урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения посвящён творчеству В.Осеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: Характеристика героев в произведении В.Осеевой «Почему?». Разноцветные страницы
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Осеевой; развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту, анализировать и делать выводы; развивать навыки правильного и осознанного чтения; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; воспитывать честность и ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Оборудование: портрет В. Осеевой; карточки с изменённым отрывком, синквейн,кластер, цветные карандаши.
Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I.Организационный момент Цель этапа: психологический настрой к уроку | ||
-Добрый день! – тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. | Включение в деловой ритм. Готовятся к работе. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II Речевая разминка Цель этапа: чёткое проговаривание слов | ||
Прочитайте скороговорку Е. Благининой «Простокваша» на с. 104 учебника Простокваши дали Клаше – Недовольна Клаша: - Не хочу я простокваши, Дайте просто каши. Дали вместо простокваши Нашей Клаше каши. - Не хочу я просто каши, Так – без простокваши. Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей. Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей. А поела – встала, Спасибо сказала. - Научитесь читать эту скороговорку быстро | (Читают с разным темпом) | |
III Этап проверки д\з Цели этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д\з уч -ся | ||
-Каким было домашнее задание? | ( Подготовить чтение без ошибок) | |
IV Проблемное объяснение нового материала. Цель этапа: анализировать знания учащихся. Создание проблемной ситуации. | ||
- Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? - Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В. Осеевой «Почему?». Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке. Но ведь при первичном трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению. Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения о чём мог бы быть рассказ а названием «Почему?» - Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок. - Какие открытия мы можем совершить и на какой вопрос ответить? - Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой – то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим изменится ли ваше отношение к мальчику | (Примерный ответ. Сегодня на уроке будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.) ( ответы детей) ( ответы детей) | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение. Формулирование цели:логические – формулирование проблемы. |
VЭтап усвоения новых знаний и способов действий Цели этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч –ся изучаемого материала | ||
- У каждого из вас на парте лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте отрывок. - А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила? - Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой «встал» со стула. - А теперь , как он «тихонько сполз». Есть разница? Какая? - Какой вывод можно сделать? - Далее. - Эти оценочные слова относятся к какой части речи? - Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов? - Молодцы! Давайте работать дальше. Ну и что подумаешь какие – то точки! Почему они важны? Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово. В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание: (работа в паре) Перед вами незаполненный кластер( таблица), ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера Рис. 1 | ( Сильный ученик читает вслух) ( Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения) Тихонько сполз заменила Встал (Показывает один ученик) (Показывает другой ученик) ( ответы учащихся) (Замена лексического значения слов играет очень важную роль.) (Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетается.) ( к глаголу) ( Они помогают оценить состояние мальчика) ( Не поставила многоточие в предложении « Это…это…Бум!» ( Потому что наличие точек говорит о том ,что мальчик обманывал) | Регулятивные: планирование ,прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Физкультминутка Утром стрекоза проснулась. Три – шагнула и присела, Потянулась, улыбнулась. На четыре – полетела. Раз - росой умылась. У реки остановилась – Два – изящно покружилась. Над водою закружилась. | ||
Творческая работа ( Дети заполняют) - Посмотрите на эту картину. Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые вызывает у вас такое описание природы. - Ребята , с чем связано такое настроение природы? - Так как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги? - А теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика. Обратившись опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания. - Давайте сравним.( первая работа выполнена тёмными цветами, а вторая яркими. Работы вывешены на доске) - Что же живёт в душе мальчика? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос(работа в парах) Синквейн:
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её. | (Дети рисуют . учитель берёт несколько работ и вывешивает на доске). ( С настроением мальчика) ( Настроение или душу мальчика) (Мама, это я, я разбил чашку!) (Дети рисуют) ( Его душа после признания стала гораздо чище и светлее) Дети отгадывают – совесть) | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
VIЭтап первичной проверки понимания прочитанного. Цель зтапа:выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления уч-ся. | ||
— Восстановите последовательность событий в рассказе. 1. Бум наказан. 2. Мальчик с собакой. 3. Сын признался. 4. Чашка разбилась. 5. У каждого свое «почему». 6. Это... Бум! 7. Ночью. 8. Расстроенный лай. 9. Все дома! 10. Он будет жить в будке. 11. Бум один на крыльце. Ответ. 2, 4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9, 5. | (Дети восстанавливают план, читая к каждому пункту нужнуючасть.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование. ЛОГИЧЕСКОЕ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАССУЖДЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ. |
VIIЭтап закрепления новых знаний и способов действия Цели этапа: обеспечение повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания | ||
1. Пересказ текста — Перескажите текст по составленному плану. 2. Работа с пословицами — Прочитайте пословицы, объясните их смысл. • Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом. • Материнский гнев, что весенний снег - и много выпадает, да скоро растает. • Никто так детям не верит, как мать родная. Бич — длинная плеть, кнут. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция) Познавательные:общеучебные – самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества | |
VIIIРефлексия Цель этапа: осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия. | ||
Выберите и продолжите любое предложение. • На сегодняшнем уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... | (Дают полные ответы на конкретно поставленные вопросы) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование. |
IX Домашнее задание Цель этапа: обеспечить понимание уч – ся цели, содержания и способов выполнения д\з | ||
Составить рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» (задание 3на с. 103), пересказ текста по плану | ||
X Итог урока Цели этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч – ся. | ||
-- Чему вы учились на уроке? - Какие рассказы В. Осеевой вы читали? - Чему они учат? | ( ответы учащихся) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра. Познавательные: Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....