Урок литературного чтения в 1 классе по теме « Побасенки . Устное народное творчество» УМК «Гармония»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Цель урока.

 

Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_po_teme.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 1 классе по теме  « Побасенки . Устное народное творчество»

УМК «Гармония»

Разработала: Решетникова Галина Анатольевна

Учитель начальных классов МБОУ ЗСОШ №1

Технологическая карта урока

Цель урока.

Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений.

Предметные.

  1. Дать определение  побасенки.
  2. Прививать интерес к фольклорной культуре.

Регулятивные УУД

-Организация  своего рабочего  места;  принимать и сохранять учебную задачу; оценивать полноту и правильность своих действий

Познавательные: анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного народного творчества

Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательной задачи в справочной литературе, на страницах учебника. делать обобщение формулировать вывод.

Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своих действий; обмениваться мнением с одноклассником;

 умение работать в паре; использовать речь для регуляции своего действия, обыгрывание потешек, колыбельных.

строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы

Личностные УУД

Осознано относиться  к чтению, ориентируются на выполнение этических моральных норм.

Оборудование

Используется презентация, выставка книг, учебник, справочная литература.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Орг. момент

1 мин

Цель.

Осознание себя как ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу

- 
  Я дарю вам свою улыбку,

Вы  в ответ  поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.

словесные

Регулятивные УУД

-Организация  своего рабочего  места.

2.Повторение изученного

 Цель: знать определение перминов «потешка», «колыбельная песня».

4 мин.

Ребята,  давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  

Дополните предложения

Потешки это…

Колыбельные песни это..

Чтение потешек наизусть с нужными движениями.

Исполнение колыбельных песен.

 Потешки, колыбельные песни

Жанр народного творчества, который воспроизводится при обучении речи и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово

Небольшое словесно- музыкальное произведение, выражающее чувства человека.

Дети разыгрывают потешки, исполняют колыбельные песни

коммуникативные

Познавательные: анализировать, сравнивать произведения разных жанров устного народного творчества

Коммуникативные:

Используют речь для регуляции своего действия, обыгрывание потешек, колыбельных

3.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному восприятию нового материала

3 мин

 Цель.

Активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока

-Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся следующие произведения:

Сорока, сорока, сорока белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

Ай, баю, баю, баю,

Ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт.

Коту лапти плетёт.

А кот лапти износил

И другие попросил.

Ходит Сон у окон,

Ходит к Дрёме на поклон.

Приходи к нам, Дрёма, в дом,

Принеси нам Угомон.

А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Молодцы!

Можете ли вы определить следующий жанр

-

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Какую задачу поставим на урок?

Потешка

Колыбельная

Колыбельная

Потешка

Нет

Узнать к какому жанру относится это произведение.

проблемные

Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу

4. Открытие новых знаний

  1. Речевая разминка(учебник. С.42)

1)Упражнение–игра«Задание Слоговика: читай слитно»

-Прочитай слова по слогам, а затем целые слова с правильным ударением.

2) Лексическая работа со словами

Молотить, горница.

3) Упражнение цепочки слов. Читай слитно, целыми словами.

   

  2.Работа над побасенками

Где можно найти ответ,  к какому жанру относится это произведение

Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Найдите нужную информацию в учебнике на с 42.

-Как же называется этот жанр.

-Правильно, сегодня мы познакомимся с побасенками.

Предположите, что же такое побасенки.

Ответ на этот вопрос найдем в словаре С.М Ожегова.

-Побасенками называют маленькие смешные истории, В них обязательно есть ирония..

- Как вы понимаете это слово.

Проверим по словарю Ожегова.

С помощью иронии народ указывал на отрицательные качества характера: глупость, жадность, любопытство.

Читают в учебнике42

Молотить- выбивать зерна из колосьев.

Горница- чистая половина избы.

Интернет, библиотека, учебник, справочная литература.

Читают.

Побасенки.

Высказывания детей.

Побасенки- короткий занимательный рассказ, анекдот из народной жизни.

Высказывания детей.

Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательной задачи в справочной литературе, на страницах учебника.

Физминутка

Цель:

реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала

Упражнение «Шутка»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

Ученики имитируют движение по ходу текста, произносимого учителем. Затем показывают как пробуют капусту.

Здровьесбережение.

4.Этап применение знаний.

Цель: анализировать , сравнивать, формировать навык чтения, обогащать лексический запас речи.

1. Работа с учебником (рассматривание иллюстраций).

 . Для вас художник нарисовал иллюстрации к этим побасёнкам.

Рассмотрите их, попробуйте предположить по ним содержание побасенок. С 42-43

2 .Чтение и обсуждение побасенок.

-Что рассмешило вас в первой побасенке.

Бывает так в жизни?

-О каком человеческом качестве идет речь.

- Спрашивающий мальчик действительно глуп, или не подумал, что говорит.

Кто, из вас сообразил, на что у бабы нет времени.

По выражениям лиц обоих стариков можем догадаться, что за диалог состоялся между ними.

  1. Выборочное чтение

Выберите и прочитайте побаски в которых высмеивается лень.

Они о животных, об утвари, еде, о людях.

Глупость.

Чтобы забраться в телегу.

4,5

Познавательные УУД: делают обобщение формулируют вывод.

Коммуникативные УУД

строить речевое высказывание в устной форме;

кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

А теперь те в которых высмеивается глупость.

  1. Игра «Игра радиотеатр».

-Как лучше читать побасенки.

-Сколько ролей в побасенках

Распределитесь  по парам и прочитайте побасенки по ролям.

4.Чтение по ролям.

1.2, 3

По ролям.

Двое людей разговаривают.

Выполняют задание.

5.Этап творческой работы

Цель: уметь работать в паре, распред елить роли, подбирать движение,жесты.

. Самостоятельная работа над инсценированием.

- А теперь каждая пара пусть выберет себе ту побасёнку, которая вам понравилась больше всего и подготовит её для показа другим ребятам.

. Инсценирование ( по желанию).

Инсценирование ( по желанию).

Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своих действий; обмениваться мнением с одноклассником;

Обыгрывание умение работать в паре.

6. Этап коррекции

-Что высмеивал народ в побасенках.

-О каких отрицательных качествах характера в них говориться?

Чему могут научить нас побасенки.

Что вам понравилось в чтении побасенок.?

Лень и глупость.

О нездоровом любопытстве, о лени, глупости, о вранье.

Нельзя быть похожими на героев побасенок.

Они веселые, забавные, похожи на шутки.

Личностные УУД

Осознано относиться  к чтению, ориентируются на выполнение этических моральных норм.

7.Этап рефлексии

  1. Отгадайте загадку:


Есть у радости подруга В виде полукруга, На лице она живёт: То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится. Грусть- тоска её боится! ( Улыбка).

- А как вы сегодня работали на уроке?

Если вы хорошо работали, если вам было интересно, вы открыли для себя новые знания,  покажите смайлик с улыбкой.

Улыбка.

Регулятивные УУД

Оценивать полноту и правильность своих действий

Домашнее задание.

 Сделать книжку-малышку с побасёнками и попробовать придумать свою побасёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе .Тема урока: Устное народное творчество.

Обучающая:·        Приучать школьников видеть фольклорные тексты.·        Учить проникать в глубину произведения, чувствовать юмор...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

Презентация по литературному чтению на тему "Загадки. Устное народное творчество"

Презентация для школьников на тему "Загадки" по литературному чтению 2 класс....

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"...

Проектная работа по теме "Фольклор - устное народное творчество"

Данная работа разработа в помощь учителям 2 класса, в проведении урока по родной русской литературе....

Шаблон рабочей программы по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС 3.0. Тема " Произведения устного народного творчества"

Шаблон рабочей программы по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС 3.0. Тема " Произведения устного народного творчества"...