Конспект занятия в средней группе по теме "В гостях у дедушки Корнея Чуковского"
план-конспект по чтению

Светлана Васильевна Назарчук

На занятии с помощью презентации воспитатель рассказывает детям о самых интересных фактах из творческой биографии писателя: о семье, о сказках, о друзьях талантливого сказочника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему "В гостях у дедушки Корнея"

Цель: вызвать у детей интерес и  познакомить  с самыми интересными фактами из биографии детского писателя, расширять кругозор, продолжать воспитывать умение внимательно слушать и смотреть, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, вспомнить сказки писателя, развивать память.

Средства: интерактивная доска, мультимедийная презентация с фотографиями писателя и его семьи в разное время, книжная выставка из произведений писателя, флажок для игры.

Способы: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, уточнения и пояснения во время рассказывания,  словесная игра  по сказкам писателя «Доскажи словечко».

Предварительная работа:

- чтение сказок К. . Чуковского

- рассматривание иллюстраций  в книгах К.И. Чуковского.

-  беседы после прочтения сказок

-  заучивание отрывков из разных сказок

- рисование и раскраски на тему «Моя любимая сказка».

- аппликация «Украсим посуду бабушки Федоры».

- лепка «Любимые герои сказок» К.Чуковского.

- индивидуальные беседы с детьми  «Какие сказки дедушки Корнея тебе понравились и запомнились?»

- сбор фотографий «Семейное чтение».

Ход занятия:

  1. Мотивация: воспитатель показывает портрет Чуковского, просит детей узнать писателя, потом предлагает сделать выставку книг со сказками писателя. Дети проходят к книжному уголку   и выбирают нужные и приносят на стеллаж. Воспитатель наблюдает, не поправляет ошибки и не хвалит за правильную книгу. В конце задания воспитатель вместе с детьми анализирует получившуюся выставку, может дети сами найдут лишние произведения. После оформления выставки воспитатель предлагает посмотреть презентацию из фотографий и послушать самые важные и интересные факты из биографии Чуковского.
  2. Совместная деятельность:

Слайд первый – фото писателя в зрелом возрасте.

Рассказ воспитателя:  Корней Чуковский — это псевдоним. Настоящее имя детского писателя — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился 31 марта в 1882 году в городе Одесса, первую же статью в журнале напечатал под псевдонимом Корней Чуковский.

Слайд второй - фото очень молодого писателя

Рассказ воспитателя: Корней Иванович, когда имел имя Коля, ходил в детский сад, учился в гимназии, как у нас школа. Уже в очень юные годы будущий сказочник  не гнушался любой работы. Он разносил газеты, ловил и продавал рыбу, расклеивал афиши, чистил крыши и клеил заборы.

Слайд третий – фото более взрослого писателя, фото журналов, в которых работал.

Рассказ воспитателя: Корней Иванович начинал как журналист . Ребята, а кто такой журналист ? Ответы детей: это профессия человека, который работает в журналах, пишет статьи, рассказы. Воспитатель показывает современный детский журнал, чтобы уточнить представления детей о том, как выглядит журнал, чем он отличается от книги и соглашается с ответами детей о профессии журналиста. Далее воспитатель продолжает рассказ  согласно слайду: Корней Чуковский обосновался в Петербурге, где устроился работать журналистом в газете «Театральная Россия». В каждом номере публиковались его рецензии на просмотренные им спектакли и прочитанные книги. В скором времени Чуковский начал издавать сатирический журнал «Сигнал». А позже  Корней Чуковский стал руководителем детского отдела издательства «Парус». В его биографии появился новый творческий проект – альманах «Жар-птица». Ему удавалось с легкостью писать интересные рассказы для детей, которыми зачитывались даже взрослые.

Слайд четвертый – портреты других детских писателей

Рассказ воспитателя: Он был одним из самых влиятельных литературных критиков России и общался со многими писателями: Владимиром Маяковским, Алексеем Толстым, Максимом  Горьким, Валентином  Катаевым,  Самуилом  Маршаком. Воспитатель предлагает ребятам угадать по отрывку очень известные и ранее уже читаемые в детском саду (в группе) произведения данных авторов.

Физкультминутка выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня".        

Слайд пятый – семейные фото с детьми и женой писателя

Рассказ воспитателя: Корней Иванович женился. У него была большая многодетная семья: четверо детей, первым родился мальчик Николай . Вопрос воспитателя: «Ребята, а кто вспомнит, какой настоящее имя писателя Корнея?». Дети: Его звали Николай, Коля. Воспитатель хвалит детей за внимательное слушание рассказа о жизни писателя.

Сын Николай часто болел. Чтобы облегчить ему страдания, отец стал рассказывать ему сказку«Жил да был крокодил, он по улицам ходил».

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Потом родились две дочки – Лида и Маша. Полные имена – Лидия и Мария. Именно после  рождения Марии сказочник в течение 10 лет были написаны почти все детские сказки Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце». Когда Машенька сильно заболела, Чуковский написал книгу о чудесном докторе Айболите, который непременно прилетит и всех спасет.

Вот какой случай произошел уже с дочкой . Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!        

Так появился  на свет «МОЙДОДЫР»

Четвертым ребенком родился мальчик Борис.

Благодаря своим детям Корней Иванович стал детским писателем.

Словесная игра по сказкам писателя «Доскажи словечко». Дети встают в круг. Воспитатель начинает рассказывать отрывок и отдает флажок ребенку, который должен закончить предложение, досказав нужное слово.

Слайд шестой – фотографии двух взрослых детей.

Рассказ воспитателя: Дочь и сын Корнея тоже посвятили себя писательству. Лидия училась в Институте искусств. Известность ей принесли повести «Софья Петровна» и «Спуск на воду». Николай Чуковский стал автором таких произведений, как «Разноцветные моря», «Капитан Джеймс Кук», «Цвела земляника» и другие.

Слайд седьмой – разные фотографии писателя

Рассказ воспитателя: Чуковский был всегда гостеприимным и добрым человеком. Он устраивал встречи с разными известными людьми, а также часто приглашал к себе в дом местных детей. В жизни он придерживался лично установленных правил, согласно которым устраивал себе подъем в пять утра, ложился в девять вечера, не играл в настольные игры и не наносил визиты друзьям. Делал он это для того, чтобы сэкономить время для плодотворного писательства. Воспитатель уточняет качества писателя «Каким был Корней Иванович?» Дети: добрым, гостеприимным, трудолюбивым, дисциплинированным, если соблюдал правила.

Слайд восьмой – фото писателя уже в возрасте дедушки.

Рассказ воспитателя: Корней Иванович Чуковский умер 28 октября 1969 года в возрасте 87 лет. Он сильно заболел. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей. В 2014 году в Петербурге, где он жил  и работал, в честь великого писателя была названа новая улица.

  1. Рефлексия: воспитатель проводит мини-викторину по своему рассказу:
  1. Какие настоящие фамилия, имя и отчество писателя?
  2. Где учился юный Корней?
  3. Кем работал во время учебы?
  4. Назовите город, в котором жил писатель?
  5. Какая первая профессия была у писателя?
  6. Сколько детей у него было и перечислите имена?
  7. Кто из детей стали писателями, назовите имена?
  8. Какие правила соблюдал Корней Иванович, чтобы успеть много написать  в своей  жизни?

В конце занятия дети по желанию разбирают книги писателя с выставки и рассматривают иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

Цель:Знакомство с качествами предметов.Образовательные задачи:1.    Продолжать учить детей характеризовать предметы по  их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу. 2....

Конспект занятия в средней группе Тема: «Весенние пробуждения»

Цель:Способствовать уточнению и расширению запаса конкретных представлений о сезонных изменениях в природе весной Задачи:развивать связную речь, умение слушать партнёра, обобщать имеющийся ...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме: «Весна шагает по планете»

Конспект открытого занятия в средней группе по теме: «Весна шагает по планете» Тема: «Весна шагает по планете» Цель: уточнение характерных признаков весны; развитие логическое мышление, слуховое воспр...

"В гостях у дедушки Корнея" Чуковский

Викторина по произведениям К.И.Чуковского....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Наши игрушки».

Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по описанию и самим описывать её, познакомить детей с новыми игрушками, которых раньше не было в группе; углубить представления об...