Урок литературного чтения
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

Козлова Елена Ивановна

 

Урок на тему «Лекарство от послушности»     замыкает раздел программы литературного чтения    «Что за прелесть эти сказки». Этот урок посвящён знакомству с творчеством Ксении Драгунской.Самостоятельный поиск и решение незаметно и ненавязчиво ведёт детей к открытию смысла сказки.    Урок сопровождается вопросами, ориентированными на пробуждение у детей мысли и чувства, на уважение сказочных героев, любовь к животным и заботе о них.     Тема урока актуальна и непосредственно связана с жизнью.                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Урок на тему «Лекарство от послушности»

                                замыкает раздел программы литературного чтения                                                          «Что за прелесть эти сказки». Этот урок посвящён

знакомству с творчеством Ксении Драгунской.

Самостоятельный поиск и решение незаметно и ненавязчиво ведёт детей к открытию смысла сказки.

        Урок сопровождается вопросами, ориентированными на пробуждение у детей мысли и чувства, на уважение сказочных героев, любовь к животным и заботе о них.

        Тема урока актуальна и непосредственно связана с жизнью.                                

             

                                                                                                                                                             

Цель урока: познакомить детей с идейным смыслом сказки К. Драгунской «Лекарство от послушности»; произвести анализ данного произведения.

Задачи урока:

  1.  Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; познакомить детей со сказкой «Лекарство от послушности», её идейно- смысловым и художественным  содержанием;  продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение».

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.

3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания  произведения; интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.

Оборудование: О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса, портрет писательницы, таблица- алфавит для каждого ученика, компьютер (программа  Paint), экран, проектор

 

                                                 Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

        Вот дан долгожданный звонок-

        Начинается урок.

        Ум и сердце в работу вложи,

        Каждой секундой в труде дорожи. (Слайд № 2)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лекарство от послушности», которую написала К. Драгунская.

- Что бы вы конкретно хотели узнать из этой сказки?  (Где и по какому рецепту можно получить такое лекарство).

- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке?  (Научиться выразительно читать новую сказку, выявить самые интересные события и т.д.).

- Для чего вам это нужно?  (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать  самим и чтобы нас было приятно слушать другим).

- Так давайте начнём урок с разминки речевого аппарата.

II. Разминка речевого аппарата

1.      Чистоговорки.         Ру-ру-ру -     продолжаем мы игру.

                                           Ре-ре-ре  -     стоит домик на горе.

                                           Ри-ри-ри -   на ветках снегири. (Слайд № 3)

2.     Скороговорки.          – Проворонила ворона воронёнка.

                                           - Летели три вороны, пестры черноголовы. (Слайд №4)      

III. Работа над чтением и содержанием сказки    

1. Знакомство с биографией  К.Драгунской. (Заранее подготовленные дети рассказывают о К. Драгунской). (Слайд № 5)

2. Чтение сказки «Лекарство от послушности» учителем и сильными учениками. (C.152-157).

3. Вопросы по содержанию сказки.

- Что же в этой сказке правдиво, а что вымышлено?

- О каком лекарстве говорится в этой сказке?  (О гномике).

- По какому рецепту можно было получить такого гномика?

Прочитайте. (Выборочное чтение).

- Почему Андрею Владимировичу не удалось завести гномика у себя дома?

( В домашних условиях не всегда и не все лекарства можно приготовить).

- У Кати Чигровой мама работает в аптеке, и она приготовила для нас сообщение. А Катя расскажет нам  об этом.

                                             

4. – Вернёмся к сказке! Расскажите, что происходило в санатории до появления волшебного гномика?  (с.153)

    - Знал ли доктор Пяткин как вылечить этих детей?

    - О каком  чуде, волшебстве он мечтал?                        

    - Найдите отрывок, в котором говорится, что стало происходить в санатории после появления гномика? Как лучше нам прочитать этот отрывок?    (с.154-155  по ролям)  

автор –

девочка с бантиком –

другая девочка –

рыжий мальчик –

мальчик в очках –

девочка с хвостиком –

гном –

воспитательница –

- Чем были заняты дети, когда наконец-то произошло волшебство?

5. Работа над алгоритмом (Слайд № 6 -7)

Гномик ____ Котёнок____ Мяч ____ Художник _____Невидимка __

Гномик ____ Дождь ____ Еловые шишки.

- С какой целью гномик превратился в котёнка? (Прививать любовь к животным и заботу о них).

- Почему он превратился в мяч? (Чтобы быть здоровыми, дети должны играть в подвижные игры, но помнить о ПДД).

- Что хотел привить детям гномик, превращаясь в художника? (Любовь к искусству).

- Получилось ли это у гномика? (Пока нет).

     

6. Чтение по решётке

- Что случилось дальше, давайте прочитаем по решётке.

                                                (с. 155  « А гномик …

                                                                   …получше разглядела».)

- Придумайте вопросы по прочитанному отрывку и задайте другу. (Слайд № 8)

 -Почему гномик превратил детей в лягушат?

7. Физминутка (Слайд № 9)   

- На болоте 2 лягушки.

  2 зелёные подружки.

  Утром рано просыпались,

  Полотенцем растирались.

  Вправо, влево наклонялись

  И обратно возвращались.

  Вот здоровья в чём секрет,

  Всем друзьям физкульт - привет!

- Как Алла Потаповна догадалась, что это не настоящие лягушки?

- Почему она позвонила доктору?               (с. 156)

8. Чтение с секретом    (Слайд № 10 -12)

- Что предпринял доктор Пяткин, мы узнаем, если верно прочитаем этот отрывок на экране.                               (С.156)

        Пр-ехал   д-кт-р  Пяткин.  

- Здр-вств-йте! –  -ором   з-кри-ча-ли   л-г-ш-та.  

Д-ктор   н-дел   очк-  ,  накл-н-лся    п-ближе   к  л-г-ш-там  ,  снял  о-ки  и  упал  в  обм-рок  .  Но  тут  же  вск-ч-л  на  -оги  и  ск-з-л:

- Случай  оч-нь  сл-жный!  Необходимо  п-с-ветоваться  с  заграничными  докторами  и  зн-токами  -яг-шек.  Я  нем-дл-нно  увожу  л-г-ш-к  в  Ам-рику.  Алла Потаповна,  вызыв-йте  в-рт-лёт!

-Не  х-тим  в  -мерику! -  з-хнык-ли  ляг-ш-т-.  А  один ,  самый  б-льшой  и  толстый ,  стал  пл-кать  и  зв-ть   -а-у.

- Чтобы успокоить лягушат- ребят, давайте поиграем в игры!

         

9.Игры « Найди ошибки» и  «Прятки»     с.157-158.

10. Хоровое чтение    С.158.   Вопросы:

- Какими стали дети в конце всех событий?

- Почему они так изменились?

- Куда уехал гномик на своём автомобильчике?

11. Вывод

- Понравилась вам эта сказка?

- Какой вывод вы сделали?

- Кто помог детям измениться в своём поведении?  (гномик)

- Запомнили  вы, как выглядел гномик?

- Кто может описать этого гномика, опираясь на следующую схему? Выберите верный ответ. (Слайд №13- 15)

   

 

- Займите место у компьютеров.

12. Физминутка  

Все детки закрыли глазки. Они крепко спят и видят во сне этого волшебного гномика. Он  маленького роста, с бородой и в красной шапочке. Вот он садится в автомобиль и. …   Но вдруг первый лучик солнца пробежался по глазкам ребят. Детки проснулись, сладко потянулись, посмотрели в окно, а там… капли дождя несмело постукивают по крышам домов. Они стали стучать всё чаще и чаще. Вот грянул гром… Блеснула молния,… И стало тихо…

- И в такой тишине давайте нарисуем волшебного гномика.

IV. Работа с компьютером

Дети  работают на компьютерах  с программой Paint.

V.  Итог  урока

- Понравился вам урок?

- С какой писательницей мы познакомились?

- Какие моменты её жизни вам запомнились?

- Чему учит эта сказка? Что воспитывает?

- Что вы можете сказать о герое этой сказки?

- О чём бы вам хотелось спросить гномика? Придумайте для него интересный вопрос.

- Я предлагаю всем участникам урока просмотреть рисунки и выявить наилучший.

- Приз зрительских симпатий достаётся … (Cлайд №16)

    Рефлексия. (Слайд № 17)

- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.

                                                                                                                     

VI. Оценки

VII. Домашнее задание:

с. 158,  отвечать на  вопросы;

- ребятам, посещающим кружок «Юные поэты» при ЦВР, сочинить стихотворение о гномике.  

- Спасибо всем за работу! (Слайд № 18)

Литература:

  1.   Граблёва Н.В. Словесное рисование на уроках чтения // Начальная школа.- 2000. - № 11. – С. 22, 25.
  2. Дорогинина Н.Н.Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой. – Волгоград: Учитель, 2006. – 142 с.
  3. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 69-75.
  4. Пальченко И.Т. О совершенствовании навыков чтения // Начальная школа. – 1994. - № 11. – С. 18-29.
  5. Рендакова Е.М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников// Начальная школа. – 2000. - № 11. – С. 35.
  6. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. М.: 2001.- С. 223-247.

 

 

                                                                                                                             

   Средний

    Низкий

 Высокий

Рост гномика

 Внешний вид

Бородатый

Безбородый

Цвет шапочки

  Белый

 Красный

  Жёлтый

         Вечер

       День

        Утро

Время появления гномика в санатории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...