тематическое планирование литературное чтение 4 кл
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на 2012-2013 уч. г. на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа ( 3 часа в неделю).
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учеб ная дис цип лина | Класс | Программа, кем рекомендована и когда | Тип программы (государст -венная, авторская) | Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидакти-ческое обеспече-ние |
Лите ра- тур ное чте ние | 4 класс | Программа авторов: Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий «Родная речь» Рекомендо- вано Мини- стерством образования и науки РФ. | Государст- венная. | 3 часа в неделю 102 часа в год. | «Родная речь» Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий | С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» | Набор таблиц по развитию речи. |
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание программы
раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Былины. Летописи. Жития. | 6 ч |
2 | Из русской классической литературы | 20 ч |
3 | Поэтическая тетрадь | 23 ч |
4 | Сказки русских писателей | 12 ч |
5 | Делу время – потехе час | 7 ч |
6 | Страна далёкого детства | 8 ч |
7 | Природа и мы | 9 ч |
8 | Родина | 5 ч |
9 | Страна «Фантазия» | 5 ч |
10 | Зарубежная литература | 7 ч |
| Всего: | 102 час |
На раздел №2 «Поэтическая тетрадь» отводится 23 часа. Они распределены на три части и соответствуют следующим № урокам с 27 по 38, с 66 по 71, с 81 по 85.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Былины. Летописи. Жития. | 6 | |||
1 | О былинах. | 1 | ||
2 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | ||
3 | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | ||
4 | Летописи. Жития. | 1 | ||
5 | «Ильины три поездочки» | 1 | ||
6 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | ||
Раздел 2. Из русской классической литературы. | 20 | |||
7 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок) | 1 | ||
8 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». | 1 | ||
9 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». | 1 | ||
10 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». | 1 | ||
11 | А.С. Пушкин «Няне». | 1 | ||
12 | А.С. Пушкин «Туча». | 1 | ||
13 | А.С. Пушкин «Унылая пора!..» | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин «Птичка Божия не знает…» | 1 | ||
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
16 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
17 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
18 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
19 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок) | 1 | ||
20 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | ||
21 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | ||
22 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 | ||
23 | А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | ||
24 | А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | ||
25 | А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | ||
26 | Обобщающий урок по теме: «Из русской классической литературы». | 1 | ||
Раздел 3. Поэтическая тетрадь. | 12 | |||
27 | Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» | 1 | ||
28 | Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | ||
29 | А. А. Фет «Весенний дождь» | 1 | ||
30 | А. А. Фет «Бабочка» | 1 | ||
31 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» | 1 | ||
32 | Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…» | 1 | ||
33 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | ||
34 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | ||
35 | Н.А. Некрасов «Школьник» | 1 | ||
36 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | ||
37 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | ||
38 | Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
Раздел 4. Сказки русских писателей. | 12 | |||
39 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | ||
40 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | ||
41 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | ||
42 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | ||
43 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | ||
44 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | ||
45 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | ||
46 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | ||
47 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | ||
48 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | ||
49 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | ||
50 | Обобщ. урок по теме: «Сказки русских писателей». | 12 | ||
Раздел 5. Делу время – потехе час. | 7 | |||
51 | Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
52 | Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
53 | Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
54 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | ||
55 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | ||
56 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | 1 | ||
57 | Обобщ. урок по теме: «Делу время – потехе час». | 1 | ||
Раздел 6. Страна далёкого детства. | 8 | |||
58 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | ||
59 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | ||
60 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
61 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
62 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | ||
63 | М. М. Зощенко «Ёлка» | 1 | ||
64 | М. М. Зощенко «Ёлка» | 1 | ||
65 | Обобщающ. урок по теме: «Страна далёкого детства». | 1 | ||
Раздел 3. Поэтическая тетрадь. | 6 | |||
66 | В. Я. Брюсов «Опять сон» | 1 | ||
67 | В. Я. Брюсов «Детская» | 1 | ||
68 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | ||
69 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» | 1 | ||
70 | М. И. Цветаева «Наши царства» | 1 | ||
71 | Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
Раздел 7. Природа и мы. | 9 | |||
72 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | ||
73 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | ||
74 | М. Пришвин «Выскочка» | 1 | ||
75 | Е. И. Чарушин «Кабан» | 1 | ||
76 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | ||
77 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | ||
78 | К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | 1 | ||
79 | К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | 1 | ||
80 | Обобщающий урок по теме: «Природа и мы». | 1 | ||
Раздел 3. Поэтическая тетрадь. | 5 | |||
81 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | ||
82 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | ||
83 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | ||
84 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | ||
85 | С. А. Есенин «Лебёдушка» | 1 | ||
Раздел 8. Родина. | 5 | |||
86 | И. С. Никитин «Русь» | 1 | ||
87 | С. Д. Дрожжин «Родине» | 1 | ||
88 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 1 | ||
89 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 | ||
90 | Обобщающий урок по теме: «Родина». | 1 | ||
Раздел 9. Страна «Фантазия». | 5 | |||
91 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | ||
92 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | ||
93 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | ||
94 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | ||
95 | Обобщающий урок по теме: «Страна «Фантазия». | 1 | ||
Раздел 10. Зарубежная литература. | 7 | |||
96 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | ||
97 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | ||
98 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | ||
99 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | ||
100 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | ||
101 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 1 | ||
102 | С. Лагерлёф «В Назарете» | 1 | ||
Всего: | 102 |
Список литературы
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2009 год стр. 90 – 93.
2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
3. Тексты по проверке техники чтения /[О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова]
для обучающихся:
1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Литературное чтение. 2 класс
Планирование по УМК "Перспектива"...
Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.
Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...
Календарно тематическое планировани литературное чтение
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
тематическое планирование,литературное чтение
Тематическое планирование по литературному чтению " Перспективная начальная школа" 3 класс- 3часа в неделю...
Тематическое планирование Литературное чтение 3 класс
В данном материале находится развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. УМК Школа России. К учебникам "Литературное чтение" для 3 класса в двух частях. Авторы: Л.Ф.Кли...
тематическое планирование литературное чтение Кац 3 класс
представлена рабочая программа по литературному чтению ( Кац) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...