урок Шим "Чем пахнет весна"
методическая разработка (чтение) на тему
содержит разработку урока и презентацию к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 28.66 КБ |
eduard_shim.pptx | 918.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Эдуард Шим « Чем пахнет весна».
Цели урока:
-научить учащихся самостоятельно применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.
-формирование УУД, с помощью рассказа Эдуард Шим « Чем пахнет весна».
Задачи:
- образовательные: отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов, учить сочинять сказку , рассказ по заданной теме);
- развивающие: развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских умений и учебной деятельности.
- воспитательные: посредством данного текста прививать любовь к природе;
Учебные умения:
• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;
• подмечать приметы и краски весны.
Характеристика деятельности учащихся:
• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.
• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;
• объяснять смысл заглавия произведения;
• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета;
• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;
• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;
• находить в тексте описание, приметы;
• создавать устно небольшой рассказ;
• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;
Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, парная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их, они учат вас!
- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
II. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: - Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт –
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
Учитель: - Совершенно верно. А как вы думаете, почему именно весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)
Учитель: - А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?
Весна, весна красная! , «Перед весной бывают дни такие», Весной, « Весна-художник», «Снег и Ветер», «Весенняя песенка»
III Проверка домашнего задания.
Дома вы выучили наизусть стихотворение «Весенняя песенка» С. Маршак. Расскажите его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.
(работа в парах по таблице).
Фамилия Имя | Выразительность | Темп | Паузы | Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Работа над темой
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - На уроке мы продолжаем изучение произведений о родной природе и прикоснемся к творчеству Эдуарда Юрьевича Шима.
( показ слайда)
Тема урока: Э.Шим «Чем пахнет весна»
Рассказ о писателе.
(показ слайда)
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) 23 августа 1930 года - 13 марта 2006 года.
Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.
Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова.
Учитель: - Для чего это вам нужно?
Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.
2. Подготовка к первичному чтению.
Учитель: - Любите ли вы весну?
Учитель: - Какие приметы весны вы знаете?
Учитель: - Часто говорят: "Весной пахнет". А чем пахнет весна?
(Запах свежести, запах цветов, запах талой воды.)
Учитель: – Запах весны – это не какой-то один определенный запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года.
3.Первичное восприятие текста
Первоначальное чтение произведения учителем.
Учитель: - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответьте на вопрос. Почему Шим так озаглавил своё произведение?
4. Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия.
Учитель: - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа?
Учащиеся: - Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники.
Учитель:
- Почему автор его так озаглавил?
- Чем пахнет весна, по мнению автора?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Вывод: Читая рассказ, мы можем почувствовать, как вступает в свои владения весна.
5. Моделирование обложки
Учитель. Откройте учебники на стр. . Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
Работа в парах.
Учитель. Обсудите и нарисуйте с соседом по парте модель обложки данного произведения (на каждом столе лежит половинка альбомного листа).
Учащиеся выполняют модель обложки
Учитель: - Охарактеризуй свою обложку.
Ученик: - Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».
Учитель: - Почему вы считаете, что это рассказ?
Учащиеся: - По форме записи - это не стихотворение.
Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.
Учитель: - Молодец все правильно сделал. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.
6. Дыхательная гимнастика перед чтением
Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
7. Вторичное восприятие текста
Учитель: Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим описывает признаки весны.
8.Самостоятельное чтение рассказа детьми.
Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.
(показ слайда)
Правила выразительного чтения:
•читайте внимательно;
•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;
• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
9. Выборочное чтение. (прошло примерно 15 минут)
Учитель – Прочитайте, при помощи каких слов автор описывает признаки весны.
Учащиеся: - Стало ярко светить солнце. Снег стал таять. Побежали ручьи. Снег растаял. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.
Учитель: - А теперь давайте прочитаем этот рассказ по ролям.
Сколько героев нам надо.
Учащиеся: (3) Автор, мама и мальчик.
10. Анализ рассказа
Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал этот рассказ?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: А я, ребята, так сформулировала с какой целью. Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?
показ слайда
« С какой целью автор написал этот рассказ»)
( выбор варианта)
• чтобы сообщить, что пришла весна;
•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;
•чтобы узнать, чем пахнет весна.
Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили рассказ.
Учащиеся: - Весна улыбается. Весна голос подаёт. Пахнет настоящей весной.
11. Физминутка.
Учитель: - А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.
12. Работа по развитию речи
(показ слайда)
Учитель: - Переставьте слова в предложении.
Снег наконец растаял.
Мы нашли в лесу первые подснежники.
Учитель: - Дополни предложение.
Весна пахнет.
Учитель: - Для чего мы выполняли эти задания?
Учащиеся: Чтобы наша речь была яркой и красивой.
Слайд
13. Аутотренинг. Звучит музыка.
Учитель: - Закройте глаза. Представьте вы в лесу, на поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Журчит ручеёк. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу «пять» вы откроете глаза.
14. Творческая работа.
Учитель: - Сядьте удобно. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии создайте своё произведение.
слайд
- Придумайте сказку, рассказ о Весне.
или
- Придумайте своё окончание рассказа.
(Выслушивание творческих работ)
Учитель:-Я тоже когда готовилась к уроку придумала сказку. Послушайте. Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
- Какие вы ещё знаете первые весенние цветы (ещё их называют первоцветами)? (крокус, мать-и-мачеха, одуванчик и т.д.)
Подробнее с этими цветами мы познакомимся на уроках окружающего мира, а ещё можно почитать о них в энциклопедиях и в интернете.
Учитель: - Я надеюсь, что вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни.
У вас обязательно получится.
V. Итог.
Учитель: - Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?
Учащиеся: О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.
Учитель: - Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?
Учитель: - Какие задания вам показались наиболее интересными?
Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
- Учитель: - Для чего нужна такая работа с рассказом?
Учащиеся: - Чтобы научиться выразительно читать. Узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой
Рефлексия.
Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку подснежник, который расцвел, а если вы мало поработали – то подснежник, который ещё бутон. Комментируете, почему вы взяли именно этот подснежник.
VI. Домашнее задание
(показ слайда)
- Задания в тетради.
По желанию:
подготовить выразительный пересказ текста или нарисовать весну.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эдуард Юрьевич Шим 23.08.1930 - 13.03.2006 г.г.
Правила выразительного чтения: читайте внимательно; передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
С какой целью автор написал этот рассказ • чтобы сообщить, что пришла весна; •чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны; •чтобы узнать, чем пахнет весна.
Переставь слова в предложении . Снег наконец растаял.
Переставь слова предложении . Мы нашли в лесу первые подснежники.
Дополни предложение. Весна пахнет.
Творческая работа. - Придумайте сказку, рассказ о Весне. или - Своё окончание рассказа.
Домашнее задание Задания в тетради . По желанию: подготовить выразительный пересказ текста или нарисовать весну.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Как животные весну встречают»
Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009 Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хр...
презентация к уроку Э.Шим "Чем пахнет весна"
Презентация по литературному чтению для 2 класса по теме Э.Шим "Чем пахнет весна". В неё включена биография автора, работа с моделями к обложке книг, задания к самому произведен...
Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"
Конспект урока по окружающему миру " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок окружающего мира "Весна: пробуждение природы"
Урок по программе "Школа 2100"...
Презентация интегрированного урока по теме «Весна»В.Бианки «Грачи открыли весну»
Презентация интегрированного урока по теме «Весна»...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»Предметные цели урока: - подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна&raqu...
Конспект урока технологии "Образы весны. Какие краски у весны?" 1 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Образы весны. Какие краски у весны »Изделие: Аппликация «Подснежник» Цели деятельности учителя: Формирование навыков работы с бума...