Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака
методическая разработка (чтение, 3 класс) на тему

Хорт Валентина Григорьевна

Цели:

1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика

     С.Я. Маршака.

2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака

3.Прививать интерес к чтению.

4.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

5.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий,

отработанной лексики.

6. Развитие связной и выразительной речи.

7.Развитие творческих способностей детей в театральной сфере, артистичности, воображения на материале произведений С.Я. Маршака.

8.Развивать ловкость, смекалку, сообразительность.

9.Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_prazdnik_s.ya_._marshaka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. РОСЛАВЛЯ

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Учитель: ХОРТ В. Г.

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Цели:

1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика

     С.Я. Маршака.

2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака

3.Прививать интерес к чтению.

4.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

5.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий,

отработанной лексики.

6. Развитие связной и выразительной речи.

7.Развитие творческих способностей детей в театральной сфере, артистичности, воображения на материале произведений С.Я. Маршака.

8.Развивать ловкость, смекалку, сообразительность.

9.Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Украшение зала:

Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям,

воздушные шары.

Оборудование:

   -музыкальные записи для проведения игр, тексты произведений С.Я. Маршака, шапка с угощениями;

   -для зала: камин; детская кроватка для ребенка в одном углу; в другом углу сцены прялка с пряжей; вешалка с одеждой; доска, на которой выставлены книги    С.Я. Маршака, его портрет;

   -для инсценировки «Сказки о глупом мышонке»: детские костюмы героев сказки:

    мышонок, мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка;

   -для инсценировки стихотворения «Вот какой рассеянный»: на вешалке висит рубашка,  п  пальто, гамаши, перчатки, под кроватью лежит сковорода;

    -для инсценировки стихотворения «Перчатки»: детские костюмы героев стихотворения:          к  котята, перчатки (лежат под стульчиками детей);

   -для игр: два мяча; несколько шляп, шапок, кепок, шарфов на столе.

Проведение праздника:

Дети входят в зал под музыку «Где водятся волшебники».

Ведущий:  Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на литературный праздник. Но прежде чем его начать мне бы хотелось спросить. А слышали ли вы такое стихотворение?

Где обедал воробей? –
В зоопарке у зверей.
Пообедал у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,

А мохнатый рыжий львенок
Чуть не съел меня спросонок.

Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Ей, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!

Ведущий: А вы знаете, кто написал все эти стихотворения? Их написал русский детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Сегодня наш праздник посвящён творчеству С.Я.Маршака. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он еще и переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России, в нашей стране, могли тоже их знать. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, дома-интернаты

Биографическая справка.

Учащийся 1 (мальчик держит портрет). С.Я.Маршак  родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Он рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация. Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Он учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После он учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы. Большую часть своего творчества он посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы. В 1920 году в городе Краснодаре он создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки. Его считают одним из основоположников детской литературы. До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) он не расставался с пером и бумагой.

Самуил Маршак:

Исчезнет мир в тот самый миг.

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал и жил

И всё, что мог, постиг.

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

Ведущий:  Эти строки из стихотворения С.Я. Маршака можно расценивать, как автограф…как личное послание каждому из нас…Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. С.Я.Маршак в Краснодаре  основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли. Детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые… Например, Самуил Яковлевич написал «Сказку о глупом мышонке». А мы с детками вам ее сейчас покажем.

Инсценировка «Сказки о глупом мышонке»Автор:Пела ночью мышка в норке: Мышка: Спи ,мышонок ,замолчи!

Автор: Пела ночью мышка в норке:
Мышка: Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Автор: Отвечает ей мышонок:
Мышонок: Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала петь мышонку утка:
Утка: Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.

Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала жаба важно квакать:
Жаба: Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра!
Дам тебе я комара.

Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош,
Очень скучно ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь: И-го-го! – поет лошадка. –
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,

Дам тебе овса мешок.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:

Свинка: Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Автор: Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
Мышка: Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Автор: Закудахтала наседка:
Курица: Куд-куда! Не бойся детка!

Забирайся под крыло.
Там и тихо и тепло.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать

Автор: Стала петь мышонку щука –

Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.

Автор: Стала петь мышонку кошка:
Кошка: Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Автор: Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

Ведущий: Вот такую историю сочинил для нас Самуил Яковлевич Маршак. Понравилась вам она, ребята? Правда, наш писатель создавал не только сказки. Он писал еще и разные стихи. И в этих стихах тоже рассказывал о разных вещах.

Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри»

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят,видят  лодыри:  из ворот

Хмурый и ободранный кот идёт.

Спрашивают лодыри у него :

Ты чего нахмурился, отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

Мне, коту усатому скоро год.

И красив я ,лодыри, и умён,

А письму и грамоте не учён.

Школа не построена для котят .

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадёшь ,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты , не поесть,

На воротах номера не прочесть!

Отвечают лодыри : милый кот,

Нам  пойдёт двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте, и письму,
А не могут выучить ничему.

Нам учиться ,лодырям , что-то лень.

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:

Мне, коту усатому ,скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас ,

А с такими встретился в первый раз!

Ведущий : С.Я.Маршак придумывал для детей весёлые и забавные считалки.

Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Мяч».
Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался Вскачь?
Желтый, Красный, Голубой,

Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и  звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и  назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот.
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул –Вот и все!

Ведущий: Вот такой был этот мяч. А вы, ребята, с мячом любите играть? Давайте немного поиграем.

Проводится эстафета с мячами.

Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую  историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется  «Вот какой рассеянный».

Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», а другой ребенок инсценирует рассказываемое.

Жил человек рассеянный
На улице Басеянной.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассеяной!

Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассеяной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассеяной!

Ведущий: Да уж! Правда, ребята, смешной был этот рассеянный? А вы не рассеяны? Всегда ли вы следите за своими вещами? Всегда ли убираете их на свои места, в шкафчики? А никто не оставляет свои вещи где попало?  А одеваетесь вы быстро? Молодцы! А давайте, мы сейчас проверим никто ли у нас не рассеянный.

Проводится игра «Кто оденется скорее?»

Ведущий: Вот молодцы! Хорошо поиграли. Теперь видно, что вы ничуть не рассеянные. Это очень хорошо! А даже если вы что-то потеряли, то это можно всегда найти. Правда? Вот наша кошечка со своими котятами сейчас вам это и расскажут.

Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки»

Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

- Потеряли перчатки?
Вот плохие котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

- Отыскали перчатки?
Вот спасибо котятки!
Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

Ведущий: Такие котята у нас с кошечкой! Понравилось вам, ребята? За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку.

С.Я. Маршак сочинял загадки:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Тапочки)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

Меня спроси,
Как я тружусь,
Вокруг оси
Своей кружусь. (Колесо)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерев)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце –
Тихо так,
Тихо так (Часы)

Ведущий: Молодцы, ребята. Все загадки вы отгадали. Сейчас проверим насколько вы были внимательны на протяжении всего праздника.

1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое  прозвучало на нашем празднике, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?

Ответ: верно.

"Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год".

2) Говорит мышонок Мурке:

- Ну, тогда сыграем в жмурки!

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".

Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".

. Задание:  Восстановить строки знаменитых стихотворений.

1) Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ____________ ,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной ________________ ,

Это он,

Это он,

Ленинградский _____________________ .

2) Жил человек _____________________

На улице Бассеяной.

Сел он утром на ________________ ,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это ___________ .

.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":

  • 1)мышка
  • 2)утка
  • 3)жаба
  • 4)лошадь
  • 5)свинка
  • 6)курица
  • 7)щука
  • 8)кошка

Что сдавала дама в багаж:

  • 1)диван
  • 2)чемодан
  • 3)саквояж
  • 4)картина
  • 5)корзина
  • 6)картонка
  • 7)маленькая собачонка

Назовите сказки, написанные Маршаком.   (“Сказка о глупом мышонке”, “Терем-теремок”, “Сказка об умном мышонке”, “Кошкин дом”, “Двенадцать месяцев”, “Горя бояться – счастья не видать”.)

Кто помог падчерице нарвать целую корзину подснежников зимой? (Двенадцать месяцев)

 Что случилось в сказке “Кошкин дом”? (Пожар)

Чего боялся Петя? (Темноты)

Чем закончилась “Сказка о глупом мышонке”? (Кошка съела мышонка.)

А чем закончилась “Сказка об умном мышонке? (Мышонок убежал от кошки и вернулся к маме и папе.)

А сейчас послушаем чтение  стихотворений С.Я. Маршака( 3 «А»класс.)

ВЕДУЩИЙ:

  • Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

 Ведущий: Все это написал он.(Это пожелание получают ученики каждого класса)  А вам, ребята,3 «А»класс,3 «Б»,4 «Б», спасибо за то, что вы подготовили такую прекрасную выставку рисунков по произведениям С.Я.Маршака. .Вы  сегодня читали стихи, рассказывали и показывали некоторые его произведения. Очень хорошие у нас были и котята, и кошка, и мышки, и лошадка, и жаба, и курочка, и свинка, и щука, и утка, и все остальные ребята тоже были молодцы! А какой у нас был рассеянный! Не знал, что ему надевать. То ли брюки, то ли гамаши, то ли пальто А вместо шапки на ходу он надел сковороду! Вот смешно получилось! Надо было бы ему шапку надеть (берет шапку рассеянного)! Ой! А что это тут наш рассеянный оставил (достает из шапки конфеты)? Ребята, можно в шапке конфеты хранить? Правильно, нельзя. Вот какой рассеянный! Рассеянный, а может ты с нами поделишься? Смотри как ребята старались сегодня. А в шапке у тебя  конфеты растают.

Рассеянный делится с детьми конфетами. Ребята получают угощение.

Ведущий: А теперь подошел к концу наш праздник. Спасибо вам, ребята, еще раз! Спасибо нашим гостям! До новых встреч!

Дети уходят под музыку «Где водятся волшебники».

Литературная викторина:

1.        Перечислите, что сдавала дама в багаж? (шесть вещей: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картин

2.        Назовите сказки, написанные Маршаком.   (“Сказка о глупом мышонке”, “Терем-теремок”, “Сказка о умном мышонке”, “Кошкин дом”, “Двенадцать месяцев”, “Горя бояться – счастья не видать”.)

3.        Учитель показывает картинки, на которых изображены: дом, пшеница, птица, кот, пес, корова, старушка, пастух, два петуха. В каком стихотворении говорится об этих предметах? (“Дом, который построил Джек” – перевод с английского С.Я.Маршака)

4.        Кто помог падчерице нарвать целую корзину подснежников зимой? (Двенадцать месяцев)

5.        Что случилось в сказке “Кошкин дом”? (Пожар)

6.        Кто дал приют кошке и ее сторожу коту Василию? (Котята)

7.        Кто поселился в “Терем-теремок”? (Лягушка, мышка, петух, еж)

8.        Чего боялся Петя? (Темноты)

9.        Чем закончилась “Сказка о глупом мышонке”? (Кошка съела мышонка.)

10.        А чем закончилась “Сказка об умном мышонке? (Мышонок убежал от кошки и вернулся к маме и папе.)

11.        Прочитать свое любимое стихотворение С.Я. Маршака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самуил Яковлевич Маршак - детям.

Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Я. Маршака...

Урок литературного чтения в 4 классе. Самуил Яковлевич Маршак

В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.Цель урока – учить анализирова...

Литературный праздник, посвященный творчеству К.И.Чуковского "Рада, рада детвора"

Материал знакомит учащихся с биографией и творчеством Чуковского. Ребята узнают о  многогранности таланта поэта, читают его стихи, загадки, разыгрывают инсценировки.  В заключение ...

Литературный праздник, посвященный творчеству С.А. Есенина

Литературный праздник.УМК "Этнокалендарь Санкт-Петербурга" в начальных классах в рамках Программы правительства С-Пб "Толерантность"...

Творчество Самуила Яковлевича Маршака

Урок внеклассного чтения или классный час...

Интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению и английскому языку "Самуил Яковлевич Маршак - поэт и переводчик"

Урок проводился в 4 классе. Программа обучения "Школа 2100". Тема: Самуил Яковлевич Маршак – поэт и переводчик. (Искусство поэтического перевода в стихах С. Я. Маршака)Цель: раскр...

Технологическая карта урока литературного чтения "Виды рифм. Самуил Яковлевич Маршак: «Как поработала зима»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) формировать представление о разных видах рифм.Предметные:знать...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020