упражнения на формирование компонентов навыка чтения
методическая разработка по чтению на тему

Примеры упражнений, которые можно использовать на уроках литературного чтения 1- 4 классов для формирования следующих навыков: правильности чтения,беглости чтения, выразительности чтения,осознаности чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_komponentov_navyka_chteniya.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на формирование

компонентов чтения.

Чеботарёва Юлия Анатольевна

учитель начальных классов

    «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».

В. Г. Горецкий

   На сегодняшний день одной из актуальных задач начального образования является, научит детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Навык чтения формируется как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер и используемый учениками при изучении всех учебных предметов. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

   В методике обучения чтению принято характеризовать навык чтения, называя четыре его компонента: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Для формирования этих компонентов у учащихся на уроках чтения, я стала использовать различные формы заданий. Приведу примеры некоторых.

  • Упражнения на формирование правильности чтения

1 класс

  1. Чтение словесной лесенки (на карточках). Прочти лесенку сверху донизу.

ДУБ

ЦЕПИ

ЧУДЕСА

ПЛЕНЯЕТ

ДОРОЖКАХ

КОРОЛЕВИЧ

             2. Теперь я прочту, а вы поставьте карандашом ударение и подчеркните ту букву, которая произносится иначе, чем пишется.

(Л.Ф. Климанова)

2 класс

  1. На доске:

СКРИПКА, ГИТАРА, АРФА.

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА, РАК.

САНКИ, ТЕЛЕГА, КАРЕТА.

  1. Прочитай слова, что объединяет их в тройки. Выбери те слова, которые встречаются в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Почитай их наоборот.

3 класс

  1. Задание на карточках
  2. Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.

Заботливый брат

На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить воду. Пили всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.

(Анисимов В.М., Андреева К.Е.)

4 класс

  1. Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать платье ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул,  человек распахнулся – припекло солнце. Человек разделся вовсе и – солнце припекло ещё.

(Анисимов В.М., Андреева К.Е.)

  • Упражнения на формирование беглости чтения

1класс

  1. Чтение словесной лесенки (на карточках).

ДУБ

ЦЕПИ

ЧУДЕСА

ПЛЕНЯЕТ

ДОРОЖКАХ

КОРОЛЕВИЧ

  1. Прочитай несколько раз только снизу вверх, каждый раз увеличивая темп.

(Л.Ф. Климанова)

2 класс

Игра «Возьми на буксир»

Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем как я читаю. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир – продолжай чтение сам. Теперь я буду следить и, как только ты остановишься, возьму тебя на буксир.

3класс

  1. Расставь буквы так, чтобы получились слова. Прочитай их чётко.

ЛОСТ, РЕСЛОК, СНУДКУ,АРТАКИН, ЯКСАПЛ, СОКТОР, ТУСЛ, ОВКЕР,АЗВА,РОВКАТЬ, ОДИАР, ПАЛМА,НАВНА, ИВАДН, ГУТЮ, НОКО, ЛОКЗЕРА.

  1. Попробуй составить из получившихся слов предложения.

(Л.А. Ефросинина)

  • Упражнения на формирование выразительности чтения

1 класс

  1. «Театр одного актёра»

Задача: рассказать стихотворение, но не так как обычно, а различными способами: очень громко, шепотом, медленно (со скоростью улитки); как иностранец, плохо владеющий русским языком.

2класс

  1. Прочитай, выделяя голосом подчёркнутое слово:

СПИ, ДЕТЯ МОЁ, УСНИ!

СПИ, ДЕТЯ МОЁ, УСНИ!

СПИ, ДЕТЯ МОЁ, УСНИ!

СПИ, ДЕТЯ МОЁ, УСНИ!

3класс

  1. На экране или карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены жирным шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

РОДИНА – МАТЬ, УМЕЙ ЗА НЕЙ ПОСТОЯТЬ.

НЕТ НИЧЕГО НА СВЕТЕ КРАШЕ, ЧЕМ РОДИНА НАША.

ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.

ТОТ ГЕРОЙ, КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.

(Л.Ф. Климанова)

4 класс

  1. Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью, правильно интонируя слова автора и слова героя, обращая внимания на знаки препинания, т.е выделять голосом прямую речь.

Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет.

Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитёр, а ты ещё похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.

Я спросил: «Что с ним случилось?»

Я спросил , что с ним случилось?

  • Упражнения на формирование осознанности чтения

1класс

  1. Прочитай предложения и подумай, какое из них может быть началом рассказа, какое продолжает его, а какое заканчивает? Расставь предложения по порядку. Прочитай, что у тебя получилось:

ИДУТ ДВЕ ЛЯГУШКИ ПО ЛЕСНОЙ ДОРОЖКЕ И ВДРУГ  ВИДЯТ: СТОИТ ДОМ.

И ПАХНЕТ ИЗ ЭТОГО ПОГРЕБА ОЧЕНЬ ВКУСНО.

А ОКОЛО ДОМА ПОГРЕБ.

(Л.Ф. Климанова)

2класс

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Прочитай басню (учебник)

Ответь на вопросы:

  1. Кто в какую сторону тянет воз?
  2. Как ты думаешь, почему воз и ныне там?

3класс

  1. Нахождение внутритекстовых связей: ученику предлагается расставить строчки в стихотворении в нужном порядке. Например:

В КОСМАТОЙ ЕГО БОРОДЕ.

ТРЕЩИТ ПО ЗАМЁРЗШЕЙ ВОДЕ,

ИДЁТ, ПО ДЕРЕВЬЯМ ШАГАЕТ.

И ЯРКОЕ СОЛНЦЕ ИГРАЕТ.   (Н.А. Некрасов)

(Л.Ф. Климанова)

4класс

Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

- ЗМЯ, РАМА;

- ПУГОВИЦА, МОЛОТОК, ЛАВА;

- УКОР, БУЗИНА, ТИНА;

- ПОВОРОТ, ПОРОША, КАНАВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников...

Физические упражнения, способствующие формированию графических навыков учащихся 1-го класса.

В статье представлены специально разработанные физические упражнения, способствующие развитию качеств, необходимых для успешного овладения графикой письма учениками первого класса....

Использование ИКТ в формировании и развитии основных компонентов навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации я делюсь опытом использования приемов вырабатывания основных компонентов навыка чтения с использованием ИКТ. Следует учесть, что не все приемы нужно использовать сразу, критично п...

В помощь родителям. Упражнения по формированию орфографических навыков в букварный период.

Как часто бывает, на первых этапах обучения детям нужна дополнительная индивидуальная помощь. Для оказания такой помощи, по согласованию с родителями и желанию детей, можно организовать  так назы...

"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной с...