Урок - размышление по литературному чтению в 1 классе с мультимедийным сопровождением по теме: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках».
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Урок - размышление по литературному чтению в 1 классе с мультимедийным сопровождением  по теме: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках».  Образовательная система "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya_dom_v_cheryomushkah._2.doc69.5 КБ
Файл mihail_korshunov.pptx201.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Учитель начальных классов: Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Цели:

  1. обучающие - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием отрывка из повести Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках»; Освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереживание», «Понимание», «Внимательность».  Освоить алгоритм  работы в ресурсном круге, в группе, в паре.
  2. развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
  3. воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
  4. здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.

Межпредметные связи:  окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся. Слова – опоры, лепестки цветка для рефлексии, плакат «Лесная поляна», слайды.

Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока.

  1. Присоединение. Мотивация.

Учитель:

        Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»,- гласит китайская пословица. (Слайд1)

 Мы  будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.(Слайд 2)

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
  1. Ресурсный круг.

  - Мы продолжим наш урок, работая  в едином  круге. Вспомним правила общения в ресурсном круге:

  1. Высказывается каждый участник круга; (Слайд 3)
  2. Ответив сам, выслушай других;
  3. Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
  4. Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен (согласна)».

Посмотрите на доску:

- Чей портрет вы увидели? (дети читают) Слайд 4

- Прочитайте название книги, которую он написал.

Какие знания нам помогут выполнению поставленных задач?

- Что вы скажете об авторе и названии этого произведения? (Уже знакомы)

  1. Работа с заглавием.

- Прочитайте то, что написано в скобках?

- Будем ли мы читать тот же самый отрывок, что и раньше?  О чём мы уже  читали?  

    2. Работа с иллюстрацией.

        - Как вы думаете, события, о которых мы будем читать, происходят в том же месте или в новом? (На даче в Черёмушках)

        - Как догадались?

        - Кто будет главным героем этого отрывка? Рассмотрите хорошенько кота. Опишите его.

- Можно ли назвать этого кота  домашним питомцем? Для чего нам нужны домашние питомцы? Как нужно относиться к «братьям нашим меньшим»?

- Можно ли назвать этого кота  счастливым?

- О каких событиях мы будем читать? Сколько же в нашем классе разных мнений!

2. Совместное открытие новых знаний.

Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

  1. Знакомство с отрывком из повести Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках». 
  2. Давайте прочитаем этот отрывок и узнаем, подтвердятся ли наши предположения.

Чтение текста учащимися по частям.

1 часть.

- Поняли ли вы, как появился кот на даче у Леонида Аркадьевича и Гарьки?

- Какие строчки говорят о том, что Леонид Аркадьевич и Гарька впервые увидели этого кота? (Начало 2 абзаца)

- Как выглядел кот?

- Как вы думаете, почему же кот съёжился, внимательно глядел на людей, но удирать не собирался?

- Почему автор пишет, что кот не понравился «даже Гарьке»?

- Прочитайте последнее предложение этой части. Что говорят о коте эти строчки?    Можно ли в этой части найти описание внешнего вида кота?

 Словарная работа.  (Слайд 5)

Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук.

Несимпатичен – некрасивый.

 Прочитайте ещё раз 1 часть про себя, подчеркните описание кота. (Индивидуальная работа)

- Выборочное чтение.

- Как вы думаете, почему кот побрёл за людьми?

2 часть.

-Как вы оцениваете поведение кота в доме? Что вас удивило?

- Как вы понимаете слово «бесцеремонность»?

Бесцеремонность – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости. Я ожидала, что значение этого слова может быть для вас непонятным и приготовила словарь./Толковый словарь

.- Докажите словами из текста, что кот сразу освоился в доме? (Расстелил хвост, отошёл, завалился спать.)

- Почему кот себя так вёл, как вы думаете? Можно ли кота за эти действия осуждать?

Физкультминутка

3 часть.

- Как вы понимаете выражение «дерзко во весь рот зевнул»?

- Как  вы считаете, кому могут принадлежать слова «сделал верблюда»?

. Как вы понимаете “сделал верблюда”? (Слайд 6)

- сильно выгнул спину.

       - Что такое поддувало?    Словарная работаПоддувало – отверстие в печи под топкой оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел

4 часть.

- Каким  изобразил кота писатель в этой части текста?

- любопытным.

- Что произошло с котом?

- Как вёл себя при этом кот?

- Кто помог коту освободиться?

- Как вы понимаете значение слова «вызволили»?

- Как вёл себя кот сразу после освобождения?

- Что значит «растопорщился»?

- Как кот мог ругаться?

- Что значит слово «брезгливо»? (Испытать отвращение к кому либо; чему либо). Работа по толковому словарю.

- Какой вывод делает автор? (кот оказался крикливым и обидчивым)

- Какую кличку выбрали для кота Гарька с дядей? Почему?

3. Первичное закрепление.

Включение в систему знаний и повторений.

Учитель:

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны? Каким по характеру увидели вы кота?  

Ребята, посмотрите. Какой из рисунков лучше всего соответствует вашему настроению после прочтения рассказа? (Слайд 7)

   

Обобщающие вопросы:

- Кто же был главным героем этого рассказа?

- Расскажите о характере и повадках Ушастика?

- Как вы думаете, как относится к своему герою автор? (С интересом)

- Как вы думаете у этого кота судьба счастливая? А какая жизнь было до встречи с Гарькой и Леонидом Аркадьевичем?  

- Как вы думаете подружится ли кот Ушастик с новыми хозяинами? Примут ли кота Гарька и Леонид Аркадьевич, как настоящего друга?

Работа в группах.  Давайте вспомним алгоритм работы в группах. (Слайд 8)

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывает вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

  1.  Чтение про себя. Озаглавить все части.
  2.  Делегирование одного представителя из группы  для представления ответов.

Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами (карточки).

  1. Работа в паре.
    Доброта,  эгоизм, забота, равнодушие, бодрость,  спокойствие, возмущение, страх, удивление, сочувствие, беспокойство
  2. Делегирование одного представителя из пары для представления ответов.

Рефлексия.

Что нужно было сделать? Удалось ли получить результат? Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено

  1. Раскрасьте лепесток цветка красным цветом, если справился с заданием сам.
  2. Раскрасьте лепесток синим цветом, если помогли одноклассники.
  3. Раскрасьте лепесток жёлтым цветом, если не смог выполнить задание.

 Полученные цветы крепим на «Лесную поляну».

Учитель:

Какие чувства вызывает у вас кот: жалость, гнев, восхищение, удивление, злость, недоумение?

Учитель:

- Теперь поработайте вместе, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. Придите к общему решению. Используйте слова – помощники:

Я думаю, что…

Я думаю иначе…

Я согласен и тоже считаю, что…

Я с тобой не согласен, потому что…(карточки)

  1. Итог урока.

-  Что хотел сказать нам автор?

( Животные очень доверчивы и без помощи людей им было бы трудно жить. Животных надо любить такими какие они есть. )

- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим питомцах.

Рефлексия.

Учитель: Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе.

САМООЦЕНИВАНИЕ
-А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. 
-Пожалуйста, покажите свой выбор.
-Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Итоги.    Игра «Незаконченные предложения» (Карточки)

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня - это …
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было …
  3. Сегодня я понял(а), что …

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №5

с углубленным  изучением  отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

План – конспект урока

 по литературному чтению

в 1 классе

Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках»

Учитель начальных классов

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

2010/2011 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Коршунов

Слайд 2

Дом в Черёмушках

Слайд 3

Китайская пословица Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю»

Слайд 4

Правила общения в ресурсном круге Высказывается каждый участник круга; Ответив сам, выслушай других; Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому; Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна)».

Слайд 5

Сделал верблюда

Слайд 6

Словарная работа. Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук. Несимпатичен – некрасивый. Бесцеремонность – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости . Поддувало – отверстие в печи под топкой оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел

Слайд 8

Алгоритм работы в группах. 1.В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывает вежливо. 5. Если не понял, переспроси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 3 класс. "Басни". Мультимедийный урок

Литературное чтение. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века".В презентации подобран иллюстративный материал к уроку "Басня"Эзоп, И.А. Крылов "Лисица и виноград"...

План урока чтения в 1 классе Тема: Михаил Коршунов «Дом в Черёмушках».

Цели урока§  обучающие - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием отрывка из повести Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках»; Освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереж...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».Задачи урока: Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в вып...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Айслу Гилмутдиновна! Мне понравилась Ваша презентация! Удачи!
А что Вы думаете по поводу моей презентации! Посмотрите, пожалуйста,мою работу и напишите Ваше мнение!

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Ася Шумафовна, у Вас прекрасные работы. Я за них проголосовала.

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо!

Мерзлютина Ирина Александровна

Хорошая работа. Голосую за Вас, Айслу Гилмутдиновна. Удачи Вам!
Познакомьтесь с моей работой http://nsportal.ru/node/612101

Трудяжка! Мой голос №7, удачи и победы! http://nsportal.ru/node/653134