Урок литературное чтение
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок чтения
1 класс
«Сказки-цепочки»
Учитель МОУ ГСОШ Назарова Л. Ю.
Цели и задачи урока: познакомить школьников с композиционными особенностями кумулятивной сказки ( построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов) , называя её сказкой-цепочкой.
Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.
Продолжить формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения.
Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки героев сказок, «сказочные предметы», карточки с заданиями.
Ход урока
- Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Сегодня на уроке вместе с нашими героями Машей и Мишей мы совершим очередное увлекательное путешествие, … а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесёт.
Полный смеха, света, краски!
А зовётся чудо-…сказка!
- Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем мы отправимся в путь, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, есть самый важный, Нужный человек на сегодняшнем уроке?» У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть и в мире. Но пока этот секрет раскрыться не может. Шкатулка заколдована злыми силами.
- Как и в любой доброй сказке у нас будет герой-помощник. Отгадайте, кто это?
2 . Загадка
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это …(кот)
- Конечно, это наш любимый Учёный кот.
- Учебник, с. 35. Интрига. Читает учитель.
- Какую же сказку он пытается нам напомнить? (« Колобок») Слайд 1.
- Как вы догадались? Какие герои вам помогли? Вспомните сказку. Расскажите. А помогут вам в этом слайды.
- Пересказ сказки «Колобок» с опорой на слайды.
- Почему же Кот назвал сказку « Колобок» сказкой-цепочкой?
( отдельные эпизоды , частички текста, нанизываются, словно похожие одна на другую бусинки, меняются только персонажи - звери, которых встречает на пути Колобок, а всё остальное остаётся без изменений. Можно сравнить сходные частички текста со звеньями цепочки. )
- Сейчас мы прочитаем одну очень известную русскую народную сказку.
- Догадайтесь, какую? Слайд «Репка».
- Но прежде потренируем свой артикуляционный аппарат.
повтоРИТ- повтоРЯет- повтоРЯется
Ясно - яСНЕе- объяСНИТ
РОС - роСЛА- Выросла
Тянут - поТЯнут-Вытянут
КЛИК – КЛИкнул – КЛИкнула
- МОЛОДЦЫ! Открыли учебники.
- Работа с учебником. Стр. 36. Чтение сказки цепочкой с учётом цветовых схем.
- Как вы думаете, почему эту сказку можно назвать сказкой – цепочкой? – спросил Кот.
- Работа с иллюстрацией с. 36.
- Учебник. Стр.37. Читает учитель.
- Просмотр сказки «Теремок». Слайд «Теремок».
- Так можно ли сказку «Теремок» назвать сказкой-цепочкой? Почему? Что изменялось всякий раз?
3. Физ. Минутка. Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой).
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладём и вразвалочку идём).
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
(Раз-два, раз-два – позади теперь вода).
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Марш на месте, не спеша, как погода хороша!
- Инсценировка. Сказка «Заюшкина избушка».
П. – Что ты, зайчик, плачешь?
З. - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У неё избушка-то и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.
П. - Пойдём, я её выгоню!
З. - Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал – не выгнал.
П. - А я выгоню. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лесу посечи! Ступай, лиса, вон!
Л. - Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.
П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!
Л. - Одеваюсь!...
П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!
Л. - Шубу одеваю!
П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!
Л. Выскакивает и убегает.
- Ребята, а это герои какой сказки? И почему они оказались сегодня здесь, на нашем уроке?
- Как можно назвать эту сказку? Почему? Кто гнал лисицу из избы?
- МОЛОДЦЫ! Учёный кот очень доволен вами, но он расстроен тем, что не сможет помочь вам в одном из заданий, потому что вы сами поможете друг другу, работая в парах.
- Договорись с соседом. Он прочитает тебе одну часть сказки, а ты ему другую.
- Работа в парах. Чтение сказок, определение названия. Дифференциация по рядам.
- Проверка.
- 1 ряд, как называется ваша сказка?
- 2 ряд, как называется ваша сказка? И т. д.
- Какие из названных сказок можно назвать сказками-цепочками? Докажите.
- Кот спросил: «Сказки-цепочки похожи на докучные сказки?»
- Похожи, - ответил Миша. – В них тоже многое повторяется.
- А ты как думаешь?
- Какая сказка - сказка-цепочка или докучная- ходит по кругу?
- А какая сказка идёт по прямой линии?
- Кот считает, что вы успешно справитесь и со следующим заданием.
- ТПО стр. 25. Взаимопроверка.
- Кот сказал : « Для того, чтобы открылась шкатулочка нужно выполнить последнее, решающее задание. Будьте внимательны.»
- Учебник. Стр. 38. Чтение текста учителем. ( « Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк», «Баба Яга» и др.)
4. Итог.
- Молодцы! Понравилось вам путешествовать по сказкам-цепочкам вместе с Машей и Мише, Мишей и Учёным Котом?
- Теперь мы можем заглянуть в шкатулочку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке. ( Внутри шкатулки зеркало.)
- Вы удивлены? Без каждого из вас наш урок не состоялся бы! Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
5. Домашнее задание.
Учебник. Стр. 36-37.ТПО стр. 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....