Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по чтению по теме

Стерлигова Ирина Владимировна
Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обучения чтению незаметнее для детей, создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_tekhniki_chtenija.rar51.03 КБ

Предварительный просмотр:

Стерлигова Ирина Владимировна

МСКОУ «Начальная школа – детский сад №10»

учитель начальных классов

Совершенствование техники чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используется термин «дислексия» - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения  в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.

В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую (соотнесение звуковой формы слова со значением). Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. В тех случаях, когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять его значение. Будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. В таких случаях не стоит ставить пред ребенком непосильную задачу   - одновременно с овладением им техникой чтения требовать понимания прочитанного. Делать это необходимо постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении. Такие навыки отрабатываются на слоговых таблицах (Приложение 1).

Изготавливаются красочные слоговые таблицы со знаками-подсказками. Шрифт должен быть крупным и четким. Гласные обязательно выделены красным шрифтом. Уточним, что обозначают знаки – подсказки. Дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная с мягким знаком.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

        Последовательность выполнения задания следующая.

  1. Ребенку предъявляются две карточки. На одной из них напечатан слог НА, на другой – буква К. Обучающий читает их, обращая внимание на знаки-подсказки: дугу и точку. Затем просит прочитать ребенка.
  2. Вслед за этим выкладывается «зашифрованная табличка», состоящая лишь из знаков – подсказок (Приложение  1, таблица 1). Педагог предлагает ученику «расшифровать» знаки (дугу и точку), изображенные на ней.

Усвоение знаков – подсказок.

  1. Ребенок, проводя указкой по дугам, одновременно должен произнести НА. А указывая на точку, читать К.

Таким образом, меняя содержание карточек, можно дать понятие о плавном чтении слогов. Например: дуга – ГУ, а точка – В; дуга – РЫ, а точка – Б и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

 Если ребенок хорошо освоил упражнение 1, можно перейти к усложненному варианту чтения по таблицам 2 – 15 (Приложение 1, таблицы 2-15). 

Таблицы читаются как в горизонтальном, там и вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). При чтении будет совершенствоваться не только техника чтения, но и отрабатываться подвижность артикуляционного аппарата.

Одновременно ведется работа лишь с одной таблицей. Не следует переходить к следующей таблице, если неотработанно чтение предыдущей.

После того, как учащийся освоит механизм чтения, можно переходить к следующему этапу, на котором  будет совершенствоваться техника чтения, появятся навыки, необходимые для грамотного письма.

УПРАЖНЕНИЕ 1

ЧТЕНИЕ СЛОВ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ОДНОЙ - ДВУМЯ БУКВАМИ

Столбики слов (Приложение 2, таблица 1) легко прочитываются детьми, так как относительно новыми для них в прочитываемом слове всякий раз одна-две буквы. После чтения следует спросить у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга.

УПРАЖНЕНИЕ 2.
ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ СЛОВ С ОДИНАКОВЫМИ ГЛАСНЫМИ

Перед чтением каждого столбика (Приложение 2, таблица 2)  дать ребенку следующее задание:

а) запомнить как можно больше слов,

б) запомнить гласные в словах.

Прежде всего следует тренировать детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Следующие виды упражнений этого раздела преследуют именно эту цель.

Слова всех упражнений следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), четко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе.

УПРАЖНЕНИЕ 3

ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ С ОДИНАКОВОЙ КОНЦОВКОЙ

 (Приложение 2, таблица 3)

УПРАЖНЕНИЕ 4

ЧТЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Каждое слово из всех групп однокоренных слов (в отдельных группах попадают формы слова) следует написать на отдельных полосках картона или бумаги. Каждую группу однокоренных слов лучше поместить в отдельный конверт, а опорное слово группы выделить другим цветом (Приложение 2, таблица 4)

        Последовательность выполнения задания следующая.

Взрослый выкладывает на столе 2-3 группы однокоренных слов. Ребенок читает их, затем все лова перемешивает, оставляя лишь опорные. Обучающий просит ученика восстановить группы слов.

Можно предложить ребенку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах.

УПРАЖНЕНИЕ 5

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ ИХ ЧАСТЕЙ

Перед началом работы взрослый на глазах у ребенка разрезает определенное количество слов на части. Затем различные частички слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.  (Приложение 2, таблица 5)

Дополнительные задания.

  1. Прочитай слова как можно быстрее.
  2. «Найди заблудившиеся частички». Обучающий неправильно составляет слова – ученик исправляет ошибки.
  3. Составь предложения с 3-4 словами.

Использованная литература:

  1. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2001.
  2. Логопедия: Учебное пособие студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.  – Ростов н/Д: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем  инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом  технологические кар­ты. На основании резул...

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон  речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....