Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.
статья по чтению (1 класс) по теме
В статье раскрываются причины нарушения процесса чтения, выделяются этапы (направления) формирования технической и смысловой стороны чтения, даются рекомендации по совершенствованию данного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Чопик Инна Сергеевна
Учитель, логопед, МБОУ СОШ №65 г. Красноярска
Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.
Одной из проблем, с которой сталкиваются учителя в начальной школе – низкий уровень техники чтения, сформированность которого определяет успешность всего дальнейшего обучения.
Формирование процесса чтения у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами. Нарушается как техническая сторона, так и смысловая.
Работу по формированию навыка чтения я делю на 2 этапа:
- Коррекция и развитие технической стороны чтения
- Коррекция и развитие смысловой стороны чтения.
Как только дети обучатся сливать слоги в слова, работа идет параллельно.
Коррекция и развитие технической стороны чтения.
Одной из причин, тормозящих скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Поэтому на этапе послогового чтения особое место занимает артикуляционная гимнастика.
Одновременно с развитием речевых навыков формирую стабильный графический образ буквы на полианализаторной основе.
В свою очередь коррекцию нарушения слогослияния целесообразно разделить на 2 этапа:
1.Развитие слогового анализа (использую цветовую маркировку слогов, деление слов текста на слоги).
2.Развитие слогового синтеза (синтез слов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге, составление слов из набора слогов и др.).
У детей с ЗПР этап слогослияния вызывает значительные затруднения. В целях коррекции этого нарушения использую: слоговые таблицы Корнева А.Н, прием чтения с «окошечком», чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой организацией, чтение, дифференциация и объяснение смысла слов, различающихся только ударением (слов- омографов) и др.
Начинать работу над беглостью чтения желательно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Жужжащее чтение так- же является одним из основных элементов обучения чтению.
Коррекция и развитие смысловой стороны чтения.
Работу над пониманием прочитанного можно разделить на 3 направления:
- Слушание текста.
- Формирование понимания самостоятельно читаемого текста.
- Формирование основных мыслительных действий и умений, которые необходимы при работе с понятиями: обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, выделение существенных признаков, определение понятий.
В чтении важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребенок обучается в первом классе, то тренировочные упражнения по технике чтения лучше проводить тремя порциями по 5 минут.
В результате вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на современном этапе существует большой выбор методов, приемов и технологий обучения чтению в младших классах. Важно уметь увидеть проблему в освоении процесса чтения у каждого конкретного ребенка, подобрать адекватные методы и приемы, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию данного процесса.
Литература:
1.Акимова М.А., Козлова В.Т «Психологическая коррекция умственного развития школьников».
2.Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей».
3.Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».
4.ОмороковаМ.И.«Совершенствование чтения младших школьников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи
Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...
Особенности формирования техники чтения у детей с ЗПР.
В данной работе представлена экспериментальная методика формирования навыка чтения у детей с ЗПР. Специальные приёмы и упражнения , практические рекомендации можно использовать для занятий с вос...
Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.
В статье раскрываются причины нарушения процесса чтения, выделяются этапы (направления) формирования технической и смысловой стороны чтения, даются рекомендации по совершенствованию данного проц...
Упражнения для улучшения техники чтения у детей с нарушениями зрения
Советы для родителей...
упражнения на формирование компонентов навыка чтения
Примеры упражнений, которые можно использовать на уроках литературного чтения 1- 4 классов для формирования следующих навыков: правильности чтения,беглости чтения, выразительности чтения,осознаности ч...
Использование ИКТ в формировании и развитии основных компонентов навыка чтения у детей с ОВЗ
В данной презентации я делюсь опытом использования приемов вырабатывания основных компонентов навыка чтения с использованием ИКТ. Следует учесть, что не все приемы нужно использовать сразу, критично п...
Статья на тему: "Формирование навыков техники чтения в начальных классах"
Лучшие упражнения для тренировки техники чтенияОптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необход...