Урок литературного чтения.3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Тема: талант добрый и веселый.(к 100-летию С.В. Михалкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.03.13_s._mihalkov._talant_dobryy_i_veselyy.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 20.04.13.
3 класс, программа «Школа России»
Тема :талант добрый и весёлый.
Цель: знакомство детей с жизнью и популяризация творчества писателя
С.В. Михалкова.
Задачи: расширить круг чтения детей;
формировать навыки беглого, осознанного чтения;
развивать внимание, память, речь учащихся;
развивать творческую активность;
прививать интерес к самостоятельному чтению детской литературы.
Формируемые виды УУД:
Личностные УУД
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания).
Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД
-развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
-формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Оборудование:
презентация, карточки для доски,з/з песни «Путешественники»,«Песенка юных читателей»,карта исследования, информационная карта,
«Наш толковый словарь к произведениям С.Михалкова»,лист взаимооценки,
рекомендательный список произведений писателя для самостоятельного чтения.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Психологический настрой.
2. Актуализация знаний.
К. И. Чуковский об этом писателе сказал: (слайд 1)
«Стих у…, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила».
О ком это сказано? (слайд2)
3. Объявление темы урока. Постановка проблемы урока.
-Вы уже догадались и можете объявить тему нашего урока.
(На доске открыть карточки - Сергей Владимирович Михалков ).
-Ребята, а какой юбилейной дате посвящен наш урок?
-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос «В чем секрет творческого долголетия писателя?»
А для этого проведем исследование жизни и творчества С.В. Михалкова.
По ходу урока вы будете заполнять «Карту исследования».
Приложение №1 Карта исследования__________________
Направление исследования | Результаты исследования |
ФИО писателя | |
Годы жизни | |
С какими произведениями познакомились на уроке? | |
С какими произведениями познакомился самостоятельно? (заполняется вне урока) |
Какую запись вы уже можете сделать?
4.Изучение нового материала.
Знакомство с биографией писателя.
Давайте познакомимся с биографией С.В. Михалкова.
№2.Информационная карта.
Сергей Владимирович Михалков (1913 - 2009) – писатель, поэт, драматург, баснописец, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, политический деятель.
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве, ул.Волхонка, дом №6.Кроме Сергея, в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил и Александр. С.В. Михалков учился дома до пятого класса, потому что жили далеко от школы. С детства он много читал.
Затем семья переселилась в Пятигорск. Именно там, в 1928 году было опубликовано первое стихотворение Сергея Михалкова «Дорога».
Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал внештатным сотрудником газеты «Известия». После печати в 1935 году поэмы «Дядя Степа» по-настоящему прославился.
В годы Великой Отечественной войны С.В. Михалков был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, тексты и листовки для различных газет, которые рассказывали о войне.
С.Михалков прошел всю войну, награжден орденами и медалями. Победу встретил в Берлине.
-С какой целью будете читать?
Проверка самостоятельной работы.
Что же вы узнали о писателе?(Ответы детей сопровождает показом слайдов и дополняет сведениями о писателе)
-За особые заслуги в развитии детской литературы он был удостоен многочисленных наград, знаний и премий.
Но больше всего Сергей Владимирович ценил один орден.(слайд)
Это орден, который присуждался людям, приносящим детям радость. Особенностью ордена было то, что рыцарей ордена избирали дети.Вот как говорил Михалков об этом ордене: «Орден улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нем лимонный сок. Президент Ордена сказал: «Пейте, Михалков, посмотрим, как будет вести себя кавалер Ордена Улыбки». Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:
Нет, вы не сделали ошибки,
Что присудили Орден мне.
Я буду с Орденом Улыбки
Трудиться для детей вдвойне».
Знакомство с произведениями писателя.
- В годы войны С. Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Как, например, в его стихотворении «Быль для детей».
Давайте прочитаем это стихотворение.(Начало и концовку читает учитель , середину- дети.)
Приложение №3
«Быль для детей».
Спать легли однажды дети -
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете -
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
На груди у всех медали,
А у многих - ордена.
Где они не побывали
И в какие только дали
Не бросала их война!
-Какое это стихотворение по настроению? Как догадались?
-В чем же секрет таланта С. Михалкова? Об этом он сам пишет в своем стихотворении «Мой секрет». (слайд)
Музыкально-динамическая пауза.
Звучит песня «Путешественники».
И эта песня, ребята, появилась благодаря творчеству С. Михалкова.
Стих- парад.
В нашей школе прошел конкурс чтецов, посвященный 100-летию С. В. Михалкова. Многие ребята готовились к этому конкурсу. Кто желает сегодня выступить ?
(Стихотворения«Чистописание»,«Прививка» и др.читают наизусть ученики. После каждого стихотворения учитель задает вопросы. Например,
скажите, что случилось с мальчиком, ведь он говорил, что не боится прививок?)
Чтение басни «Не стоит благодарности»
Прочитайте ещё одно произведение и попытайтесь определить, к какому жанру оно принадлежит.(После самостоятельного прочтения дети читают басню по ролям.)
Приложение №4.
Тащил на себе как-то раз Медведь огромное бревно. Замучился, присел на пенек передохнуть.
- Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнышке.
- Ох, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь.
- И далеко еще тащить?
- До самого леса.
- В такую-то жару! Поди, умаялся?
- И не спрашивай!
- Такое бревно вдвоем бы тащить!
- Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!
- Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Смотри не надорвись!
- Спасибо, - вздохнул Медведь.
- Не за что! - ответил Кабан.
Почему вы думаете, что это басня?
Какова же мораль басни?
Не стоит благодарности - басня о нежелании помогать друг другу, об удивительном свойстве людей, кроме этого ещё и успеть словом обидеть.
-На стихи С.В. Михалкова поставлено много детских спектаклей и снято много мультфильмов. Имя С.В. Михалкова много лет не сходило с театральных афиш. В театрах страны шли его сказки и пьесы.
Инсценировка стихотворения.
Вот и мы сейчас попробуем инсценировать стихотворение« А что у вас?».
Стихи С. Михалкова чрезвычайно популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Общий тираж его книг, изданных в мире на разных языках, превысил пятьсот миллионов экземпляров. Сергей Михалков по праву считается классиком детской литературы. А слова этой песни можно считать наказом вам, юным читателям.
(звучит «Песня юных читателей»)
-В нашей школе продолжается «Неделя детской книги». Завтра вы посетите школьную библиотеку и сможете выбрать книгу для того, чтобы ваши наступающие весенние каникулы прошли интересно.В выборе произведений писателя вам поможет «Рекомендательный список».
5.Домашнее задание (по выбору):
- Самостоятельно выбрать книгу в библиотеке.
- Написать отчет о прочитанной книге, сделать рисунок.
- Попробуйте написать собственные стихи.
6.Итоги урока.
Проверка карт исследования.
-В чем же, на ваш взгляд, секрет таланта и творческого долголетия С.Михалкова?
7.Этап рефлексии.
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Каким был урок для вас?
8.Взаимооценка (заполняется лист)
Библиография:
- Языкова Е. В.
О творчестве Сергея Михалкова / Е.В. Языкова. - 2. изд. - М.: Просвещение, 2003 - 221, [2] с. ил., цв. ил., портр.;17 см.
Аннотация: Автор книги долгие годы работала с С.В. Михалковым в качестве референта и помощника. Поэтому книга отличается, прежде всего, личным отношением автора к С.В.Михалкову.
- С. В. Михалков: поэт, общественный деятель / Московский гос.
гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова; [авт.-сост. Т. Д. Полозова].- Москва: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2010 - 305 с. портр.;21 см
Аннотация: Основное содержание книги составляют доклады, речи и статьи С.В.Михалкова, материалы его биографии.
Интернет- ресурсы:
http://allforchildren.ru/poetry/author6-mikhalkov.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....