Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Моисеева Ольга Ивановна

Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint_2.ppt2.45 МБ
Microsoft Office document icon annotaciya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

к учебно-методической разработке

  1. Наименование учебно-методической разработки

В гостях у дедушки Корнея


  1. Предмет

Литературное чтение


  1. Цель, задачи разработки

Расширить знания учащихся о творчестве К.И. Чуковского.



-Обобщить и углубить знания учащихся о творчестве К.И. Чуковского;



-Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;



-Пробуждать у учащихся в свободное время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;



-Развивать творческие способности учащихся.


  1. Возрастная категория, класс

8 – 9 лет, 2 класс


  1. Номинация

Начальная школа


  1. Краткая характеристика содержания (обобщенная)

Работа представляет урок литературного чтения во 2 классе по теме «В гостях у дедушки Корнея». Разработка предназначена для учителей начальных классов с использованием информационных технологий, что позволяет учителю акцентировать внимание детей на изучаемом материале, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность. Мультимедийный компонент реализует принцип доступности, наглядности и занимает основное место в структуре урока.



Презентация состоит из 24 слайдов (смена слайдов по щелчку):



1 слайд - заголовок;



2 – 4 слайд – жизнь и творчество писателя;



5 – 13 слайд – конкурс «Узнай сказку»;



14 слайд – творчество писателя;



15 – 17 слайд – кроссворд по сказкам К.И.Чуковского;



18 слайд – творчество писателя;



19 слайд – викторина «Потерянные вещи»;



20 слайд – творчество писателя;



21 слайд – конкурс «Героический поступок»;



22 слайд – творчество писателя;



23 слайд – советуем прочитать;



24 слайд – рефлексия урока.


  1. Конспект урока (занятия для ДОУ)

Урок литературного чтения во 2 классе

«В гостях у дедушки Корнея»

Оборудование:

  1. Портрет писателя;
  2. Выставка книг «Чудо- дерево»;
  3. Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского;
  4. Кроссворд;
  5. «Волшебный цветок» для подведения итога урока;
  6. Презентация Power Point;
  7. Компьютер, проектор;

I. Психологический настрой

Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

II. Вступительное слово учителя: 

Солнце садится. Все меркнет и ночь наступает.
Снова на Землю спускается время чудес...
Словно Чуковские сказки в ночи оживают,
Грезит фантазией весь этот мир до небес.

Учитель: Во всей русской литературе есть всего лишь два писателя, которые имеют неофициальное, но очень почетное звание “дедушка”. Это – известный баснописец И.А.Крылов и замечательный детский писатель К.И.Чуковский. Вот именно о нем, о Чуковском, мы с вами сегодня и поговорим.
                                                Слайд № 1

Дети читают стихи о творчестве писателя

1. В детстве читать не умели мы сами,
И  приставали к папе и маме. 
Слушали сказки все дни напролет,
Были те сказки наперечет:
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

2. Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.

3. Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в детстве читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.

4. Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал:
Про Таракаще и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.

5. По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить.
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе,
Надо порядок поддерживать в доме.
Чтоб не попасть на обед к Бармалею,
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал он взрослых и детей!

                                                    Слайд № 2

Учитель: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.  

                                              Слайд № 3

1 апреля 2011 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 129 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Учитель: Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учитель: Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои  книги.

                                            Слайд № 4

К.И.Чуковский - учёный, писатель, переводчик, литературовед, Он написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

III. Ход путешествия.

I тур. «Вспомни сказку».

Слайд № 5 - 13

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Веселится народ-
Муха замуж идёт.
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не  поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (
ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни  мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (
детей)«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»


А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И  поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И  за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

Учитель: С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

II тур. «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

  1. Айболит  -  (доктор)
  2. Бармалей  -  (разбойник)
  3. Федора  -  (бабушка)
  4. Каракула  -  (акула)
  5. Мойдодыр  - (умывальник)
  6. Тотошка, Кокошка  -  (крокодильчики)
  7. Цокотуха  - (муха)
  8. Барабек  - (обжора)
  9. Рыжий, усатый великан - (таракан)

                                                Слайд № 14

Учитель: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

III тур. «Конкурс знатоков».

Слайд № 15 - 16

Учитель: Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

     1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И  хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорились звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

   3.Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

   4 Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

    5 Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

     6 Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

      7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

      8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

                                                       Слайд № 17

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Аукцион.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
  6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
  7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
  8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
  9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
  10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

                                          Слайд № 18

Учитель:  Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

                                                  Слайд № 19

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

Учитель: В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  1. Телефон (У меня зазвонил телефон)
  2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  1. Мыло (Вот и мыло подскочило)
  2. Блюдце (А за ними блюдца)
  3. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  4. Термометр (И ставит им градусник)
  5. Сито (Скачет сито по полям)
  6. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  7. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  8. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
  9. Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
  10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Физкультурная минутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

Учитель: Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к  сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.

V тур. «Музыкальная страничка»

  1. Бармалей
  2. Муха – Цокотуха
  3. Крокодил
  4. Айболит
  5. Федорино горе
  6. Мойдодыр
  7. Тараканище
  8. Телефон

Учитель: К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

VI тур. « Расшифруйте имена сказочных героев».

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)

                                      Слайд № 20

Учитель: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.

                                                 Слайд № 21

VII тур «Героический поступок»

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

VIII тур «Найди связь»

  1. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
  2. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
  3. Чем потчевал доктор Айболит больных зверей в Африке? (Гоголем-моголем)
  4. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
  5. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

                                         Слайд № 22

Учитель: Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться.

                                        Ученик читает стихотворение

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

-  Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Учитель: Ребята, посмотрите, на доске висит «волшебный цветок». Для того, чтобы он засверкал всеми красками, вспомните, какое чувство вы испытывали, когда читали произведения К.И. Чуковского.

(Радость, желание помочь, доброта, улыбка, веселье, храбрость.)

Дети сами оценивают свою работу и показывают оценки учителю. Если учитель согласен, то подтверждает кивком головы или улыбкой. Если нет, просит ученика прокомментировать.

                                                    Слайд № 23

Учитель: А теперь мы говорим спасибо этим книжкам, которые доставили нам много радостных моментов. В нашей библиотечке поселятся книги с другими, более сложными, но не менее увлекательными произведениями К.И.Чуковского.  (Показ книг «Рикки-Тикки-Тави» - Киплинга, «Приключения Тома Сойера» и др.)

                                                 Слайд № 24

IV. Рефлексия урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что больше всего понравилось?
  3. Над чем нужно поработать?

  1. Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной учебно-методической разработки

Благодаря данной учебно – методической разработке у детей обобщились знания о жизни и творчестве писателя; конкурсы и викторины способствовали развитию творческих способностей учащихся; дети учились работать в группах и доброжелательно относиться к результатам творческих поисков одноклассников.


  1. Перспективы использования учебно-методической разработки

Данная учебно-методическая разработка может быть использована при проведении викторины, внеклассного занятия по творчеству К.И.Чуковского в начальной школе.


  1. Информационные ресурсы по теме (используемая литература, электронные материалы, Интернет-сайты и т.д.)

1. Агапова И.А, Давыдова М.А. «30 литературных вечеров, конкурсов,   викторин для начальной школы» - М.: «Аквариум ЛТД», К.:ГИППВ, 2009 г.,-224с.



2.  Загурская Е.Л.,  Неборская Т.А. «О сказках  в шутку и в серьёз» - Минск: ООО «Новое знание», 2007 г.



3. Кузнецова Э.Г «Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии» - М.: «Аквариум ЛТД», К.:ГИППВ, 2005 г.,-240с.



4. Хрестоматия для детей старшего школьного возраста / Составитель З.Я.Рез, Л.М.Гурович и другие. – М.: Просвещение, 1990г.



5.  Картинки. http: /www.mail.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"

Цель:   - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского   Задачи: - дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского; - познакомить учащихся с особенностями языка произведе...

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея".

Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея" для 2 класса.

Знакомсво с творчеством Корнея Ивановича Чуковского....

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14» на тему « В гостях у дедушки Корнея»

Цель работы: вызвать у детей интерес к произведениям К.И. Чуковского Программные задачи:    - Систематизировать и углублять знания детей  о сказках Чуковского, вызвать радость...

«В гостях у дедушки Корнея» Внеклассное занятие по чтению во 2 классе.

Внеклассное занятие по чтению для учащихся 2 класса «В гостях у дедушки Корнея». Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя. Форма проведени...

Конспект занятия в средней группе по теме "В гостях у дедушки Корнея Чуковского"

На занятии с помощью презентации воспитатель рассказывает детям о самых интересных фактах из творческой биографии писателя: о семье, о сказках, о друзьях талантливого сказочника....


 

Комментарии

Мерзлютина Ирина Александровна

Интересная работа. Голосую за Вас,Ольга Ивановна. Познакомьтесь с моей работой.http://nsportal.ru/node/612101

Жирнова Елена Михайловна

Замечательная работа.Удачи.

Фомина Татьяна Александровна

Замечательная работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020