урок Шим "Чем пахнет весна"
методическая разработка (чтение) на тему

Шовгенова Елена Александровна

содержит разработку урока и презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx28.66 КБ
Файл eduard_shim.pptx918.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Эдуард Шим  « Чем пахнет весна».

Цели урока:

-научить учащихся самостоятельно применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.

-формирование УУД, с помощью рассказа Эдуард Шим  « Чем пахнет весна».

Задачи:

  1. образовательные: отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов, учить сочинять сказку , рассказ по заданной теме);
  2. развивающие: развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских умений и учебной деятельности.
  3. воспитательные: посредством данного текста прививать любовь  к природе;

Учебные умения:

• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;

• подмечать приметы и краски весны.

Характеристика деятельности учащихся:

• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.

• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;

• объяснять смысл заглавия произведения;

• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета;

• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;

• находить в тексте описание, приметы;

• создавать устно небольшой рассказ;

• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;

Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, парная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

Оборудование: компьютер, экран,  проектор.

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их, они учат вас!

- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

II. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.

   Учитель:   - Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня  на уроке.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт –

В лесу подснежник

Расцветёт.           (Весна)

Учитель:   - Совершенно верно. А как вы думаете, почему именно  весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)

Учитель:   - А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?

Весна, весна красная! , «Перед весной бывают дни такие», Весной, « Весна-художник», «Снег и Ветер»,    «Весенняя песенка»

III Проверка домашнего задания.

Дома вы выучили наизусть стихотворение «Весенняя песенка» С. Маршак. Расскажите его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.

(работа в парах по таблице).

 Фамилия Имя

Выразительность

Темп

Паузы

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа над темой

1. Сообщение темы и целей урока.

     Учитель: - На уроке мы продолжаем изучение произведений о родной природе и  прикоснемся к творчеству Эдуарда Юрьевича Шима.

( показ слайда)

 

Тема урока: Э.Шим  «Чем пахнет весна»

  Рассказ о писателе.

(показ слайда)

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) 23 августа 1930 года - 13 марта 2006 года.

Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова.

Учитель:   - Для чего это вам нужно?

Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.

2. Подготовка к первичному чтению.

Учитель: - Любите ли вы весну?

Учитель: - Какие приметы весны вы знаете?

Учитель: - Часто говорят: "Весной пахнет". А чем пахнет весна?
(Запах свежести, запах цветов, запах талой воды.)

Учитель:   – Запах весны – это не какой-то один определенный запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года.

3.Первичное восприятие текста

Первоначальное чтение произведения учителем.

Учитель:  - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответьте на вопрос. Почему Шим так озаглавил своё произведение?

4. Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия.

Учитель:  - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа?

Учащиеся: - Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники.

Учитель: 

                 - Почему автор его так озаглавил?

                 - Чем пахнет весна, по мнению автора?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Вывод: Читая рассказ, мы можем почувствовать, как вступает в свои владения весна.

5. Моделирование обложки

Учитель. Откройте учебники на стр.    . Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

 Работа в парах.

Учитель. Обсудите и нарисуйте с соседом по парте модель обложки данного произведения  (на каждом столе лежит половинка альбомного листа).

Учащиеся выполняют модель обложки

Учитель: - Охарактеризуй свою обложку.

Ученик: - Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».

Учитель: - Почему вы считаете, что это рассказ?

Учащиеся: - По форме записи - это не стихотворение.

Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.

Учитель: - Молодец все правильно сделал. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.

6. Дыхательная гимнастика перед чтением

Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

7. Вторичное восприятие текста

Учитель: Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим  описывает признаки весны.

8.Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.

(показ слайда)

Правила выразительного чтения:

•читайте внимательно;

•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;

• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

9. Выборочное чтение.                         (прошло примерно 15 минут)

Учитель – Прочитайте,  при  помощи каких слов автор описывает признаки весны.

Учащиеся: - Стало ярко светить солнце. Снег стал таять. Побежали ручьи. Снег растаял. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.

Учитель: - А теперь давайте прочитаем этот рассказ по ролям.

Сколько героев нам надо.

 Учащиеся: (3) Автор, мама и мальчик.

10. Анализ рассказа

 Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал этот рассказ?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: А я, ребята, так сформулировала с какой целью. Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?

показ слайда 

« С какой целью автор написал этот рассказ»)

( выбор варианта)

• чтобы сообщить, что пришла весна;

•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

•чтобы узнать, чем пахнет весна.

Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили рассказ.

Учащиеся: - Весна улыбается. Весна голос подаёт. Пахнет настоящей весной.

11. Физминутка.

Учитель: - А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем  лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.

 12. Работа по развитию речи

(показ слайда)

Учитель: - Переставьте слова в предложении.

Снег наконец растаял.

Мы нашли в лесу первые подснежники.

                 

Учитель: - Дополни предложение.

Весна пахнет.

Учитель: - Для чего мы выполняли эти задания?

Учащиеся: Чтобы наша речь была яркой и красивой.

 

Слайд

13. Аутотренинг. Звучит музыка.

Учитель: - Закройте глаза. Представьте вы в лесу, на поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Журчит ручеёк. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу «пять» вы откроете глаза.

14. Творческая работа.

Учитель: - Сядьте удобно. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии создайте своё произведение.

слайд

- Придумайте сказку, рассказ о Весне.

или

- Придумайте своё окончание рассказа.

(Выслушивание творческих работ)

Учитель:-Я тоже когда готовилась к уроку придумала сказку. Послушайте. Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

  - Какие вы ещё знаете первые весенние цветы (ещё их называют первоцветами)? (крокус, мать-и-мачеха, одуванчик и т.д.)

   Подробнее с этими цветами мы познакомимся на уроках окружающего мира, а ещё можно почитать о них в энциклопедиях и в интернете.

Учитель: - Я надеюсь, что вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни.

У вас обязательно получится.

V. Итог.

Учитель:  - Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?

Учащиеся: О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.

Учитель: - Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?

Учитель: - Какие задания вам  показались  наиболее  интересными?

Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Учитель: - Для чего нужна такая работа с рассказом?

Учащиеся: - Чтобы научиться выразительно читать. Узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой

Рефлексия.

Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку подснежник, который расцвел, а если вы мало поработали – то подснежник, который ещё бутон. Комментируете, почему вы взяли именно этот подснежник.

VI. Домашнее задание

(показ слайда)

- Задания в тетради.

По желанию:

подготовить выразительный пересказ текста или нарисовать весну.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эдуард Шим «Чем пахнет весна»

Слайд 2

Эдуард Юрьевич Шим 23.08.1930 - 13.03.2006 г.г.

Слайд 3

Правила выразительного чтения: читайте внимательно; передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Слайд 4

С какой целью автор написал этот рассказ • чтобы сообщить, что пришла весна; •чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны; •чтобы узнать, чем пахнет весна.

Слайд 5

Переставь слова в предложении . Снег наконец растаял.

Слайд 6

Переставь слова предложении . Мы нашли в лесу первые подснежники.

Слайд 7

Дополни предложение. Весна пахнет.

Слайд 9

Творческая работа. - Придумайте сказку, рассказ о Весне. или - Своё окончание рассказа.

Слайд 10

Домашнее задание Задания в тетради . По желанию: подготовить выразительный пересказ текста или нарисовать весну.

Слайд 11

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Как животные весну встречают»

Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009 Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хр...

презентация к уроку Э.Шим "Чем пахнет весна"

Презентация по  литературному чтению для 2 класса по теме  Э.Шим "Чем пахнет весна". В неё включена  биография автора, работа с моделями к обложке книг, задания к самому произведен...

Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

Конспект урока по окружающему миру  " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»Предметные цели урока: - подвести учащихся к пониманию содержания рассказа  Э. Шима «Чем пахнет весна&raqu...

Конспект урока технологии "Образы весны. Какие краски у весны?" 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Образы весны. Какие краски у весны »Изделие: Аппликация «Подснежник» Цели деятельности учителя: Формирование навыков работы с бума...