тематическое планирование литературное чтение 4 кл
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Мазур Анна Ивановна

необходимо при проведении  уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

                                   МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану на 2012-2013 уч. г. на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа ( 3 часа в неделю).

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

                                                          Цели обучения                                                                Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

                    Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

                    Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Учеб

ная дис

цип

лина

Класс

Программа, кем рекомендована  и когда

Тип программы (государст -венная, авторская)

Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидакти-ческое обеспече-ние

Лите

ра-

тур

ное

чте

ние

4

класс

Программа

авторов:

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

«Родная речь»

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

Государст-

венная.

3 часа в

неделю

102 часа в год.

«Родная речь»

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

 С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»

Набор таблиц  по развитию речи.

                             

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  10. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                                              Содержание программы

раздел

Название разделов

Кол – во часов

1

Былины. Летописи. Жития.

6 ч

2

Из русской классической литературы

20 ч

3

Поэтическая тетрадь

23 ч

4

Сказки русских писателей

12 ч

5

Делу время – потехе час

7 ч

6

Страна далёкого детства

8 ч

7

Природа и мы

9 ч

8

Родина

5 ч

9

Страна «Фантазия»

5 ч

10

Зарубежная литература

7 ч

 

Всего:

102 час

На раздел №2 «Поэтическая тетрадь» отводится 23 часа. Они распределены на три части и соответствуют следующим № урокам с 27 по 38, с 66 по 71, с 81 по 85.

                           

                                  Календарно-тематическое планирование 

№ п\п

 Наименование разделов и тем

Кол-во часов

     Дата проведения

Примечание

Раздел 1. Былины. Летописи. Жития.

6

1

О былинах.

1

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

3

«И вспомнил Олег коня своего»

1

4

Летописи. Жития.

1

5

«Ильины три поездочки»

1

6

«Житие Сергия Радонежского»

1

Раздел 2. Из русской классической литературы.

20

7

П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

1

8

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

9

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

10

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

11

А.С. Пушкин «Няне».

1

12

А.С. Пушкин «Туча».

1

13

А.С. Пушкин «Унылая пора!..»

1

14

А.С. Пушкин «Птичка Божия не знает…»

1

15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

19

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок)

1

20

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

21

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

22

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

23

А.П. Чехов «Мальчики»

1

24

А.П. Чехов «Мальчики»

1

25

А.П. Чехов «Мальчики»

1

26

Обобщающий урок по теме: «Из русской классической литературы».

1

Раздел 3. Поэтическая тетрадь.

12

27

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»

1

28

Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

1

29

А. А. Фет «Весенний дождь»

1

30

А. А. Фет «Бабочка»

1

31

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

1

32

Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…»

1

33

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

34

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

35

Н.А. Некрасов «Школьник»

1

36

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

37

И. А. Бунин «Листопад»

1

38

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

1

Раздел 4. Сказки русских писателей.

12

39

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

40

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

41

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

42

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

43

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

44

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

45

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

46

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

47

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

48

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

49

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

50

Обобщ. урок по теме: «Сказки русских писателей».

12

Раздел 5. Делу время – потехе час.

7

51

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

52

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

53

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

54

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

55

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

56

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

57

Обобщ. урок по теме: «Делу время – потехе час».

1

Раздел 6. Страна далёкого детства.

8

58

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

59

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

60

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

61

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

62

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

63

М. М. Зощенко «Ёлка»

1

64

М. М. Зощенко «Ёлка»

1

65

Обобщающ. урок по теме: «Страна далёкого детства».

1

Раздел 3. Поэтическая тетрадь.

6

66

В. Я. Брюсов «Опять сон»

1

67

В. Я. Брюсов «Детская»

1

68

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

69

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»

1

70

М. И. Цветаева «Наши царства»

1

71

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

1

Раздел 7. Природа и мы.

9

72

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

73

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

74

М. Пришвин «Выскочка»

1

75

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

76

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

77

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

78

К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

1

79

К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

1

80

Обобщающий урок по теме: «Природа и мы».

1

Раздел 3. Поэтическая тетрадь.

5

81

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

82

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

83

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

84

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

85

С. А. Есенин «Лебёдушка»

1

Раздел 8. Родина.

5

86

И. С. Никитин «Русь»

1

87

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

88

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

89

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

90

Обобщающий урок по теме: «Родина».

1

Раздел 9. Страна «Фантазия».

5

91

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

92

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

93

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1

94

К. Булычев «Путешествие Алисы»

1

95

Обобщающий урок по теме: «Страна «Фантазия».

1

Раздел 10. Зарубежная литература.

7

96

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

97

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

98

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

100

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

101

С. Лагерлёф «Святая ночь»

1

102

С. Лагерлёф «В Назарете»

1

Всего:

102

Список литературы

для учителя:

1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2009 год стр. 90 – 93.

2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.

3. Тексты по проверке техники чтения /[О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова]

для обучающихся:

1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд.  Москва, Просвещение, 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

Календарно тематическое планировани литературное чтение

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

тематическое планирование,литературное чтение

Тематическое планирование по литературному чтению " Перспективная начальная школа" 3 класс- 3часа в неделю...

Тематическое планирование Литературное чтение 3 класс

В данном материале находится развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. УМК Школа России. К учебникам "Литературное чтение" для 3 класса в двух частях. Авторы: Л.Ф.Кли...

тематическое планирование литературное чтение Кац 3 класс

представлена рабочая программа по литературному чтению ( Кац) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...