Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009). Разработана на основе программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliograficheskiy_spisok_programmy.docx | 26.64 КБ |
liter.docx | 103.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиографический список программы
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009). Разработана на основе программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф, 2012.
Обоснование выбора УМК
Комплект учебников входит в федеральный перечень, утвержденный на 2012-2013 учебный год.
Цели и задачи обучения предмету
Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои cуждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи:
- обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением .
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению).
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий
Данный курс литературного чтения построен с учётом концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности;
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности
- дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого.
Характерно чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. На уроках комплексно решаются задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
- Виды уроков
Комбинированный, закрепление, изучение новой темы, обобщение, нестандартный;
- Формы
Традиционный, исследование, игра, путешествие;
- Методы
Объяснительно – иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа,
практическая работа, анализ, таблицы, схемы). Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой). Проблемно – сообщающие ( объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов). Частично – поисковые ( эвристическая беседа, с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор предметов подтверждений с опорой на наглядность , перенос общих признаков известного на новое). Исследовательские ( работа с текстом по поиску, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности)
- Технологии
проектно-исследовательское обучение, применение ИКТ, обучение в сотрудничестве, , игровые технологии, дифференцированный подход к обучению.
- Средства обучения
Наглядные пособия (таблицы, каты, схемы, картины), дидактические материалы (карточки)
Режим занятий 40 мин.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Программа рассчитана на 136 часов, 4ч в неделю
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
В авторскую программу изменения не внесены.
Содержание тем учебного курса
Устное народное творчество ,Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания (10 ч). Басни. Русские баснописцы (6 ч). Произведения В. А. Жуковского (6 ч). Произведения А. С. Пушкина (6 ч). Произведения М. Ю. Лермонтова (5 ч). Произведения П. П. Ершова (4 ч).
Произведения В. М. Гаршина (5ч). Произведения русских писателей о детях Н.Г. Гарин-Михалковский (5ч). Произведения зарубежных писателей (12ч).
Мифы народов мира (3ч). Книги Древней Руси (3ч).
Произведения Л.Н. Толстого (10 ч). Стихи А. А. Блока (4 ч). Стихи К. Д. Бальмонта (6 ч). Произведения А.И. Куприна (6ч). Стихи И. А. Бунина. (4 ч).
Произведения С. Я. Маршака (10 ч). Стихи Н.А. Заболоцкого (3ч). Произведения о детях войны (2 ч). Стихи Н.М. Рубцова (4 ч.).
Произведения С. В. Михалкова (6ч). Юмористические произведения (3 ч).
Очерки (5 ч). Путешествия, приключения, фантастика (9ч).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения
- Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
- Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
- Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).
- Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
- Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Описание материально - технического и учебно – методического обеспечения Рабочей программы
- для учащихся:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф» 2010г.
Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф» 2011г.
.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф» 2011г.
- для учителя:
Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-граф, 2011.
Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2011г.
Оборудования и приборы
Демонстрационный материал:
- портреты писателей,
- карточки с заданиями.
Демонстрационные пособия:
- таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс».
3.Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
Интернет-сайты:
– www solnet. ru;
– www festival. ru;
– www kulichiki.ru
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Программа
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2002).
Программа рассчитана на 136 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Л. А. Ефросинина. Литературное слушание: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2010.
– Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочие тетради. – М.: Вентана-Граф, 2011.
– Л. А. Ефросинина. Хрестоматия по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2011.
В авторскую программу изменения не внесены.
Цели образовательной программы:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы
2.Система работы над навыками чтения
3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения
4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства.
5. Расширение круга чтения учащихся
Пути ее реализации определяются содержанием учебника
Содержание программы
Устное народное творчество ,Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания (10 ч). Басни. Русские баснописцы (6 ч). Произведения В. А. Жуковского (6 ч). Произведения А. С. Пушкина (6 ч). Произведения М. Ю. Лермонтова (5 ч). Произведения П. П. Ершова (4 ч). Произведения В. М. Гаршина (5ч). Произведения русских писателей о детях Н.Г. Гарин-Михалковский (5ч). Произведения зарубежных писателей (12ч). Мифы народов мира (3ч). Книги Древней Руси (3ч). Произведения Л.Н. Толстого (10 ч). Стихи А. А. Блока (4 ч). Стихи К. Д. Бальмонта (6 ч). Произведения А.И. Куприна (6ч). Стихи И. А. Бунина. (4 ч). Произведения С. Я. Маршака (10 ч). Стихи Н.А. Заболоцкого (3ч). Произведения о детях войны (2 ч). Стихи Н.М. Рубцова (4 ч.).Произведения С. В. Михалкова (6ч). Юмористические произведения (3 ч). Очерки (5 ч). Путешествия, приключения, фантастика (9ч).
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – познавательная книга о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей – сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно – познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Жанрово – тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно – художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь – сутки ночь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты(«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно – популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героя, интересных случаев из их жизни, эмоционально – образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно – художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно – популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно – выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений , 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- самостоятельный выбор книги на определенную тему;
- чтение детской периодики;
- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух (не менее 80 слов в минуту) и молча (110 слов в минуту );
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
• определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст (объем не более 1,5 страницы);
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях.
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Основные понятия и термины | Требования к уровню подготовленности учащихся | Виды и формы учебной деятельности | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения | По факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | |
1 | Повторение. Произведе-ния фольклора. (3 ч) | Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | Комбинированный урок | Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | Текущий. Самостояте-льная работа: «Жанры фольклора» (схема) | Сравнение сказки и былины | ||
4 | Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. (7 ч) | Произведения фольклора. Былина «Волх Все-славович». | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Былина – жанр фольклора | |||
5 | Слушание и работа с детскими книгами. Былины «Вольга Святославович», «Святогор» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Образы былинных героев | Знать основное содержание былин, тему произведений. Уметь слушать и выделять основную мысль произведений | Текущий. Пересказ | Выделение особенностей былины: напевность, повторы, устойчивые эпитеты Работа с книгами о былинных героях | |||
6 | Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Легенда – жанр фольклора | Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы | Текущий. Выразительное чтение | Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Музей Китеж. Атаман Ермак Тимофеевич | |||
7 | Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Библейская легенда «Суд Соломона», «Блудный сын» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Легенда – жанр фольклора. Виды легенд: народные, литературные | Знать особенности легенды. Уметь понимать основное содержание текста, анализировать произведение | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение изученных легенд | |||
8 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички | Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения | Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер | ||||
9 | Героическая песня, былина, легенда, библейское предание | Слушание и работа с детскими книгами. Песня–слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Выделение исторических фактов. Полководец А. В. Суворов | Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение героических песен и былин | ||
10 | Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора» Проверь себя | 1 | Обобщающий урок | Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора | Уметь работать самостоятельно | Тематический. Самостоятельная работа | ||||
11 | Басни. Русские баснописцы. (6 ч) | И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». | 1 | Комбинированный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И.Хемницера Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма) | |||
12 | И. И. Хемницер «Друзья» Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои и их поступки | Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно | Текущий, чтение наизусть | Особенности басни: мораль, ирония, аллегория | |||
13 | А. Е. Измайлов «Кукушка», И.А. Крылов «Осел и соловей» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен | Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий. выразительное чтение | Мораль, аллегория. | |||
14 | И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С. В. Михалков Слушание и работа с детскими книгами. «Слово о Крылове» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Выразительное чтение | Квартет. | |||
15 | И. Дмитриев «Муха», Работа с детскими журналами | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Герои, их характеры и поступки. Периодика: детские журналы | Знать героев басен. Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам | Текущий. Чтение наизусть | Особенности басен диалоги героев | |||
16 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Тематический. Чтение наизусть. С/Р | ||||||
17-18 | Произведе-ния | Стихи В. А. Жуковского «Песня», «Ночь». Слушание книг. Баллада В. А. Жуковского «Светлана». | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнения, рифма | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев | Баллада – стихотворный рассказ | |||
19-20 | Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая Царевна» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая Царевне» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | |||
21 | Произведе-ния | Слушание книг В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Герои, их поступки, характеры. Составление плана, пересказ по плану | Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о цареСалтане» (заголовок, сюжет, герои. | ||
22 | Урок-обобщение (проверьте себя). | 1 | Обобщение по разделу.Конкурс чтецов «Наш Жуковский» | Выполнение заданий в тетради |
23 | Произведе-ния А. С. Пушкина. (6 ч) | Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. | 1 | Комбинированный урок | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать | Текущий. Пересказ по плану | Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы | ||
24-25 | А. С. Пушкин А. С. Пушкин «Зимняя дорога», Из воспоминаний В.И Даля | 1 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. Чтение наизусть | Определение интонационного рисунка |
26 | «Из воспоминаний В.И. Даля» А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». | 1 | Комбинированный урок | Сюжет, герои, главная мысль | Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | Словарь Даля | ||||
27 | Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Основное содержание текста. | Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями | Текущий. Чтение наизусть | Атаман Степан Разин | |||
28 | Библиотечный урок «Наш Пушкин» | 1 | Обобщающий урок-игра | Тематичес-кий. Выразитель ное чтение, чтение наизусть. С/Р | ||||||
29-30 | Произведе-ния М. Ю. Лермонтова. (5 ч) | Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр произведения. Эпитеты, рифма | Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Метафора. | |||
31-32 | Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихотворений | |||
33 | М. Ю. Леромнтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» | 1 | Комбинированный урок | Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники | Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи | Текущий. | М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады |
.
34-35 | Произведе-ния П. П. Ершова. | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» | 2 | Чтение и анализ нового произведе ния | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | П. П. Ершов (справка об авторе) | |||
36 | П. П. Ершов «Кто он?» | 1 | Чтение и анализ нового произведе ния | Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения | Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | Текущий. Чтение наизусть | Чтение наизусть отрывков. | |||
37 | Проверь себя . «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок-игра | Выразительное чтение, наизусть. | ||||||
38-39 | Произведе-ния В. М. Гаршина (5) | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | Чтение и анализ нового произведе- ния | Авторская (литературная сказка). Главная мысль сказки. Образ лягушки. План | Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | |||
40-41 | Слушание и работа с детскими книгами В. М. Гаршин «Сказание о гордом Агее». Пересказ старинной легенды | 2 | Чтение и анализ нового произведе ния | Понятие легенда. Особенности легенды, главная мысль | Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды | Текущий. Выразительное чтение | Рассказыва- ние отдельных эпизодов | |||
42 | Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты | 1 | Обобщаю-щий урок-отзыв | Тематичес-кий. Инсцениро-вание отрывка сказки | ||||||
43-44 | Произведе-ния русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михалковский (5ч) | Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») | 2 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к поступку героя | Эпизод | |||
45-46 | Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка». | 2 | Слушание и анализ нового произведе-ния | Образы детей- | Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | ||||
47 | Урок-обобщение (проверьте себя) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» | 1 | Работа по рубрке «Проверь себя в учебнике» | |||||||
48-50 | Произведе-ния зарубежных писателей (12ч) | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя | Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Текущий. Пересказ | |||
51 | Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Стихотворение В. Гюго «Осенние листья» (отрывок). Марк Твен «Приключения Гекльбери Финна» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Жанры произведений: сказки, повести, стихи Основная мысль произведения. | Знать зарубежных писателей и их произведения. | Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский. А. А. Ахматова). Роман | ||||
52 | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 1 | Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях | Образ Козетты | |||||
53-54 | Сказки Х. К. Андерсена «Самое невероятное» и «Дикие лебеди» | 2 | Комбини-рованный урок | Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль | Знать изученные произведения | Книги-справочники (значение слов, имен, картин) | ||||
55 | Стихотворение | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма. Сравнение | Знать о новом жанре произведения | Строфа (двустишие) | ||||
56-57 | Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». | Комбини-рованный урок | Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет | Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Текущий. Чтение наизусть | |||||
58 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Итоговое обобще-ние изучено-го в I полугодии | Итоговый. Урок-конкурс «Книгочей класса» | ||||||
59 | Комплексная контрольная работа | 1 | Проверка уровня усвоения материала, изученного в первом полугодии | |||||||
60 | Мифы народов мира. (3ч) | Древнегреческий миф «Арион» Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие о мифе. Герои мифа Миф. | Знать основное содержание мифа. | Текущий. Пересказ | Особенности древнегреческих мифов | ||
61 | Славянский миф «Ярило-Солнце» Древнеиндийский миф «Творение» | 1
| Чтение и анализ нового произведения | Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов | Уметь понимать основное содержание текста. | Текущий. Пересказ | Особенности древнегреческих мифов | |||
62 | Работа с детскими книгами. Доп.чтение древнекитайские мифы «Подвиг стрелка И». Обобщение по разделу «Проверьте себя» | 1 | Обобщение изученного. Выполнение заданий. | |||||||
63 | Книги Древней Руси. (3ч) | Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | ||
64 | Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». | 1 | Комбинированный урок | Тема и герой произведения. Периодика: детские журналы | Уметь понимать основное содержание текстов, самостоятельно работать с периодикой | Летопись, летописцы, житие. Кирилл и Мефодий – просветители. Первый русский алфавит | ||||
65 | Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» | |||
66 | Произведе ния (10 ч) | Повторение изученных произведений Л. Н. Толстого. | 1
| Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | |||
67 | Рассказ «Акула» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
68 | Сказка «Два брата» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
69 | Басня «Мужик и Водяной» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
70 | Рассказ «Черепаха» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
71 | «Русак» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
72 | Былина «Святогор-богатырь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
73-74 | «Кавказский пленник» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | ||||
75 | Урок-обобщение | 1 | Выполнение заданий по изученным произведениям Л.Н. Толстого | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Тематичес-кий. | Справочный материал о писателе | |||
76-77 | Стихи А. А. Блока. (4 ч) | Стихи о Родине. | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, тон, темп, ритм | Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Олицетворе-ние | |||
78 | А. А. Блок «Рождество» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок | Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | Текущий. Выразительное чтение | ||||
79 | Слушание и работа с детскими книигами. А. А. Блок «На поле Куликовом» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Тема произведения | Уметь слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: оРодине, о природе) | Текущий. Выразительное чтение | ||||
80-81 | Стихи (6 ч) Произведе-ния А.И. Куприна (6ч) | Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта | |||
82-83 | Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнение, олицетворение | Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | Текущий. Выразительное чтение | Метафора, художественный прием | |||
84 | Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказочные стихи | Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора | Текущий. Выразительное чтение | Особенность сказочных стихов | |||
85 | Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Книги стихов русских поэтов | Уметь понимать основное содержание текста | |||||
86-87 | А.И. Куприн «Скворцы» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | |||||
88 | Дополнительное чтение. Очерк «Воспоминания о А.П. Чехове» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | |||||
89 | Слушание и работа с детской книгой. Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих» В.В. Вересаев «Легенда», «Звезда» | 1 | Слушание и работа с детской книгой | Легенды русских писателей. Произведения фольклора | Уметь понимать основное содержание текста | Текущие. Пересказ эпизода | Аннотация книги. | |||
90 | Слушание и работа с детской книгой (произведения о животных) Э. Сетон-Тмпсон «Виннипегский волк» В.М. Песков «В гостях у Сентон-Томпсона». | 1 | Слушание и работа с детской книгой | Легенды русских писателей. Произведения фольклора | Уметь понимать основное содержание текста | Текущие. Пересказ эпизода | Аннотация книги. | |||
91 | Урок-обобщение. | 1 | Выполнение заданий в тетради по изученным произведениям | |||||||
92 | Стихи | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм | Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине | |||
93 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма | Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Текущий. Чтение наизусть | ||||
94 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок), «Генерал Топтыгин». К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Главная мысль | Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихотворе-ний. Очерк | |||
95 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Тематический. Самостоятельная работа | ||||||
96-97 | Произведе-ния (10 ч) | С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением | Тематический. Самостоятельное составление словаря | |||
98-100 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Текущий. Инсценирование сказки | Картина, реплика, ремарка | |||
101 | Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака «Сказка про козла» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах | Текущий. Выразительное чтение | Инсценирование сказки | |||
102 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Переводчик. Чтение, беседа | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетрад | Справка об авторе (работа со справочной литературой) | ||||
103 | Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак «Ледяной остров» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения С. Я. Маршака по эпизодам | Тематический. Чтение наизусть | Творческая работа «Остров Буян» (текст и рисунок) | ||||
104 | Контрольный урок | 1 | Контрольная работа | Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов | Тематический. Проверочная работа | |||||
105 | Стихи (3 ч) | Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик» | 1 | Работа с детскими книгами С.Я. Маршака | ||||||
106 | Н. А. Заболоцкий «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, главная мысль, сравнения. Рифма | Уметь выразительно читать стихи | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворе-ний Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | |||
107 | Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения | Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Сравнение стихотворе-ний, строф, тем | ||||
108 | Библиотечный урок. Книги со стихотворениями, изученными в 3 и 4 классах. | 1 | Работа с книгами | |||||||
109 | Произведе-ния о детях войны. (2 ч) | Слушание стихотворения В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | 1 | Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к герою | Уметь рассказать о любимом литературном герое (ребенке) | Оформление книжки «Герои любимых книг» | Персонаж | |||
110 | Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Тема, герои, их поступки | Знать героя повести Ваню Солнцева. | Тематический. | Портрет героя. | |||
111 | Стихи (4 ч) | Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа | Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно. | Текущий. Выразительное чтение |
| ||
112 | Стихи о Родине. Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка» | 1 | Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения | ||||||
113 114 | АК.П.Платонов «Любовь к Родине или путешествие воробья» «Неизвестный цветок» Урок-обобщение. Страница книгочтея. | 1 1 | Чтение и анализ нового Произведения Обобщающий урок. Работа с книгами. | Основная мысль | Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать | Текущий. Выразительное чтение | ||||
115-116 | Произведе-ния (6ч) | Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Знакомство с книгой | |||
117-118 | Басни С. В. Михалкова «Зеркало» «Любитель книг», «Чужая беда», | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» | |||
119-120 | Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Штиль», сказка «Как старик корову продавал» | 2 | Слушание и работа с детскими книгами | Тема и жанр произведений. Основное содержание текста | Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий. Самостоятельная работа | Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» |
121 | Юмористические произведения (3 ч) | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог Уметь выразительно читать стихотворение | Сравнение произведений А. Л. Барто и Н. Н. Носова | |||
122 123 | Юмористические стихи И.Л. Гамазкова «Страдания» Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей: В. Драгунский «Тайное становится явным», Ю. Ермолаев «Жарко». | 1 1 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог Уметь выразительно читать стихотворение | Текущий. Выразительное чтение | ||||
124 | Очерки. (5 ч) | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Понятия очерк, герой очерка, тема Очерка Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | |||
125 | А.И.Куприн «Сказки Пушкина» Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Текущий. Выразительное чтение |
126 | Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы Проверь себя. | 1 | Слушание и работа с книгами | Основное содержание текста Основное содержание изученных произведений | Уметь понимать основное содержание текста | Тематиче-ский. Творческая работа. Очерк «Мой любимый писатель» | ||||
127 | Урок-обобщение. Доп.чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Самостоятельная работа с очерками | |||||||
128 | Библиотечный урок «Писатели о писателях» | 1 | Работа с разделом «Писатели о писателях» | |||||||
129-130 | Путешествия приключения Фантастика (8) | Н. П. Вагнер «Фея фантаста» «Береза», | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | |||
131-132 | Слушание и работа с детскими книгами. Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина» | 2 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль | Знать книги | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина» | |||
133-134 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | |||||
135 | Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения | |||||
136 | Проверь себя. «Страничка книгочея» Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Знать книги и произведения писателей из круга чтения | Конкурс «Книгочей класса» |
I четверть…………….
II четверть……………
III четверть…………..
IV четверть………….
ИТОГО……………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочие программы по предметам...
Рабочие программы "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочие программы по предметам...
Рабочие программы по школе 21 века
Здесь разработаны рабочие программы по школе 21 века 1 класс, 2 класс надомное обучение...
Рабочие программы «Начальная школа XXI века» 2 класс
рабочие программы включают пояснительную записку, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса по окружающему миру...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса математике...