Рабочая программа Литературное чтение 3 класс система Занкова
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа разработа по предмету Литературное чтение ( система Занкова), содержит календарно-тематическое планирование, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 86.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по курсу «Литературное чтение».
Настоящая рабочая программа составлена для общеобразовательного учреждения, для 3 класса, работающего по развивающей системе Л.В. Занкова.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам.
Основная идея обучения данного курса – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – литературной образности.
В обучении и общем развитии младших школьников курсу «Литературное чтение» принадлежит очень важная роль. Начальный курс литературного чтения дает широкую картину внешнего мира, вводит в мир внутренней, духовной жизни человека, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить культуру человека.
Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.
Особенность данного курса в том, что он на своем специфичном материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Данный учебный предмет входит в область филологии.
Цель учебного предмета – осознание обучающимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младших школьников.
Начальный курс литературного чтения решает следующие задачи:
* расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
*воспитание культуры восприятия художественной литературы разных жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;
*развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;
*создание условий для постижения младшими школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
*развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия(слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации(выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества(устное и письменное высказывание на свободную тему).
Решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребёнка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребёнком механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно такого, как осознанность.
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно-значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Программа рассчитана на один год обучения.
Основные принципы отбора материала состоят в том, что произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной системы Л.В.Занкова.
В учебнике прослежена единая логика развития мысли и познания школьника.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса:
обучающиеся должны
Обучающиеся должны
●иметь представление:
- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературой;
- об особенностях характера героев в народной и авторской сказке;
- об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни;
● знать:
- наизусть 10 – 12 стихотворений разных авторов;
- имена 4 – 5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4 – 5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
●уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 -80 слов в минуту;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)
- добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий методический комплект:
1.Учебник В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3 класс. 1-4. Части 1,2; изд-во «Учебная литература», 2009 г.
В структуре изучения программы выделяются следующие основные разделы:
- Литература – вид искусства.
- Народное творчество.
- Авторская литература.
- Поэзия.
- Лента времени.
- Литература вокруг нас.
- Навыки чтения и слушания.
В курсе «Литературное чтение» обучающиеся знакомятся с общими чертами фольклора разных народов, узнают, как связаны фольклор и литература; знакомятся с малыми жанрами в авторской литературе. Происходит формирование общего представления о мифе, как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; отслеживание особенностей мифологического восприятия в легендах Древней Греции. Знакомятся с с авторскими сказками классической и современной русской и зарубежной литературы; учатся выделять общие мотивы и черты в сказках разных народов. Получают общее представление об эпосе., как основном типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе. Обучающиеся знакомятся с двучленной структурой басни: сюжетной частью и нравоучением в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных; знакомятся с баснями Эзопа и Крылова. Развиваются представления о жанре рассказа. О герое рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки; выявление средств художественной выразительности. Знакомятся с особенностями поэтического взгляда на мир. раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении; открытое выражение чувства в авторской поэзии. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнивания, эпитета, контраста, звукописи, неологизмов, гиперболы и повтора.
Программа курса «Литературное чтение» для 3 класса включает следующие части:
- «Корни есть не только у дерева».
- «В жизни всегда есть место подвигу».
- «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».
- «Такой знакомый незнакомый мир».
- «Мир просит тебя: открой меня заново».
- «Самые настоящие чудеса».
- «Родная сторона».
- «Мир нуждается в нашей защите».
- «Как трудно стать человеком».
- «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».
- «Красота спасёт мир».
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок- наблюдение, урок-практикум, урок-исследование, тестирование, обобщающие уроки.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, поисковая деятельность, творческие задания.
Освоение курса предполагает, помимо коллективных занятий, выполнение внеурочных(домашних) заданий по учебнику и рабочим тетрадям, составленных в соответствии с содержанием данного курса.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, а также занимаются индивидуально на дополнительных занятиях.
Знания и умения, обучающихся в 3 классе оцениваются, см. приложение 1.
Изучение курса завершается контрольной работой, которая включает в себя текстовые формы заданий по данному курсу, что позволяет контролировать качество полученных знаний за весь курс литературного чтения.
Программа курса «Литературное чтение» во 3 классе общим объемом 102 часов изучается в течение года.
Курс рассчитан на 3 часа занятий в неделю для 3 класса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Литературное чтение» для 3 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса «Литературное чтение» в начальных классах представлено следующими укрупненными модулями.
Глава 1. «Корни есть не только у дерева». (10 часов)
Вводный урок. Что такое миф? Малые фольклорные жанры. Античный гимн природе. Отрывок из античного гимна «Пану». Тайны мира природы и способ жизни человека. Русская народная сказка «Хаврошечка». Загадки. Русская народная сказка «Сивка - бурка». Поговорки. Легенды и мифы Древней Греции. Персей.
- Знать: малые фольклорные жанры; законы сказки; виды сказок.
- Иметь представление: о тотемных произведениях русского фольклора.
- Уметь: определять связь малых жанров фольклора с мифом
Глава 2. «В жизни всегда есть место подвигу». (6 часов)
Этнический герой и его подвиги. Прометей. Былина «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор».
- Знать: литературные приемы в былинах и мифах (гипербола и литота).
- Уметь: наблюдать за эпическим и мифологическим героями; связно излагать свои мысли; слушать друг друга
Глава 3. «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». (12 часов)
Знакомство с античной басней. Басни Эзопа «Ворона и лисица», «Лисица и лев», «Лиса и виноград», «Лев и мышь», «Волк и ягнёнок», «Муравей и голубь». Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и ягнёнок», «Лев и лисица». В. Гаршин «Лягушка - путешественница». Русская народная сказка «Яичко». А.А.Милн «Баллада о королевском бутерброде».
- Знать понятие: мораль басни; о дальнейшем развитии народной и авторской сказок. Виды сказок; что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров, прием кумулятивной цепочки; о значимости вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении.
- Уметь: сравнивать басни и сказки о животных; различать разные литературные жанры; определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность); выразительно читать басни; связно излагать свои мысли; находить, придумывать вариант или продолжение любимой сказки; композицию сказки.
Глава 4. «Такой знакомый незнакомый мир». (9 часов)
Д.Албузов «Подрожание хокку». Бсё. Хокку. С.Есенин «С добрым утром». К.Бальмонт «Гномы». Я.Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы». А.Фет «Весенняя песня».
- Уметь: видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому; выучить стихотворения наизусть; различать художественное и научно-популярное произведения; анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли; находить отрывок из текста по вопросам
- Знать: поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст
Глава 5. «Мир просит тебя: открой меня заново». (5 часов)
Взгляд писателя – исследователя на окружающий мир. Трёхстишия (хокку)Басё и Исса. А.Вознесенский «На спинку божия коровка». И.Бунин «Бушует талая вода».
- Уметь: оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; находить слова и вы-ражения, создающие комический эффект; выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность лирического произведения.
- Иметь общее представление: о многообразии художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
- Знать: особенности композиции стихотворения: строфа.
Глава 6. «Самые настоящие чудеса». (9часов)
Е.Евтушенко «Стихотворение надел на ветку…». С.Маршак «Ландыш». Д.Кедрин «Приглашение на дачу».К.Бальмонт «Трудно фее». Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».
- Уметь: выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность произведения; прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций; подтверждать свое мнение выдержками из текста; находить сходства персонажей в мифах и сказке, особенности характера героев народных сказок, волшебных помощников и числа.
- Иметь представление: о наличии бродячих сюжетов в сказках разных народов, о следах обрядов и мифологических мотивов в волшебной сказке.
- Знать: виды сказок; понятие природа героя волшебной сказки; волшебные предметы.
Часть 2. Глава 7. «Родная сторона». (10 часов)
А.Вознесенский «Увижу ли, как лес сквозит…». Н.Рыленков «К Родине». Работа с картинной галереей. Андрей Рублёв «Троица». Р.Бёрнс «В горах моё сердце». К.Паустовский «Стальное колечко». А.Фет «Чудная картина». А.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Г.Державин. А.Грибоедов. Строки о Родине. А.Пушкин «Зимнее утро».
- Уметь: характеризовать героев произведения; выявлять авторское отношение к герою; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги. выразительно читать произведения; заучивать наизусть.
- Знать: понятия тропы, строфы.
Глава 8. «Мир нуждается в нашей защите». (8 часов)
С.Кирсонов «Как я пишу стихи». Л.Кэррол «Разговор Алисы и Шалтай - Болтая». Л.Петрушевская «Пуськи Бятые». Ёса Бусон. Хокку. Ю.Коваль «Соловьи». С.Маршак «Разговор лягушек». В.Хлебников «Кузнечик». Скороговорки. Считалки.
- Знать: виды сказок, структуру сказок.
- Иметь общее представление: об особенностях характеров героев в сказке.
- Уметь: озаглавливать части произведения; понимать смысл стихотворения; выразительно читать; составлять связное высказывание; заучивать наизусть.
Глава 9. «Как трудно стать человеком».(9 часов)
С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Н.Некрасов «Крестьянские дети». Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка».
- Иметь общее представление: о функциональных особенностях фольклорных жанров.
- Уметь: различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора
Глава 10. «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». (9 часов)
Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Д.Кедрин «Всё мне мерещится поле…». И.Бунин «Детство». М.Цветаева «Красною кистью…». И.Тургенев «Воробей». С.Козлов «Лисичка». Ранран. Хокку. М.Лермонтов «На севере диком», «Парус».
- Уметь: характеризовать героев произведений; выявлять авторское отношение к герою; наблюдать за сюжетом, героями; выделять разные сюжетные линии; определять завязку, кульминацию, развязку в объемном литературном произведении, средства художественной выразительности.
- Знать: виды стихов, жанровую специфику эпического стихотворения, рассказа, понятия ритм, рифма.
Глава 11. «Красота спасёт мир». (8 часов)
С.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды», «Разрешите с вами посумерничать».. Буссон. Хокку. В.Драгунский «Девочка на шаре». М.Осечкина. Подрожание хокку. Исса. И.Матвеева «Гаочонок». Ш.Перро «Рике с хохолком».
- Иметь общее представление: об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным.
- Уметь: выявлять авторское отношение к герою; понять главного героя; характеризовать героев произведения; воспринимать красоту художественного слова; формулировать основную мысль произведения; применять прочитанное к жизни.
- Знать: что звукозапись поможет очертить огромное пространство вокруг кленов, развернуть целое пространство вокруг них.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, парные, индивидуально- групповые, фронтальные.
Формы организации контроля: наблюдение, беседы, фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование, контрольная работа.
Контрольные работы проводятся 1 раз в полугодии.(приложение2)
Календарно-тематическое планирование.
3 часа в неделю; 34 недели; 102 часов.
Дата | № урока | Содержание | Стр. учеб. | Примечание |
1. | 2. | 4. | 5. | 6. |
Часть 1. | ||||
Глава 1. «Корни есть не только у дерева». ( 10 ч.) | ||||
1. | Знакомство с учебником. Вводный урок. | 3 – 6 | ||
2. | Что такое миф? Малые жанры фольклора и их связь с мифом. | 7 – 9 | ||
3. | Античный гимн природе. Отрывок из античного гимна «Пану». | 10 – 12 | ||
4. | Тайны мира природы и способ жизни древнего человека. | 12 – 13 | ||
5. | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 14 – 17 | ||
6. | Загадки. | 18 – 19 | ||
7. | Русская народная сказка «Сивка - бурка». | 20 – 28 | ||
8. | Поговорки. | 29 – 31 | ||
9. | Легенды и мифы Древней Греции. Персей. | 31 – 34 | ||
10. | Легенды и мифы Древней Греции. Персей. | 34 – 37 | ||
Глава 2. «В жизни всегда есть место подвигу». ( 6 ч.) | ||||
1.(11) | Эпический герой и его подвиги. | 37 – 40 | ||
2.(12) | Прометей. | 40 – 43 | ||
3.(13) | Прометей. | 43 – 45 | ||
4.(14) | Былина «Илья Муромец и Святогор». | 46 – 49 | ||
5.(15) | Былина «Илья Муромец и Святогор». | 49 – 52 | ||
6.(16) | Былина «Илья Муромец и Святогор». | 52 – 54 | ||
Глава 3. «Смеясь мы расстаемся со своими недостатками» ( 12ч.) | ||||
1.(17) | Знакомство с античной басней. | 55 – 57 | ||
2.(18) | Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и лев». | 57 – 58 | ||
3.(19) | Басни Эзопа «Лисица и виноград», «Лев и мышь». | 58 – 59 | ||
4.(20) | Басни Эзопа «Волк и ягнёнок», «Муравей и голубь». | 59 – 60 | ||
5.(21) | И.А. Крылов «Ворона и лисица». | 61 – 62 | ||
6.(22) | И.А. Крылов «Волк и ягнёнок». | 62 – 63 | ||
7.(23) | И.А. Крылов «Лев и лисица». | 63 – 64 | ||
8.(24) | И.А. Крылов « Лисица и виноград». | 64 – 65 | ||
9.(25) | В. Гаршин «Лягушка - путешественница». | 65 – 68 | ||
10.(26) | В. Гаршин «Лягушка - путешественница». | 68 – 71 | ||
11.(27) | Русская народная сказка «Яичко». | 71 – 73 | ||
12.(28) | А.А. Милн «Баллада о королевском бутерброде».С «Шалтай- Болтай» | 74 – 78 | ||
Глава 4. «Такой знакомый незнакомый мир». ( 9 ч.) | ||||
1.(29) | Д. Албузов «Подражание хокку». Басё. Хокку. | 78 – 80 | ||
2.(30) | С. Есенин «С добрым утром». | 81 | ||
3.(31) | К. Бальмонт «Гномы» | 82 | ||
4.(32) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 83 – 87 | ||
5.(33) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 87 – 91 | ||
6.(34) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 92 – 97 | ||
7.(35) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 97 – 100 | ||
8.(36) | Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы». | 100 – 101 | ||
9.(37) | А. Фет «Весенняя песня». | 102 | ||
Глава 5. «Мир просит тебя: открой меня заново». (5ч.) | ||||
1.(38) | Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир. | 103 – 105 | ||
2.(39) | Трехстишия (хокку) Басё и Исса. | 105 – 107 | ||
3.(40) | А. Вознесенский «На спинку божия коровка…». | 107 – 109 | ||
4.(41) | Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом». | 110 – 115 | ||
5.(42) | И. Бунин «Бушует талая вода». | 115 – 116 | ||
Глава 6. «Самые настоящие чудеса».( 9 ч.) | ||||
1.(43) | Е. Евтушенко «стихотворенье надел на ветку…». | 117 – 118 | ||
2.(44) | С. Маршак «Ландыш». | 119 | ||
3.(45) | Д. Кедрин «Приглашение на дачу». | 120 | ||
4.(46) | К. Бальмонт «Трудно фее». | 121 | ||
5.(47) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 122 – 130 | ||
6.(48) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 130 – 137 | ||
7.(49) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 137 – 144 | ||
8.(50) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 144 – 147 | ||
9.(51) | Контрольная работа по литературному чтению за 1 полугодие. | |||
Часть 2. | ||||
Глава 7 . «Родная сторона». (10ч.) | ||||
1.(52) | А.Вознесенский «Увижу ли, как лес свозит…». | 3 – 5 | ||
2.(53) | Н. Рыленков «К Родине». | 5 – 7 | ||
3.(54) | Работа с «Картинной галереей». Андрей Рублев «Троица». | 7 – 9 | ||
4.(55) | Р. Бёрнс « В горах мое сердце». | 9 – 10 | ||
5.(56) | К. Паустовский «Стальное колечко». | 10 – 13 | ||
6.(57) | К. Паустовский «Стальное колечко». | 13 – 15 | ||
7.(58) | К. Паустовский «Стальное колечко». | 16 – 18 | ||
8.(59) | А. Фет «Чудная картина». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 18 – 21 | ||
9.(60) | Г. Державин. А. Грибоедов. Строки о родине. | 22 | ||
10.(61) | А. Пушкин «Зимнее утро». | 23 – 24 | ||
Глава 8. «Мир нуждается в нашей защите». (8 ч.) | ||||
1.(62) | С. Кирсонов « Этот мир». Кикау . Хокку. | 24 – 26 | ||
2.(63) | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 26 – 30 | ||
3.(64) | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 31 – 36 | ||
4.(65) | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 37 – 40 | ||
5.(66) | И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги». | 41 – 42 | ||
6.(67) | С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?». | 43 | ||
7.(68) | А.С. Пушкин «Няне». | 44 | ||
8.(69) | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 45 – 46 | ||
Глава 9. «Лаборатория искусства». ( 7 ч.) | ||||
1.(70) | К. Бальмонт «Как я пишу стихи». | 47 – 48 | ||
2.(71) | Л. Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтай-Болтая». | 49 – 52 | ||
3.(72) | Л. Петрушевская «Пуськи Бятые». | 52 – 53 | ||
4.(73) | Ёса Бусон. Хокку. | 54 | ||
5.(74) | Ю. Коваль «Соловьи». | 55 – 57 | ||
6.(75) | С. Маршак «Разговор лягушек». В. Хлебников « Кузнечик». | 58 | ||
7.(76) | Скороговорки. Считалки. | 59 – 60 | ||
Глава 10. «Как трудно стать человеком». ( 9 ч.) | ||||
1.(77) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 60 – 66 | ||
2.(78) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 66 – 71 | ||
3.(79) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 71 – 79 | ||
4.(80) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 79 – 8 4 | ||
5.(81) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 85 – 93 | ||
6.(82) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 93 – 103 | ||
7.(83) | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 103 – 104 | ||
8.(84) | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка ». | 105 – 109 | ||
9.(85) | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка ». | 110 – 116 | ||
Глава 10. «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». (9 ч.) | ||||
1.(86) | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 117 – 123 | ||
2.(87) | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 123 – 12 8 | ||
3.(88) | Д. Кедрин « Всё мне мерещится поле…». И. Бунин «Детство». | 129 – 130 | ||
4.(89) | М. Цветаева «Красною кистью …». | 131 | ||
5.(90) | И. Тургенев «Воробей». | 130 – 132 | ||
6.(91) | С. Козлов «Лисичка». | 132 – 133 | ||
7.(92) | Ранран. Хокку. | 132 – 134 | ||
8.(93) | М. Лермонтов «На севере диком». | 135 | ||
9.(94) | М. Лермонтов «Парус». | 136 | ||
Глава 11. «Красота спасёт мир». ( 8 ч.) | ||||
1.(95) | С. Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды». Буссон. Хокку | 137 – 139 | ||
2.(96) | В. Драгунский «Девочка на шаре». | 140 – 145 | ||
3.(97) | В. Драгунский «Девочка на шаре». | 145 – 151 | ||
4.(98) | М. Осечкина. Подрожание Хокку. Исса. Хокку. | 152 | ||
5.(99) | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать». И. Матвеева Галчонок» | 152 – 154 | ||
6.(100) | Ш. Перро «Рике с хохолком». | 155 – 161 | ||
7.(101) | Ш. Перро «Рике с хохолком». | 162 – 168 | ||
8.(102) | Итоговая контрольная работа по литературному чтению. Задание на лето. |
Учебно-тематический план.
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Вид занятий | Виды деятельности | Виды контроля |
Часть 1. Глава 1. «Корни есть не только у дерева». ( 10 ч.) | |||||
1. | Знакомство с учебником. Вводный урок. | 1 час | Теорет. и практ.занятие | Групп., индивид. | |
2. | Что такое миф? Малые жанры фольклора и их связь с мифом. | 1 час | Теорет. и практ.занятие | Групп., индивид. | |
3. | Античный гимн природе. Отрывок из античного гимна «Пану». | 1 час | Теорет. и практ.занятие | Групп., индивид. | |
4. | Тайны мира природы и способ жизни древнего человека. | 1 час | Теорет. и практ.занятие | Групп., индивид. | |
5. | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 1 час | Теорет. и практ.занятие | Групп., индивид. | |
6. | Загадки. | 1 час | Теорет. и практ.занятие | Групп., индивид. | |
7. | Русская народная сказка «Сивка - бурка». | 1 час | Проблемные задания | Групп., индивид. | |
8. | Поговорки. | 1 час | Проблемные задания | Групп., индивид. | |
9. | Легенды и мифы Древней Греции. Персей. | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
10. | Легенды и мифы Древней Греции. Персей. | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
Глава 2. «В жизни всегда есть место подвигу». ( 6 ч.) | |||||
1.(11) | Эпический герой и его подвиги. | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
2.(12) | Прометей. | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
3.(13) | Прометей. | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
4.(14) | Былина «Илья Муромец и Святогор». | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
5.(15) | Былина «Илья Муромец и Святогор». | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
6.(16) | Былина «Илья Муромец и Святогор». | 1 час | исследование | Коллектив., групп. | |
Глава 3. «Смеясь мы расстаемся со своими недостатками» ( 12ч.) | |||||
1.(17) | Знакомство с античной басней. | 1 час | Теорет. и практ. анятие | групповой | |
2.(18) | Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и лев». | 1 час | Теорет. и практ. анятие | групповой | |
3.(19) | Басни Эзопа «Лисица и виноград», «Лев и мышь». | 1 час | Теорет. и практ. анятие | групповой | |
4.(20) | Басни Эзопа «Волк и ягнёнок», «Муравей и голубь». | 1 час | Теорет. и практ. анятие | групповой | |
5.(21) | И.А. Крылов «Ворона и лисица». | 1 час | Теорет. и практ. анятие | групповой | |
6.(22) | И.А. Крылов «Волк и ягнёнок». | 1 час | Теорет. и практ.занятие | групповой | |
7.(23) | И.А. Крылов «Лев и лисица». | 1 час | Работа с книгой | групповой | |
8.(24) | И.А. Крылов « Лисица и виноград». | 1 час | Работа с книгой | групповой | |
9.(25) | В. Гаршин «Лягушка - путешественница». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный, | |
10.(26) | В. Гаршин «Лягушка - путешественница». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
11.(27) | Русская народная сказка «Яичко». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
12.(28) | А.А. Милн «Баллада о королевском бутерброде».С «Шалтай- Болтай» | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
Глава 4. «Такой знакомый незнакомый мир». ( 9 ч.) | |||||
1.(29) | Д. Албузов «Подражание хокку». Басё. Хокку. | 1 час | Работа с книгой | индивидуальный | |
2.(30) | С. Есенин «С добрым утром». | 1 час | Работа с книгой | индивидуальный | |
3.(31) | К. Бальмонт «Гномы» | 1 час | Работа с книгой | индивидуальный | |
4.(32) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 1 час | исследование | групповой | |
5.(33) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 1 час | исследование | групповой | |
6.(34) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 1 час | исследование | групповой | |
7.(35) | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 1 час | исследование | групповой | |
8.(36) | Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы». | 1 час | исследование | групповой | |
9.(37) | А. Фет «Весенняя песня». | 1 час | исследование | групповой | |
Глава 5. «Мир просит тебя: открой меня заново». (5ч.) | |||||
1.(38) | Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир. | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
2.(39) | Трехстишия (хокку) Басё и Исса. | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
3.(40) | А. Вознесенский «На спинку божия коровка…». | 1 час | упражнения | индивидуальный | |
4.(41) | Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом». | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
5.(42) | И. Бунин «Бушует талая вода». | 1 час | упражнения | индивидуальный | |
Глава 6. «Самые настоящие чудеса».( 9 ч.) | |||||
1.(43) | Е. Евтушенко «стихотворенье надел на ветку…». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
2.(44) | С. Маршак «Ландыш». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
3.(45) | Д. Кедрин «Приглашение на дачу». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
4.(46) | К. Бальмонт «Трудно фее». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
5.(47) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
6.(48) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
7.(49) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
8.(50) | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
9.(51) | Контрольная работа по литературному чтению за 1 полугодие. | 1 час | Урок-контроль | индивидуальный | тест |
Часть 2. Глава 7 . «Родная сторона». (10ч.) | |||||
1.(52) | А.Вознесенский «Увижу ли, как лес сквозит…». | 1 час | Работа с книгой | индивидуальный | |
2.(53) | Н. Рыленков «К Родине». | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
3.(54) | Работа с «Картинной галереей». Андрей Рублев «Троица». | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
4.(55) | Р. Бёрнс « В горах мое сердце». | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
5.(56) | К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 час | Самос.планир хар героя | индивидуальный | |
6.(57) | К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 час | Самос.планир хр героя | индивидуальный | |
7.(58) | К. Паустовский «Стальное колечко». | 1 час | Самос.план харак героя | индивидуальный | |
8.(59) | А. Фет «Чудная картина». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
9.(60) | Г. Державин. А. Грибоедов. Строки о родине. | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
10.(61) | А. Пушкин «Зимнее утро». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
Глава 8. «Мир нуждается в нашей защите». (8 ч.) | |||||
1.(62) | С. Кирсонов « Этот мир». Кикау . Хокку. | 1 час | Проблемные задания | групповой | |
2.(63) | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 1 час | Организ.совр.уч.деятел | Коллективный | |
3.(64) | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 1 час | Организ.совр.уч.деятел | Коллективный | |
4.(65) | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 1 час | Организ.совр.уч.деятел | Коллективный | |
5.(66) | И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 час | Упр.в выраз.чтении | Коллективный | |
6.(67) | С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?». | 1 час | практикум | индивидуальный | |
7.(68) | А.С. Пушкин «Няне». | 1 час | Упр.в выраз.чтении | индивидуальный | |
8.(69) | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 час | Упр.в выраз.чтении | индивидуальный | |
Глава 9. «Лаборатория искусства». ( 7 ч.) | |||||
1.(70) | К. Бальмонт «Как я пишу стихи». | 1 час | Работа с книгой,беседа | Коллективный | |
2.(71) | Л. Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтай-Болтая». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
3.(72) | Л. Петрушевская «Пуськи Бятые». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
4.(73) | Ёса Бусон. Хокку. | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
5.(74) | Ю. Коваль «Соловьи». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
6.(75) | С. Маршак «Разговор лягушек». В. Хлебников « Кузнечик». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
7.(76) | Скороговорки. Считалки. | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
Глава 10. «Как трудно стать человеком». ( 9 ч.) | 1 час | ||||
1.(77) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 час | Проблемные задания | Коллективн., индивид. | |
2.(78) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 час | Проблемные задания | Коллективн, индивид. | |
3.(79) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 час | Проблемные задания | Коллективн., индивид. | |
4.(80) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 час | Проблемные задания | Коллективн., индивид. | |
5.(81) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 час | Проблемные задания | Коллективн., индивид. | |
6.(82) | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 час | Проблемные задания | Коллектив., индивид. | |
7.(83) | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 час | Проблемные задания | Коллектив., индивид. | |
8.(84) | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка ». | 1 час | Проблемные задания | Коллектив., индивид. | |
9.(85) | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка ». | 1 час | Проблемные задания | Коллектив., индивид. | |
Глава 10. «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». (9 ч.) | |||||
1.(86) | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 час | Организация совр.уч. деятельности | Коллективный | |
2.(87) | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 час | Организация совр.уч. деятельности | Коллективный | |
3.(88) | Д. Кедрин « Всё мне мерещится поле…». И. Бунин «Детство». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
4.(89) | М. Цветаева «Красною кистью …». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
5.(90) | И. Тургенев «Воробей». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
6.(91) | С. Козлов «Лисичка». | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
7.(92) | Ранран. Хокку. | 1 час | Работа с книгой | Коллективный | |
8.(93) | М. Лермонтов «На севере диком». | 1 час | Работа с книгой | индивидуальный | |
9.(94) | М. Лермонтов «Парус». | 1 час | Работа с книгой | индивидуальный | |
Глава 11. «Красота спасёт мир». ( 8 ч.) | |||||
1.(95) | С. Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды». Буссон. Хокку | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
2.(96) | В. Драгунский «Девочка на шаре». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
3.(97) | В. Драгунский «Девочка на шаре». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
4.(98) | М. Осечкина. Подрожание Хокку. Исса. Хокку. | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
5.(99) | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать». И. Матвеева Галчонок» | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
6.(100) | Ш. Перро «Рике с хохолком». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
7.(101) | Ш. Перро «Рике с хохолком». | 1 час | Проблемные задания | Коллективный | |
8.(102) | Итоговая контрольная работа по литературному чтению. Задание на лето. | 1 час | Урок-контроль | индивидуальный | тест |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа курса «Литературное чтение» предусматривает дальнейшее формирование отношение к литературе как к искусству, рассмотрение литературы в контексте других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь
Обучающиеся должны
- иметь представление:
-об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
-об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
-об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
-об особенностях жанра басни;
- знать:
-наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
-имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- уметь:
-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;
-различать малые жанры фольклора;
-находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
-отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
-рассказывать о любимом литературном герое;
-устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Чуракова Н.А. «Литературное чтение»:Учебник для 3 класса; в 2 частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Христоматия по литературному чтению для 3 класса- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
Литература, используемая при подготовке программы
- Малаховская О.В. Методический комментарий к учебнику. Тематическое планирование 3 класс (1-4).Москва ООО «ЦОР»,2009-64 с
- Свиридова В.Ю. методический комментарий к учебнику «Литературное чтение.3 класс». Самара: Издательство «Учебная литература», 2009.-112 с.
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учеб. для 2 кл./Под ред. Н.А. Чураковой. - Самара: Корпорация «Федоров», 2008.
4 Сборник нормативных документов. Начальная школа/ Под ред. Э.Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2009. 63с.
5 Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова./Под ред. Н.В. Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. – 320 с.
Литература, рекомендованная для учащихся
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4. М.: Просвещение 2001.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.АЗЪ, 2000.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001(СД)
Приложение 1
ОЦЕНКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 60 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; даёт полные ответы по содержанию прочитанного текста.
Отметка «4» - ученик читает более 50 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
Отметка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее50 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Оценка выразительности чтения.
Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выржает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.
Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выржает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения.
Отметка «5» - если все задания выполнены верно.
Отметка «4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий.
Отметка «3» - если выполнено не менее ½ всехзаданий.
Отметка «2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Каждый вариант контрольной работы состоит из основных и дополнительных заданий (обозначенными звёздочкой *).
Дополнительные задания выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой.
Исправления и оформление работы не учитываются при выставлении отметки за знания.
Контрольные работы. Приложение 2
контрольная работа
по литературному чтению
за I полугодие
Организация работы.
Контрольная работа выполняется на уроке одновременно всеми учащимися в индивидуальном порядке. Тексты контрольных работ, вопросы и задания к ним предоставляются каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель даёт первый сигнал через несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отмеченном отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом.
Работа 1
Слава часто ходил на лыжах в лес. Не думайте, что Слава был хороший лыжник, совсем нет! Не для того, чтобы стать лыжником-чемпионом, отправлялся он в лес. Он шёл тихо, не торопясь, ко всему приглядывался, прислушивался…
А как красиво зимой в лесу! Куда ни глянешь – все кругом покрыто мягким, пушистым снегом, а присмотришься к заиндевевшим веткам деревьев – и увидишь замысловато-сказочные узоры: диковинные фигурки зверей, птиц, каких-то гномиков… Славе нравится их разбирать.
В лесу тихо-тихо. Идёшь – только снег под лыжами поскрипывает, а остановишься – тут сразу все звуки лесные услышишь. Вот где-то сверху попискивают невидимые синицы, одиноко стучит дятел.
Слава знает и этого дятла, и место, где он стучит, – там, на старом, засохшем дереве, в расщелине сука, у него устроена «кузница». Видно, принёс туда еловую шишку, вот и долбит.
Совсем рядом со Славой пролетела стайка хохлатых свиристелей и скрылась среди деревьев, застрекотала сорока…
(По В. Чаплиной.)
1) Прочитай текст вполголоса.
2) По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3) Из какого предложения понятно, почему Слава не стремился кататься на лыжах быстро? Подчеркни это предложение одной чертой.
4) Какие чудеса увидел Слава в обычном зимнем лесу? Подчеркни место, где об этом говорится, волнистой линией.
5) Какие лесные звуки услышал Слава? Подчеркни строчки, из которых это понятно, двумя чертами.
6) Из какой части текста понятно, что Слава знаком с лесными обитателями и знает их повадки? Обведи эту часть строчки.
7) В какую главу учебника можно поместить этот текст: «Такой незнакомый знакомый мир»; «Мир просит тебя: открой меня заново»; «Самые настоящие чудеса»? Нужное подчеркни.
8) Как ты думаешь, является ли этот текст отрывком рассказа или сказки? Нужное подчеркни.
Работа 2
Галка и кувшин
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
(Л. Толстой.)
1) Прочитай басню вполголоса и про себя.
2) В этой басне есть мораль: да или нет? Нужное обведи.
3) Какой может быть мораль этой басни?
а) галка – очень умная птица;
б) из любой сложной ситуации есть выход.
Нужную букву обведи.
4) Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни?
а) терпение и труд всё перетрут;
б) не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Нужную букву обведи.
Итоговая контрольная работа
по литературному чтению
Задание 1
Кот-ворюга
(Отрывок)
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: в нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.
Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.
Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.
(К. Паустовский.)
1. Прочитай вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Подчеркни карандашом те слова, выражения, которые характеризуют кота.
5. Как автор относится к коту?
а) с презрением;
б) с мягким юмором.
Задание 2
Златовласка
(Отрывок)
Иржик сел на берегу отдохнуть. Рыбаки его спрашивают:
– Куда шагаешь, добрый человек?
– Да вот ищу невесту для своего старого короля. Приказал достать ему в жены красавицу с золотыми волосами. А где ее найдешь?
Переглянулись рыбаки, сели на песок рядом с Иржиком.
– Ну что ж, – говорят, – ты нас помирил, а мы добро помним. Поможем тебе.
Красавица с золотыми волосами на всем свете только одна. Это дочь нашего короля. Вон видишь на море остров, а на острове – хрустальный дворец? Вот там она и живет, в этом дворце. Каждый день на рассвете она расчесывает волосы. Тогда занимается над морем такая золотая заря, что мы просыпаемся от нее в своей хижине и знаем, что пора нам, значит, на ловлю. Мы перевезем тебя на остров. Только узнать красавицу почти невозможно.
– Это почему же? – спрашивает Иржик.
– А потому, что у короля двенадцать дочерей, а золотоволосая одна. И все двенадцать королевен одеты одинаково. И у всех на головах одинаковые покрывала. Волос под ними не видно. Так что дело твое, Иржик, трудное.
Перевезли рыбаки Иржика на остров. Иржик пошел прямо в хрустальный дворец к королю, поклонился ему и рассказал, зачем попал на остров.
– Ладно! – сказал король. – Я человек не упрямый. Отдам дочь замуж за твоего короля. Но за это ты должен три дня выполнять мои задачи. Идёт?
– Идёт! – согласился Иржик.
(Чешская сказка.)
1. Прочитай текст вполголоса и про себя.
2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?
а) магические числа;
б) волшебные цвета;
в) наличие волшебных предметов.
3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
4. Какие ситуации, события тебе уже встречались в других прочитанных тобою волшебных сказках?
Подчеркни соответствующие фразы, предложения волнистой чертой.
Задание 3
* * *
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
(Н. Некрасов)
1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.
2. Как лучше читать стихотворение?
а) тихо и задумчиво;
б) громко, четко, радостно;
в) печально.
3. Раздели стихотворение на строфы.
4. Соедини рифмующиеся слова в 1-й и 2-й строфе.
5. Лирический герой воспринимает окружающий мир:
а) только глазами;
б) всеми чувствами.
(Обведи нужную букву.)
6. Подчеркни одной чертой те слова и строчки в стихотворении, которые подтверждают твое мнение.
7. Найди в стихотворении приемы сравнения и подчеркни волнистой линией.
Уровни выполнения работы.
1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минут):
4-й уровень – 80–90 слов в минуту, целыми словами;
3-й уровень – 70–80 слов в минуту, целыми словами;
2-й уровень – 60–70 слов в минуту, целыми словами;
1-й уровень – менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.
2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте, способность воспринять текст в контексте проблематики глав учебника:
4-й уровень – верно выполнены работа 1 (задания 3, 4, 5, 6, 7), работа 3 (задание 4);
3-й уровень – работа 1 (вопросы 3, 4, 6) выполнена неверно или с ошибками;
2-й уровень – на четыре из шести вопросов дан неверный (неточный) ответ;
1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.
3. Владение литературоведческими понятиями, узнавание литературных приёмов:
4-й уровень – верно выполнены работа 3 (задания 2, 3), работа 2 (задание 2);
3-й уровень – на один из трёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;
2-й уровень – на два из трёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности; понимание жанровой специфики басни:
4-й уровень – верно выполнены работа 1 (задание 8), работа 2 (задания 2, 3, 4);
3-й уровень – на один из четырёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;
2-й уровень – на два из четырёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)
Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г ) в соотве...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Занкова
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» 2 класс, а...
Рабочая программа 2 класс система Занкова
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждёнными Министерством образ...
Рабочие программаы 2 класс система Занкова
Рабочие программы для 2 класса по системе Занкова. Пояснительная записка включает КИМы, нормы оценок, методы и формы работы...
Рабочая программа 2 класс система занкова
Данный материал содержит рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии,изо. Программы отвечают всем требованиям ФГОС....
Рабочие программы 3 класс система Занкова 2014 - 2015 учебный год
Предлагаю рабочую программу по изобразительному искуству, 3 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочие программы 3 класс система Занкова 2014 - 2015 учебный год
Предлагаю рабочую программу по русскому языку, 3 класс по системе Л.В.Занкова...