«Где, что, как и почему».. Рассказы – загадки обо всем на свете. Д.Родари «Почему, отчего, зачем», детские справочники и энциклопедии.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
- Почему сегодня на уроке мы вдруг заговорили именно о Джанни Родари? Дело в том, что именно он написал сказку о самом неугомонном и непоседливом слове на всем белом свете.
- Кто догадался, о каком слове идет речь?
- Да-да, именно слово «Почему?» обладает таким характером. Именно о нем мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
- Д. Родари написал об этом слове чудесную сказку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._chtenie._chto_gde_kak_i_pochemu.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Где, что, как и почему».. Рассказы – загадки обо всем на свете.
Д.Родари «Почему, отчего, зачем», детские справочники и энциклопедии.
1 группа «Библиографы».
Справка. Был он человеком удивительно скромным, даже застенчивым, несмотря на всемирную славу замечательного писателя-сказочника, награжденного самой высокой наградой в детской литературе – Международной премией имени Ханса Кристиана Андерсена.
Худощавый, чуть выше среднего роста, в неброском костюме, внешне неприметный, похожий скорее на школьного учителя, чем на известного писателя, к своей популярности он относился спокойно, а похвалы вызывали у него смущенную улыбку.
Родари очень любил детей. Это была главная черта его характера. И дети, чувствуя это, тянулись к нему как к доброму сказочному волшебнику, хотя у него не было ни длинной седой бороды, ни остроконечной шапочки, ни халата, усыпанного звездами. Он сам был большим ребенком, сохранившим навсегда черты детства. Забывая о возрасте, охотно играл с малышами, отдаваясь этим забавам с искренним увлечением.
Когда после окончания семинарии он стал учителем младших классов, то любил рассказывать ребятам различные забавные истории, потому что и сам не прочь был позабавиться. И школьникам учиться было ужасно интересно. Родари был веселым учителем. Он вовлекал учеников в веселую игру, стремясь пробудить их фантазию.
2 группа «Читатели».
Из воспоминаний. Джанни Родари очень любил играть со своими учениками в слова.
«Когда я был учителем, - вспоминал Родари, - я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, а другого – на обратной. Это создавало атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово «пес», он был уже не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в вашем распоряжении.
Повернув доску, мы обнаруживали, предположим , слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха…Отдельное слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело!!!»
Ребята вместе с учителем начинают придумывать сказку. А что будет, если пса посадить в шкаф? Допустим, какой-то доктор, назовем его Полифемо, придя домой, открывает шкаф, чтобы достать куртку, а в шкафу – собака… Пес приветливо машет хвостом, вежливо подает лапу, но вылезать из шкафа не желает. Доктор идет в ванную комнату и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая – в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, - в холодильнике.
Полифемо мог бы выгнать всех собак на улицу, и дело с концом. Но сердце подсказывает другое решение. Доктор отправляется в мясную лавку и покупает десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей.
Сделавшись детским писателем, Джанни Родари по-прежнему продолжал играть с ребятами, придумывая самые невероятные истории, неожиданно соединяя сказку с былью.
- Почему сегодня на уроке мы вдруг заговорили именно о Джанни Родари? Дело в том, что именно он написал сказку о самом неугомонном и непоседливом слове на всем белом свете.
- Кто догадался, о каком слове идет речь?
- Да-да, именно слово «Почему?» обладает таким характером. Именно о нем мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
- Д. Родари написал об этом слове чудесную сказку. Как она называется?
3 группа. «Театралы».
Инсценировка отрывка сказки Д.Родари «Почему, отчего, зачем?»
Автор. Когда-то во времена совсем неизвестные, неведомо в каком государстве жило да было на свете существо неугомонное и непоседливое, и звали его Почему. Его домом был толстый толковый словарь, а квартирой – вся восемьсот девятнадцатая страница. В один прекрасный день нашему Почему надоело сидеть безо всякого дела, да еще на одном и том же месте. Характер у Почему был весьма бегательный, изрядно прыгательный и при этом всюду проникающий. Одним словом, Почему заскучало. А заскучав, оно воспользовалось рассеянностью толстого и сонного библиотекаря и удрало из словаря. Уборщица библиотеки была первой, кого любопытное Почему принялось донимать своими вопросами.
- А почему?
- Что – почему? – не поняла уборщица.
- Почему работает лифт?
- Он вовсе не работает, - буркнула эта женщина.
- Ну, тогда почему он не работает?
- Потому что он сломался.
- А почему его никто не чинит?
Автор. Этого уборщица не знала. Сама она лифтов чинить не умела. А сбежавшее Почему только входило во вкус.
- А почему горит лампочка?
- А почему нет лампочки на площадке второго этажа?
Автор. Тут терпению уборщицы пришел конец. Она вымела чересчур любопытное Почему метлой на тротуар и велела ему никогда сюда не возвращаться.
- Видишь, сколько людей ходит по улицам? Вот им и задавай свои «почему» да «отчего». А мне недосуг. Кыш отсюда!
- Почему ты меня гонишь? – обиженно спросило Почему. – И почему ты не хочешь мне отвечать? И почему метет метла? Ой… Да еще так больно?
Автор. Но оно не дождалось ответа и отправилось бродить по улицам. Любопытное и настойчивое, оно всех озадачивало своими незамысловатыми вопросами.
- Почему это люди швыряют бумажки на мостовую? Ведь для этого есть урны…
- Почему автомашинам нужен бензин? А почему шоферы мчатся прямо на пешеходов?
- Почему пешеходы лезут прямо под машины?
Автор. Ну, в общем, это было не простое Почему? Это был прямо какой-то пулемет, стреляющий целыми очередями вопросов. И от вопросов этих не мог укрыться решительно никто.
Автор. Не прошло и недели, как полиция разузнала, что с восемьсот девятнадцатой страницы словаря сбежало слово «Почему?», что оно такого-то роста, а выглядит так-то и так-то. Немедленно велели отпечатать целую тысячу его фотографий. Каждый полицейский получил по одной штуке, а в придачу – вот такой приказ:
«Едва увидишь
Почему,
Хватай, вяжи,
тащи в тюрьму…»
Автор. Скоро на всех перекрестках красовались огромные объявления, на которых было нарисовано наше Почему, а внизу было написано:
«Десять тысяч лир
и большую бутылку лимонада
получит тот,
кто укажет, где скрывается Почему».
- Почему они хотят арестовать меня? – размышляло Почему, задумчиво посасывая палец под одним из таких объявлений. – Может быть, неприлично задавать вопросы? Может, вышел закон, запрещающий вопросительные знаки?
Автор. Искали его долго, очень долго. А найти вплоть до сегодняшнего дня так никому и не удалось. А знаете почему?
Вот как говорит об этом сам Д. Родари: « Потому что у Почему объявились верные и преданные друзья – ребята. Почему им очень понравилось, и они никогда не дают его в обиду. У них оно часто гостит – то у одного, то у другого, то у всех сразу. И если ты вдруг начинаешь спрашивать: «А почему? А отчего? А как? А зачем?» - все знают, что Почему явилось к тебе в гости. Тут уж никому несдобровать: ни папе, ни маме, ни бабушке с дедушкой…»
- В своей книге «Почему? Отчего? Зачем?» Д. Родари пытается дать ответы на вопросы детей?
- На какие вопросы вы нашли там ответы?
4 группа «Читатели-2».
1. Пересказ некоторых глав из книги Д. Родари.
« Почему на Луне есть пятна?»
«Отчего Луна светит?»
«Почему Луна иногда бывает круглой, а иногда нет?»
«Почему говорит попугай?»
«Отчего идет дождь и дует ветер?»
«Для чего пахнут цветы?»
2. Ответьте на вопрос.
- Всегда ли Д. Родари отвечает на вопросы детей серьезно? Как вы думаете почему?
- Скажите, а откуда дети могут получить ответы на свои вопросы? (От родителей, из телевизионных передач, от друзей, из книг.)
- Какие познавательные телепередачи вы смотрите? Что интересного узнаете из них?
- А какие книги вам могут помочь узнать что-то новое? На этот вопрос вам постараются ответить ребята, которые работали в 5 группе.
5 группа «Исследователи».
- Мы просмотрели книги, которые ребята приготовили к сегодняшнему уроку, и сделали такое заключение, Ответы на свои вопросы дети могут найти в художественной литературе (…), в словарях.(…), научно-популярной литературе: серия детских энциклопедий «Я познаю мир», издательство…, разделы…
- Ответы на какие вопросы вы нашли в своих справочниках, энциклопедиях? Расскажите о них.
Подведение итога урока.
- Как вы думаете, хорошо ли , что на свете живет такое неугомонное Почему? Объясните свое мнение.
- О чем бы вы еще хотели узнать из книг?
- Энциклопедии и справочники, какой серии вас очень заинтересовали?
- Как родители помогают вам справиться с вашим Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
загадки обо всем
загадки обо всем...
Внеклассное мероприятие "Обо всем на свете"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса...
Викторина по окружающему миру. Обо всем на свете.
Задания викторины...
Обо всем на свете
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс...
Классный час "Мой ум. Обо всем на свете"
Цели и задачи урока: Показать детям значение ума в жизни человека;Способствовать развитию у детей желания развивать свой ум;Расширять кругозор учащихся;Способствовать воспитанию любознатель...
программа по внеурочной деятельности " Обо всем на свете"
Программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 3 классов...
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....