литературная гостиная
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Мазур Анна Ивановна

Программа включает в себя:

  1. пояснительную записку;
  2. содержание программы;
  3. технологию организации учебного процесса;
  4. формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
  5. требования к результатам техники чтения и навыкам работы с разножанровыми произведениями;
  6. основные термины и понятия, необходимые для овладения литературным курсом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.gost_.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ореховская средняя (полная)  общеобразовательная школа»

 

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Тищенко М.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Тихая Т.И..

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________Швец М.Т

Приказ № ___от  «__»_____2012г.

                                                         Программа

                        факультативного курса

                                   «Литературная гостиная»  

                                                  4 класс

                                на 2012-2013 учебный год

                                                         

                                                                   Учитель: Мазур А.И.

                                       2012-2013г.

                         

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Условия реализации программы.
  3. Критерии оценки результатов обучения.
  4. Содержание программы.
  5. Учебно-тематический план.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Используемая литература.

                 

                  I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                          Актуальность

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу.  

            Художественное образование ( в частности освоение литературы, музыки, рисования в начальной и средней школе) предназначено для того , чтобы  удовлетворять уже имеющиеся  у ребёнка потребности  в художественных переживаниях,  беречь и развивать в человеке восприимчивость  к воздействиям искусства. Полноценно воспринимая искусство, читатель вместе  с персонажами и автором произведений проживает их судьбы, насыщая свою память  бесценным эмоциональным духовным опытом. Этот опыт  эмоционально- целостного проживания чужих жизней гораздо богаче любых морализаторских извлечений из него и самым непосредственным способом  влияет на сферу чувств, существенно определяя направленность формирующейся личности, её самовосприятие, жизненные установки, идеалы, ценностные ориентации и через жизненную цель, поведение, поступки .

          Вне воздействия  литературного искусства трудно представить себе формирование культурного человека, творческой личности, способной и готовой ориентироваться в быстроменяющихся обстоятельствах современного мира и принимать самостоятельные социально ответственные решения.

            Приобщение к искусству, развитие готовности и способности полноценно воспринимать его - необходимое условие освоения духовного опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека. В младшем школьном возрасте приобщение к искусству имеет свои особенности, которые существенно отличают начальное литературное образование от его продолжения в средних и старших классах, что вызывает трудности в учении в среднем звене у выпускников начальной школы.

       Содержание процесса приобщения младших школьников к словесному искусству охватывает и коммуникативное развитие ребенка. Это развитие письменной и устной речи,  как средство общения.

       Накопление значимого для ребёнка опыта  читательских переживаний и оценок, становление художественно-коммуникативной позиции, попытки собственного литературного  творчества  расширяют круг собеседников, совершенствуется  средство общения, включая речевое развитие, побуждает школьника на  более высоком уровне обладать различными  речевыми умениями и навыками.

        На современном этапе обучения  литературному воспитанию и образованию уделяется  пристальное внимание.  Это курсы Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Томарченко, Л.Ф.Климановой, В.А.Левина. Эти курсы  близки друг к другу по целям и задачам:  приобщение ребёнка к культуре, освоение им способов общения с автором  через художественные произведения, переход ребёнка из позиции "слушатель"  в позицию  " соавтор" и далее в позицию культурно развитого читателя.

Содержание художественного развития в начальной школе состоит в

изменении внутренней позиции ребёнка  по отношению к искусству

от дошкольной  художественно-игровой позиции к художественно-  коммуникативной позиции читателя , автора, исполнителя.

             Общая задача конкретизируется в решении нескольких частных задач:

1. Знакомство с элементами структуры  произведения (текста и художественного мира)  и связи между ними;

2. Освоение процедуры анализа-операций наблюдения, сравнения, классификации, обобщения - на основе читательской деятельности в соответствии с типами художественных  текстов;

3.Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического изображения (формы текстов);

4.Развитие воображения, адекватно воссоздающего  художественный мир произведения по законам его организации и способствующего возникновению понятий-образов, понятий-представлений;

5.Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие   его события и  осмысливая связь между ними;

6.Возникновение и обогащение "жанровой" памяти. На этой основе устанавливается сходство произведений, к одному виду, типу, жанру;

7. И, как результат, развитие устной и  письменной речи учащихся, развитие самостоятельного литературного творчества  детей

                                                     

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

 Программа факультативного курса « Литературная гостиная» предназначена для обучения учащихся  4 классов, рассчитана на 34 часа, базируется  на методических материалах по внеклассному чтению,  на книгах по внеклассному чтению «Родничок», составитель М.Барабанова, Г.Губанова и  тестовые задания по литературному чтению О. В. Кубасовой.

 

Актуальность курса заключается в развитии умений и навыков литературного творчества  с целью успешной сдачи  экзаменов в начальных классах по литературному чтению.

Спецкурс рассчитан на более углублённое изучение    произведений одного автора и тематическое изучение произведений разных авторов, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме

 зависимости от индивидуальных  и возрастных особенностей учащихся начальных классов.

Программно-методическое сопровождение:

  1.  Учебники 4, «Родничок» ,Составитель М.Барабанова, Г.Губанова.
  2.  Книга «Выручалочка» по внеклассному чтению, составитель И.Г.Сухин;

Сборник книг «Ятебя знаю? О чём ты?», составитель доктор педагогических наук, профессор Н.Н.Светловская.

  1. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к комплексной проверке в начальных классах..

Программа факультативного  курса состоит из 3-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Литературное творчество» 

 Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Третий раздел  «Тесты»

Программа включает в себя:

  1. пояснительную записку;
  2. содержание программы;
  3. технологию организации учебного процесса;
  4. формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
  5. требования к результатам техники чтения и навыкам работы с разножанровыми произведениями;
  6. основные термины и понятия, необходимые для овладения литературным курсом;

Цели факультативного курса:

 

 Цель: определить эффективные  приёмы и методы  развития  литературного  образования  у учащихся 2-4 классов.

   На реализацию поставленной цели  направлено  решение  следующих  задач:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам  развития литературного творчества учеников  начальной школы.

2.Разработать  комплекс приёмов, способствующих  развитию навыков литературного творчества.

3. Показать развитие коммуникативных умений, приобретённых  в ходе  учебного процесса (личностные приобретения); сформированность  

     мотивов  учебной деятельности; личностные  социальные        

     приобретения, системы ценностей.

4.Разработать схемы  анализов литературных произведений  различных жанров для дифференцированного обучения.

5.Показать  результативность обучения по заданной проблеме.

         Цели и задачи  литературного образования исходят от преемственности требования 1 и 2 ступеней  образования и определяются психологическими закономерностями художественного развития  в младшем школьном, подростковом возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей, учитывает личные достижения дошкольного художественного развития  ученика и  опирается на них.

     Цель  литературного образования детей 2- 4 классов  заключается в том, чтобы обеспечить переход младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению с искусством.

Содержание художественного развития в начальной школе состоит в

изменении внутренней позиции ребёнка  по отношению к искусству

от дошкольной  художественно-игровой позиции к художественно-  коммуникативной позиции читателя , автора, исполнителя.

Принципы  программы  «Литературная гостиная»:

Принцип системности.

Этот принцип заключается в рассмотрении любого объекта изучения прежде всего с позиций  целостной системы  составляющих её компонентов и их  многообразных

       связях и отношениях.

Принцип непрерывности.

     Развитие речи представляет собой последовательно и  многократно

     повторяющийся процесс через определённые промежутки времени  с

     дополнительным  приложением к заданию.

Принцип комплексности.

     Анализ произведения включает  языковой анализ, стилистический анализ,

     анализ художественных образов (объединённые рамками одного

     произведения).

Принцип прогностичности.

Этот  принцип  допускает  возможность  осуществления  литературного образования на длительных временных циклах, выходящих за пределы определённых тем.

Принцип перспективности и опережающего  характера обучения.

     Обучение литературному чтению  должно строиться преимущественно  с

     целью развития  личности, перевода её в качественно  новое состояние,                    т.е. должно быть развивающим и развивающимся.

Принцип гибкости и техничности.

     Несмотря  на наличие общих  методических приёмов  и методов, обучение не может строиться  на основе готовых рецептов  и  предполагает реализацию творческих подходов, позволяющих сделать обучение не столько привлекательным, сколько продуктивным.

 Задачи факультативного курса: 

  1. Развить у учащихся ЗУН, которые ведут к  литературному творчеству.
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов .
  3. Способствовать развитию устной и письменной речи.
  4. Подготовить учащихся к комплексной проверке к концу 4 класса.

II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условия, необходимые для реализации программы: 
- - кабинет начальных классов;

- комплекс книг для  внеклассного чтения в начальных классах «Родничок»;

- раздаточный материал;

- диагностические карточки;

- комплексные подборки  произведений библиотечки журнала «Начальная школа» для внеклассного чтения;

- компьютер.

                       

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе  практической  и творческой формы работы с учащимися.

Тематические занятия, включённые в программу факультативного курса, предполагают использование учителем различных формы занятий.  

 

Формы работы

 

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя;  

-самостоятельная работа (размышления на данную тему, интерпреитация текста, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);

- работа в группах;

- индивидуальная работа.

Методы, используемые при реализации программы:

- практический

-наглядный

- словесный

- работа с книгой

- видеометод (просмотр, обучение).

п/п

Изучаемая тема,

раздел.

Предполагаемый уровень

Предполагаемые результаты обучения

1.

Тема 1.

  Работа с текстом, связная речь.

 Отбор материала  на заданную тему.

Обучение.

Применение.

Самостоятельный отбор материала в тексте для составления рассказа на заданную тему

2.

 Пересказ текста.

Применение.

Уметь пересказывать текст, включив в него  элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки или рассуждения).

Уметь  при пересказе текста заменять диалог повествованием.

3.

   Дополнение сюжета  к тексту.

Применение.

Уметь использовать в речи многозначные

слова, синонимы, омонимы и антонимы.

Уметь находить в конкретных текстах, понимать  и объяснять значение перечисленных изобразительно- выразительных средств языка.

Уметь использовать их в речи при описании событий, героев, природы.

4.

 Средства выразительного чтения.

Применение.

Уметь использовать при чтении и в устной речи все изученные  средства выразительности .

5.

  Составление рассказов.

Применение.

Уметь составлять рассказ:

- от имени одного из героев;

- с изменением  лица рассказчика;

- с элементами  описания и рассуждения.

6.

  Жанры художествен

ных  произведений.

Применение.

Уметь перечислять признаки жанра, уметь привести 2-3  примера этого же жанра, уметь по перечисленным признакам определить жанр произведения.

Уметь определить жанр конкретного произведения.

7.

    Осмысление текста.

Понимание.

Применение.

Уметь отличать основный смысл произведения от ответа на вопрос : «О ком  данное произведение?»

Уметь самостоятельно выявлять и формулировать основной смысл прочитанного.

 Наблюдение  за  особенностями речи действующих лиц произведения.

Применение.

Уметь выявлять характерные особенности речи героев произведения.

Уметь на этом основании  делать  выводы о характере героев.

   Осмысление прочитанного.

  Выступление на  данную тему.

Уметь выявлять характерные особенности речи героев произведения.

Уметь осмыслить  прочитанное, выступить на заданную тему.

   Определение своего и авторского  отношения  к    событиям   и персонажам .

Понимание

Применение

Уметь отличать своё отношение к героям и событиям  от авторского.

Уметь пользоваться оценочной лексикой.

8.

  Работа с книгой.

Уметь пользоваться книгой :

Уметь находить абзацы.

Уметь ориентироваться в тексте по абзацам.

Уметь находить подзаголовок в тексте.

№ п/п

Виды творческих и репродуктивных ситуаций.

Элементы образования.

1.

2.

Создание проблемной ситуации.

Постановка и решение творческой задачи.

1. Б.К.Зайцев «Домашний лар»

- третий сын кухарки вырос таким, потому что им никто не занимался?

2. П.П.Бажов «Серебряное копытце»

 - Как вы представляете жизнь Серебряного  копытца в лесу?

3.

Побуждение учащихся к выдвижению гипотез.

Если …., то….

М.И.Цветаева.

Если дети вырастут  жадными и  немилосердными , то…….

4.

Стимулирование фантазии.

Как надоело лампочке светить?

5.

Предложение учащимся самим  проанализировать  проблему, предложить её решение, высказать критическое  суждение о ней.

И.С.Шмелёв «Егорьев день»

- Нужно ли  мастеру передавать мастерство следующему  поколению?

6.

Сотрудничество учащихся в учебно- творческой деятельности.

Задание в парах , группах.

7.

Побуждение учащихся к постановке  творческой задачи.

Задайте себе творческое задание по изученному произведению:

- сочинить стихотворение,

- составить ребус, загадку и т. д.,

- рисунок.

8.

Ответы на вопросы информационного характера.

 По тексту каждого  произведения.

9.

Обучающие мини – сочинения и сочинения разных видов при постановке вопроса или проблемы, требующих  нестандартного ответа.

 

 

 III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Программа факультативного курса предусматривает развитие техники чтения, обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности и на формирование навыков работы с текстом, на развитие устной и письменной речи учащихся.

Критериями выполнения программы служат:

 1. Знакомство с элементами структуры  произведения (текста и художественного мира)  и связи между ними;

2. Освоение процедуры анализа-операций наблюдения, сравнения, классификации, обобщения - на основе читательской деятельности в соответствии с типами художественных  текстов;

3.Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического изображения (формы текстов);

4.Развитие воображения, адекватно воссоздающего  художественный мир произведения по законам его организации и способствующего возникновению понятий-образов, понятий-представлений;

5.Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие   его события и  осмысливая связь между ними;

6.Возникновение и обогащение "жанровой" памяти. На этой основе устанавливается сходство произведений, к одному виду, типу, жанру;

7. И, как результат, развитие устной и  письменной речи учащихся, развитие самостоятельного литературного творчества  детей, закрепление знаний о нормах современного литературного языка;

8.Подготовка к итоговой аттестации в форме комплексной проверки.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать: 

  1. основные понятия, необходимые для усвоения и  создания текста и его анализа;
  2. определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  3. виды текста;
  4. определение понятий жанра и его особенностей;
  5. что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

       *читать  к концу 4класса более 100 слов в минуту ;

  1. определить тему и основную мысль текста;
  2. определить  стиль речи;
  3. использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  4. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  5.  анализировать форму исходного текста;
  6.  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  7.  создавать связное высказывание;
  8.  излагать последовательно собственные мысли;
  9.  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  10.  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной теме, развитие техники чтения.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  1. промежуточный (проводится  диагностическая работа в  2-4

 классах  ;

  1. итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями комплексной проверки по литературному чтению.

Особенность программы: факультативный курс  рассчитан на развитие личностных качеств учащихся по литературному  образованию и литературному  творчеству.

                                      Содержание программы

РАЗДЕЛ I.  Анализ текста.  

 Текст. Тема и основная мысль текста. (Признаки текста: выраженность, ограниченность, цельность, тема, упорядоченность). Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста.

  1. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
  2. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
  3. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
  4. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
  5. Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония,   олицетворение, эпитет, аллегория,   художественный символ, паронимы.

 

РАЗДЕЛ II.   Мини-сочинения на основе  текста.

 

Практические работы: 

  1. написание мини-сочинений;
  2. редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

 

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Наедине с природой

16 час.

2

Из истории Отечества

7 час.

3

Путешествие в сказку  

5час.

4

Тесты

6 час.

 

Всего 34 часа

                 

                   

                         Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

 

 

Тема 1.

Наедине с природой. ( 16часов)

 

1

 

 И. Тургенев. Перепёлка.

2

 

  Н.Языков.Конь.

Н.Греков. летом.

 

3

 

 М.Пришвин. Этажи леса. Гости. Лоси.

4

 

 А. Майков. Поле зыблется цветами. Весна.

 

5

 

 В Бианки. Сумасшедшая птица.

6

 

 Ю.Казаков. Скрип-скрип.

 

7

 

 А.Яшин. Чайка.

Мамина сказка.

8

 

 А.Блок.  Летний вечер.

Там неба осветлённый край.

 

9

 

 Н. Носов. Белый гусь.

10

 

 Н.Носов. Хитрюга.

Тесты.

11

 

 В. Астафьев. Зорькина песня.

12

 

 С. Есенин Что это такое?

Ночь.

13

 

 Н.Сладков. Весёлая игра.  Дармоед.

Ключик.

14

 

  Г.Снегирёв.Уха.

15

 

  Г.Снегирёв.Хитрый бурундук. Бобрёнок.

16

 

 Г.Снегирёв. Маленькое чудовище.

Осьминожек.

1

 

 Из истории Отечества (7ч.)

С. Галицин.Сказание о Евпатии Коловрате.

 

2

 

 

С. Галицин.Сказание о Евпатии Коловрате.

 

 3

 

С.Алексеев. Рассказы о Степане Разине.

4

 

С.Алексеев. Рассказы о Степане Разине.

5

 

 В.Ян. Никита и Микитка.

6

 В.Ян. Никита и Микитка.

7

 

  Тесты

 

1

Путешествие в сказку(5ч.)

Илья Муромец и Калин-царь.Былинный сказ.

 

2

Три поездки Ильи Муромца.

3

Загадки-отгадки.

4

Е.Шварц. Два брата.

5

А.Линдгрен. Весёлая кукушка.

1

  Тесты(6ч.)

2

Тесты.

3

Тесты.

4

Тесты.

5

Тесты.

6

Тесты.

 Всего 34 часа.

 

Литература для учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"

Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....