Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс
план-конспект урока по чтению на тему
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
А.Н. Толстой
Цель урока: Организовать деятельность обучающихся с целью обобщения и систематизации изученного краеведческого материала, посвящённого русским сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 29.79 КБ |
prilozhenie.docx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс
Составила учитель начальных классов
МКОУ Мастюгинская СОШ
Л.И. Деревщикова
Цель урока: Организовать деятельность обучающихся с целью обобщения и систематизации изученного краеведческого материала, посвящённого русским сказкам.
Задачи урока:
- Активизировать читательскую активность младших школьников.
- Способствовать развитию мышления, внимания, воображения, эмоциональной отзывчивости третьеклассников.
- Создать условия для творческого самовыражения детей.
- Формировать навыки межличностного общения.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку и народной культуре.
Оборудование: мультимедиа-проектор, персональный компьютер, мультимедийная презентация «Сказки земли Воронежской»; мультимедийная презентация «Сочиняем сказку»; выставка книг А. Афанасьева, А. Корольковой, А. Барышниковой; рисунки детей; комплекты «Сказочная мозаика» для парной работы; графические и геометрические цветные модели; музыкальное сопровождение (А.К. Лядов «Баба-Яга»); оборудование для психологического тестирования «Древо настроения».
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
А.Н. Толстой
Ход урока
I. Организационный момент.
Затих заливистый звонок.
Он позвал нас на урок.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки выпрямляем.
Вы готовы? Начинаем…
II. Постановка темы урока.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят… (сказки).
– Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.
III. Эмоциональный настрой «Ассоциативный ряд».
– Закройте глаза и шепотом произнесите «сказка».
– Какие образы возникли в вашем воображении?
– Какие эмоции вызывает у вас это слово? Почему?
IV. Мобилизующий этап.
– Действительно, нет на свете ни одного человека, который был бы равнодушен к сказкам. В сказках одной только силой воображения мы переносимся в мир чудес, где Добро всегда побеждает Зло.
Мир сказки – необычный, чарующий, подобный волшебному древу. Его красота волнует.
А кто же дарит этот прекрасный мир, кто помогает древу сказок расти, цвести, становясь, день ото дня всё краше?
1. Игра «Найди пару».
Сказитель – создатель и рассказчик народных сказок и былин.
Собиратели сказок – люди, которые ходят и ездят по стране, слушают и записывают сказки, обрабатывают их, совершенствуют и печатают в книге.
Хранители сказок – взрослые и дети – все, кто знает народные сказки.
2. Устные сообщения школьников «Кто нам сказки подарил».
– Наша воронежская земля взрастила немало людей, чьи талант, богатая фантазия и любовь к родному языку помогают сохранить красоту старинного древа сказок.
Кто же они?
1-й ученик: Сказки возникли давно, и живут с нами до сих пор. Раньше сказки знали в каждой деревне. За домашними работами в долгие зимние вечера, при свете лучины, люди слушали сказки, затаив дыхание.
Бабушкины сказки
За окошком бродит зимний вечер.
Тени разбрелися по светёлке.
– Расскажи нам, бабушка родная,
Как Иван скакал на сером Волке.
Бабушка отложит рукоделье.
И мгновенно просветлеют лица.
И поедет на печи Емеля,
И взлетит над облаком Жар-птица.
Слушают и взрослые, и дети.
Пусть сюжет давным-давно знаком.
А грудной младенец сказки эти
Впитывает с материнским молоком.
Затихает мышь над потолком,
И сверчок за печью замолкает.
Только вьюга воет за окном,
Что её послушать не пускают.
2-й ученик: Мастерство сказителя считалось на Руси важным ремеслом. Сказочников все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. На Русском Севере была традиция — брать исполнителя сказок, былин, песен в артель. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату. Исполнителей народных произведений хорошо знали, почитали. Собирается народ на мельницу, очередь выстраивается большая, все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера сказки сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его плата — интересный рассказ.
3-й ученик: Хорошие сказочники славились далеко-далеко за пределами своих селений.
Одной из лучших русских сказочниц была Анна Куприяновна Барышникова. Родилась она в Воронежской губернии в селе Чуриково в 1868 году. Хотя известная сказочница и была неграмотной, но тонко и глубоко чувствовала и понимала русский язык. Недаром поведанные ею сказки ласково называли «Сказки бабушки Куприянихи». Воронежская сказочница дожила до глубокой старости и скончалась в возрасте 86 лет.
4-й ученик: Признанной русской сказительницей была Анна Николаевна Королькова. Родилась она более 100 лет назад (1892) в селе Старая Тойда (ныне Аннинский район). Училась в церковно-приходской школе. Анна Николаевна Королькова собирала народные песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Всего вышло 20 её книг. Знаменитая воронежская сказительница прожила 51 год в Воронеже. Её именем названа новая улица в Левобережном районе города Воронежа.
5-й ученик: Знаменитый ученый-фольклорист Афанасьев Александр Николаевич родился в 1826 году в городе Богучаре Воронежской области. Провел детство в городе Боброве. Семь лет учился в Воронежской губернской гимназии, затем в Московском университете на юриста. Главный труд А.Н.Афанасьева – сборник сказок «Народные сказки». В него вошли сказки, записанные им и его воронежскими друзьями-собирателями. Всего в сборнике было около 640 произведений. «Сказки Афанасьева» – одно из главных сокровищ нашей культуры. Они переведены на десятки языков, их знают и любят во всем мире.
6-й ученик: Богатейшая фантазия русских сказочников, их безграничное воображение, вера в Добро рождали удивительные, чудесные сказки. И разлетались они по свету, подобно волшебным птицам, касались души людей своими невидимыми крыльями, делая их лучше, чище и добрее.
Волшебной, сверкающей птицей
Сказка по свету летает.
Вспорхнёт вдруг она со страницы –
В чудесный полёт приглашает.
Её приручить очень просто:
Ведь тот, кто о чуде мечтает,
Волшебную птицу-сказку
Сердцем своим поймает
V. Литературная игра «Волшебная птица сказок».
– Действительно, тот, кто смог поймать и удержать в своём сердце волшебную птицу-сказку, – настоящий хранитель сказок.
А все ли из вас являются хранителями сказок? Сейчас мы проверим, способны ли вы сохранить очарование русской сказки.
Эта волшебная птица прилетела поведать нам сказки, рождённые на Воронежской земле. Но во время пути она обронила свои прекрасные перья. Давайте все вместе поможем птице вернуть её сказочную красоту.
1. Композиция русской сказки
– Первое перо мы добудем, если докажем, что хорошо знаем особенности русских сказок.
«Построй сказку»
– «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается» – говорили в старину.
– А знаете ли вы, как построена сказка?
Присказка – прибаутка. Обычно предшествует зачину в сказках, но может стоять в любом месте сказки или вообще отсутствовать.
Зачин – начало сказки. Он рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке.
Основное повествование – в котором, герои, наделённые определёнными качествами вступают в противоречие, противоборство, конфликт.
Концовка – это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем.
(У детей на партах – тексты сказок Афанасьева, Корольковой, Барышниковой. Учитель просит найти в текстах сказок примеры присказок, зачинов, концовок).
2. Язык сказки
«Вставь словечко» (Троекратные повторы)
– Необычен, уникален язык русской сказки.
- … сына
- … стрелы
- … свадьбы
- …задания
– На какую особенность русских народных сказок указывает найденное вами слово?
(Троекратные повторы).
– Вставьте пропущенное слово. Какая русская сказка здесь зашифрована? (Царевна-лягушка).
«Найди значение слова» (Устаревшие слова)
– Прочитайте слова первого столбика. Как мы можем назвать эти слова? (Старинные). Наличие старинных слов (устаревшей лексики) – ещё одна особенность русских сказок.
Соедините старинное слово из первого столбика с его значением.
АЛИ, АЛЬ |
| ПУЧОК ПРЯЖИ |
КУДЕЛЬ |
| ИЛИ |
СУПРОТИВ |
| ЛАРЬ ДЛЯ МУКИ |
ЛУБЯНОЙ |
| ПРОТИВ |
СУСЕК |
| ИЗ КОРЫ ЛИПЫ |
«Помогите героям сказок обрести речь (Устойчивые словосочетания
– Иллюстрация к какой сказке перед вами? («Золотой конь» А.Барышниковой)
– Вставьте пропущенные слова и помогите героям сказок обрести речь.
Царевна: А народу тут видимо-невидимо!
Иванушка: Какая красавица – ни в сказке сказать, ни пером описать!
(А. Королькова «Иванушка-дурачок»)
– В русских сказках часто встречаются такие устойчивые сочетания слов, это ещё одна из особенностей русских сказок.
– Молодцы, вы хорошо знаете особенности русских сказок и к птице-сказке возвращается первое перо!
3. Работа в парах «Собери сказку». Моделирование
– «Доброе братство – лучше богатства». А умеете ли вы быть дружными? Только дружба поможет вам раздобыть следующее перо птицы-сказки.
У вас на партах лежат конверты с мозаикой. Вам нужно, работая в паре быстро и ладно, составить из мозаики иллюстрацию, догадаться к какой сказке она относится, и представить свой ответ с помощью геометрических жанровых цветных и графических моделей.
– Ваши дружба да согласие помогли добыть второе перо.
4. Музыкальная игра «Там, на неведомых дорожках»
– А следующее перо можно отыскать здесь, на неведомых дорожках.
Вот перед нами волшебный лес.
Деревья растут в нём до самых небес.
Кто ждёт нас в чаще лесной?
Из сказки какой герой?
(На доске – изображение сказочных персонажей: Бабы-Яги, Медведя, Василисы)
– Послушайте музыкальную пьесу. Как вы думаете, какой из этих сказочных персонажей соответствует характеру звучащей музыки?
(Звучит пьеса А.К. Лядова «Баба-Яга»).
– Композитор, сочиняя музыку, создаёт характер героя, подсказывая слушателю, какое настроение у того или иного персонажа. Какой предстаёт перед нами Баба-Яга?
- Как музыка изображает её характер?
- В каких русских народных сказках нам встречается Баба-Яга?
- Всегда ли Баба-Яга – отрицательный персонаж?
- В какой сказке Баба-Яга оказывает помощь главному герою?
(В сказке А.Барышниковой «Золотой конь», в сказке А. Корольковой «Финист –Ясный Сокол».)
– Добрым героям помогает даже Баба-Яга. Добро живёт и в нашем сердце, поэтому Баба-Яга возвращает нам третье волшебное перо.
5. Сказочный калейдоскоп
– А четвёртое перо добудут самые внимательные читатели сказок Афанасьева, Барышниковой, Корольковой.
«Отгадай сказку по опорным словам»
- Волк, коза, избушка, козлята (А. Афанасьев «Волк и коза»)
- Звери, теремок, дружба (А. Афанасьев «Теремок мышки»)
- Мартынка, собака Журка, кот Васька, змея, кольцо (А. Афанасьев «Волшебное кольцо»)
- Князь, княгиня, ведьма, уточка (А. Афанасьев «Белая уточка»)
- Солдат, бабка, топор, каша (А. Афанасьев» Каша из топора»)
«Узнай сказочного героя по описанию»
- Хитрая, плутовка, лгунья (Лиса)
- Злой, глупый, голодный (Волк)
- Смелый, добрый, отважный (Иван)
- Прекрасная, верная, скромная (Василиса)
- Злобный, жестокий, бессмертный (Кощей)
Найди неверное утверждение в сказке Анны Барышниковой
- Ивану помогал Золотой конь.
- Конь просил Ивана не поднимать золотое перо.
- Иван похитил для отца из терема Змея Горыныча.
- В котле с молоком сварился жадный старик.
«Волшебные превращения»
– В кого превратились герои сказок:
- Белая лебёдушка – в царевну (А. Королькова «Белая лебёдушка»)
- Пёрышко – в молодца Финиста-ясного сокола (А. Королькова «Финист-ясный сокол»)
«Сказочные предметы»
– В русских сказках любые предметы могут стать волшебными. Помогите этим предметам обрести волшебную силу, назовите, в каких сказках они встречались.
Репа, игла, ковёр.
– Ваши читательские умения помогли украсить волшебную птицу ещё одним пером.
6. «Чему учат сказки»
– добыть лучи для солнышка
– Ваша фантазия творчество помогли птице-сказке вернуть ещё одно перо.
Что в сказке самое главное, чтобы добро победило? (дружба)
Давайте соберем вами добытые перышки и посмотрим что получится.
VI. Итог урока.
– Вот и улетела сказочная птица, блистая своим волшебным оперением. Но стоит только раскрыть книгу сказок, вас снова и снова будут подхватывать её волшебные крылья и уносить в чудесную страну, где животные и вещи умеют говорить; где есть много удивительных предметов, которых нам так не хватает в реальной жизни; где существуют рядом простые люди и волшебники; где Добро всегда побеждает Зло.
– Как вы думаете, нужны ли в наше время старые сказки?
VII. Психологическое тестирование «Древо настроения»
– Пусть каждый из вас, покидая класс, украсит наше волшебное древо, оставив на нём изображение своих чувств и впечатлений от урока.
(Под музыкальное сопровождение дети размещают на «Древе настроения» символические изображения своих впечатлений от урока:
- Зелёное яблоко – урок не понравился, мне было не комфортно;
- красное яблоко – урок очень понравился, вызвал только положительные эмоции;
- жёлтое яблоко – урок был интересный, но понравилось не всё.)
Литература:
- Степанов В. Сказочные загадки. – М., 2006.
- Русские народные сказки. Сост. Аникин В.П. – М., 1987.
- Фольклор народов России. Сост. Калугина В.И. –М., 2002.
- Яценко И.Ф. Внеклассное чтение во 2 классе. – М., 2006.
- Серия «Воронежские писатели – детям». Как я был репкой. Сост. Бондарев А.В. – Воронеж, 2006.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Интегрированный урок литературного чтения и краеведения В. Бианки "Говорит тундра"
Цель: приобретение новых знаний о родном городе, крае, через знакомство с лексическим значением слова....
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....
Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор". В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...