. Бианки "Говорит тундра"
план-конспект занятия по чтению по теме
Цель: приобретение новых знаний о родном городе, крае, через знакомство с лексическим значением слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya_i_kraevedeniya.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и краеведения (2 класс)
Тема: В. Бианки «Говорит тундра»
Цели:
- Познакомить учащихся с новым произведением;
- Расширить знания учащихся о родном крае, городе;
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- Выставка рисунков;
- Видеофильм
- Фотоснимки
Ход урока.
- Приветствие.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Работа над выразительностью.
- Прочитайте строки из стихотворения нашего земляка, ненецкого поэта Леонида
Лапцуя
«Осень золотом последним
Еле теплится на ветках»
а) печально
б) равнодушно
в) радостно
3. Проверка домашнего задания.
- Я надеюсь, что вы сумеете передать настроение автора в стихотворении «Последние
листья»
(чтение уч-ся стихотворения В. Пришельца)
- Какая осень в этом стихотворении?
- Докажите словами из текста.
(выборочное чтение)
- Работа над новым материалом.
а) Постановка цели.
- Сегодня мы будем говорить о тех краях, в которые осень приходит очень рано, и очень быстро уступает своё место долгой и холодной зиме.
- Кто догадался, о каком крае пойдёт речь на уроке?
(ответы учащихся)
- Совершенно верно, о Ямале.
- Я предлагаю вам прочитать произведение В.Бианки «Говорит тундра»
- Что такое тундра? Попробуйте объяснить.
(ответы учащихся)
- Чем мы можем воспользоваться, чтобы узнать более полное толкование слова тундра?
- Да, нам поможет «Толковый словарь Ожегова
(чтение учащимися значения слова)
- Прежде, чем перейти к чтению рассказа, давайте выясним значение ещё нескольких слов:
Братия
Жуткий
Ледокол
Скала
(ответы учащихся)
б) Первичное восприятие текста.
- Найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной. Поработайте в учебнике карандашиком:
« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило
(Приём «Мудрые совы» «Известное и неизвестное»)
в) Выборочное чтение
- Какие изменения произошли в природе?
г) Беседа по содержанию.
- Ребята, только ли о суровых климатических условиях могла рассказать тундра?
д) Игра «Ассоциации»
- Какие образы, ассоциации возникают, когда вы слышите или произносите слово тундра?
(ответы учащихся)
- Как вы объясните, что такое Ямал?
- Салехард?
- Как ещё называют Новый Уренгой?
(газовой столицей Ямала)
е) Рассказ учителя.
- Именно осенью, в первое воскресенье сентября наш город празднует свой день рождения.
- Сколько лет исполнилось нашему городу в 2012 году?
- Многие из вас родились в Новом Уренгое. Для вас этот город стал родным и близким. Росли вы и рос наш город. Но 37 лет назад на этом месте царило белое безмолвие зимой и непроходимые болота летом.
- Это место считали «святым», здесь не селились. Здесь находилось древнее захоронение. По некоторым версиям – Уренгой в переводе на русский язык означает «гиблое место» или «обгоревший холм»
- Но почему же на таком неудачном месте возник наш город?
(ответы учащихся)
- У ненецкого народа есть легенда о злом волшебнике Нуме. Послушайте её и скажите, какое тепло достали из земли люди?
(чтение легенды учащимися)
- Так о каком тепле говорится?
- Посмотрите кадры из документального фильма и скажите, как ещё переводится слово Уренгой?
(просмотр фильма)
- Итак, как по мнению учёных переводится слово Уренгой?
- Луч света.
- Наш город действительно стал лучом света и тепла для всей страны и многих стран мира. Более 40% всего российского газа даёт Уренгойское месторождение. А вместе с газом в наши дома приходят свет и тепло.
- Крайний Север, Ямал, Новый Уренгой – эти слова стали для нас родными. Здесь наш дом, наша Родина.
5. Выставка рисунков.
- А сейчас мы приглашаем наших гостей посетить выставку рисунков уч-ся нашего класса «Мой город» Нашим экскурсоводом будет…
(заранее подготовленный ученик «проводит экскурсию»)
- О нашем городе сложено много песен и стихов. Послушайте их.
(уч-ся читают стихи о городе)
6.Рефлексия.
Приём «Ладонь»
- Большой - для меня было важным и интересным:
- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;
- Средний - мне было трудно (мне не понравилось):
- Безымянный – мое настроение:
- Мизинец – мои предложения:
- Для того, чтобы наш город стал таким современным и красивым, трудились тысячи людей, не жалея своих сил и здоровья.
- Я надеюсь, что и вы, став взрослыми, продолжите дело ваших дедов, отцов, ваших земляков.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-путешествие (математика-краеведение) в 3 классе по теме "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления"
Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...
Презентация интегрированного урока по теме «Весна»В.Бианки «Грачи открыли весну»
Презентация интегрированного урока по теме «Весна»...
Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения
интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения...
Презентация к интегрированному русского языка и краеведения "Имя существительное. Сумт юх (дерево берёза)"
Презентация содержит иллюстрации....
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс
laquo;Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».А.Н. ТолстойЦель урока: Организова...
уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...