Урок литературное чтение К.Паустовский "Тёплый Хлеб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Тип урока - по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но в основе урока - метод проблемного обучения. В ходе рассуждения учащиеся дают ответы на поставленные вопросы, проверяют себя, используя материал учебника. Использование различных методов обучения позволяет обеспечить качественное усвоение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chtenie_k._paustovskiy_tyoplyy_hleb.zip2.57 МБ

Предварительный просмотр:

 Цели урока:

познакомить с произведением К.Г. Паустовского « Тёплый хлеб»;

формировать навыки выразительного чтения;

развивать умение анализировать, сравнивать, объяснять поступки героев;

воспитывать коммуникативную культуру;

 продолжить работу над нравственными целями.

Оборудование:

 выставка книг К.Г. Паустовского;

рисунки учащихся о хлебе; лучи солнца;

презентация к уроку.

                                               Ход урока:

        1. Эмоциональный настрой.

   Учитель. -Здравствуйте, ребята!   Сегодня утром, когда вы шли в школу, какой была погода на улице? Не замерзли ли вы? Да, на улице сейчас морозно, холодно и людям, и  животным. Но я знаю секрет того, как сделать, чтобы в морозный день стало теплее. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете?

Ученики.  - Тепло.

Учитель: - А если нам тепло, то и настроение у нас прекрасное и работаем хорошо.

2.Сообщение темы урока.                                

Учитель: - Наш урок начнём с загадки:

 Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат в огненной пещере,

Режут ножом, за что меня так губят?

За то, что любят!   (  Ученики: «Хлеб»).

 Чтение наизусть стихотворения С. Викулова «Хлеб».

Учитель:- Какой бывает хлеб? (Слайд №1)

Ученики: -Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, теплый.

 Учитель:- Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением                         К.Г. Паустовского « Тёплый хлеб». (Слайд№2)

Сообщение учащихся о К.Г. Паустовском. (Слайд №3)

К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве.   Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г., Паустовский добровольно уходит на фронт санитаром,   был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом. Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина, её природа и человек - постоянная тема его творчества. Сказки Паустовского   пленяют свежестью и меткостью языка, он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать.

3. Работа по теме урока.

Учитель:- Перед тем как  начать работу над сказкой « Тёплый хлеб»,  прочитайте пословицы о хлебе. Нам надо будет определить, какая пословица подходит к  первой части сказки? ( Слайд №4)                                           Пословицы: Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

                        Без хлеба и воды жить худо.

                       Снег на полях - хлеб в закромах.)

Работа по учебнику. Чтение сказки с. 156-161.

(Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы)

   

Работа с толковым словарём. (Слайд№5)

    Баталия - сражение, битва

    Камердинер – слуга при господине.

    Христарадник – нищий.

Беседа по прочитанному материалу.

Учитель:- В какое историческое время происходят события?

-Как жители деревни относятся  к раненому коню?

-Почему все считают своим долгом покормить его?

Выборочное чтение.

- Прочитайте, что узнали о жизни Фильки?

-Предположи , где могут быть Филькины родители?

-Найдите описание метели. (Слайд№6)

-Как вы считаете, резкое изменение погоды связано с тем, что Филька обидел коня?

-Из каких строчек это понятно?

-Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ?

 -Что означает выражение « охлаждение сердца»? ( Злой человек, бесчувственный, жестокий)

-В какой авторской сказке доброе сердце мальчика стало жестоким?                  ( Сказка Г.Х. Андерсена             « Снежная королева».) (Слайд №7)

-Кто помог Каю стать добрым?

-Прослушав притчу « Чудесные очки», вы ответите на вопрос: « Что же надо сделать, чтобы быть добрее к окружающему миру?

Инсценировка притчи « Чудесные очки».

Учитель: -Я повторю вопрос: «Что же надо сделать, чтобы быть добрее к окружающему миру?»

Ученики:- Люби ближнего, как самого себя. Старайся прощать другим их недостатки, и ты будешь счастлив. (Слайд №8)

Итог урока.

Учитель: -Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?

-Сможет ли исправить свою страшную ошибку, или же его родная земля превратится в пустыню, и мальчик умрёт от охлаждения сердца, то есть от бессердечия?

-Какие строчки подсказывают, что Филька переживает за содеянное.

-Помогите мальчику исправить злодейство. Перед вами три лучика, выберите тот, который поможет Фильке, и прикрепите к солнцу. ( Работают в паре, выбирают лучик и прикрепляют на доске к солнцу). (Слайд№9)

Домашнее задание.

Учитель: -Наше солнышко посылает свои лучи на землю – значит, будет тепло, появится и вода, и мука, и всеобщее спасение. Так ли всё произойдет, вы узнаете дома, дочитав сказку К.Г. Паустовского       « Тёплый хлеб»  до конца и ответите на вопрос : «В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?», так как  слово « тёплый» имеет несколько значений:

 Значение слова «тёплый» по словарю: (Слайд№10)

А) дающий, источающий тепло;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);

Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".

Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб.

Пазлы к уроку литературного чтения К.Паустовский Тёплый хлеб. Задание для работы в группах на этапе рефлексии....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...