Урок литературного чтения в 4 классе. Самуил Яковлевич Маршак
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.
Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.
Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass_marshak.doc | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название урока
Урок литературного чтения в 4 классе.
Самуил Яковлевич Маршак
“Загадки”
- Аннотация (краткое изложение)
В ходе данного урока ученики инсценируют загадки, анализируют их текст. Итогом урока является загадка, составленная детьми по алгоритму, выработанному в ходе урока.
- Описание урока
Цель урока – учить анализировать текст, вычленять существенное, а также отработка навыков действий по алгоритму.
Основные задачи – расширить знания о творчестве С. Я. Маршака, побудить к творчеству, игре воображения.
- Конспект урока
Ход урока
- Организационный этап
- Сообщение темы и целей урока.
На данном этапе сообщается тема урока. Дети высказывают свои предположения о том, что ждет их на уроке. Подходят к мысли, что на уроке будут анализировать тексты загадок Маршака и наблюдать за тем, как они составлены.
Также ученики отвечают на вопросы: “Нужно ли вам умение составлять загадки? Как оно может пригодиться вам в дальнейшей жизни?
- Беседа.
В ходе данного этапа урока ученики слушают сообщение о С.Я. Маршаке, подготовленное ученицей класса, далее следует обсуждение доклада(Каким вы увидели Маршака? Как он относился к детям?). Ученики рассуждают о Маршаке, пытаются охарактеризовать его личные качества, рассматривают портрет(Обратите внимание на глаза, улыбку, о чем это нам говорит?).
- Работа с текстами загадок.
Ученики получают таблицы, состоящие из двух столбцов
Отгадка | Слова-помощники |
Некоторые ученики класса заранее получили задание инсценировать загадку Маршака. По очереди ученики показывают свои постановки, после каждой загадки следует обсуждение, анализ.
Отгадку ученики записывают в первый столбик, затем в тексте загадки находят слова, которые помогли найти отгадку.
а) две ученицы инсценировали следующую загадку:
Он - ваш портрет, во всем на вас похожий
Смеетесь вы – он засмеется тоже
Вы скачете – он вам навстречу скачет.
Заплачете – он вместе с вами плачет
В таблицу записали следующее:
Отгадка | Слова – помощники |
Отражение | Ваш портрет Во всем на вас похожий Повторяет все действия |
б) следующая ученица инсценировала загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду
Покуда он идет.
В таблицу записали следующее:
Отгадка | Слова – помощники |
Дождь | Шумит В дом не попадет Человек находится дома |
в)две ученицы инсценировали следующую загадку:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью.
Записали в таблицу:
Отгадка | Слова – помощники |
Сапоги (тапочки и т.п) | Всегда вдвоем Похожие |
г) ученица инсценирует загадку :
Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду.
Записали в таблицу:
Отгадка | Слова – помощники |
Велосипед | Держится только на ходу Падает, если останавливается |
д) ученица инсценирует отрывок из загадки:
Спозаранку, за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
В таблицу записали следующее:
Отгадка | Слова – помощники |
Трамвай | Стук, звон Прямая стальная дорога Красный дом |
В таблице остается место для одной загадки. Эту загадку дети составят сами.
- Обобщение
На данном этапе ученики рассуждают о языке Маршака, его речевых оборотах, найденных образах, также дают себе оценку: поняли ли они как составляют загадки, что для этого нужно, смогут ли составить загадку самостоятельно?
- Закрепление. Творческая работа.
Ученики делятся на группы, выбирается капитан. Каждая команда получает конверт, в котором лежит отгадка. Задача детей записать отгадку в табличку, подобрать слова- помощники, которые замаскируют отгадку и попробовать составить загадку, возможно рифмованную.
В конвертах находятся слова: очки, единица, мяч, карандаш (перо), фонтан.
По окончании групповой работы, капитаны зачитывают получившиеся загадки, а остальные группы пытаются отгадать.
Отгадки, полученные в конвертах, являются отгадками на загадки Маршака, которые не были инсценированы в ходе урока. После того, как капитан зачитал загадку и ее отгадали, учитель читает загадку Маршака и ученики сравнивают как замаскировали слово они и как Маршак, находят сходства и различия.
В случае возникновения трудностей при составлении загадок, учитель может раздать командам конверты - подсказки, в которых находятся слова – помощники.
- Рефлексия
В ходе данного этапа урока ученики делают выводы о том, смогли ли они понять, как составлять загадки, смогут ли придумать собственные.
- Домашнее задание
Составить рифмованную загадку о временах года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 4 класс. "С. Я. Маршак. Про козла".
Данный урок учит правильному и выразительному чтению по ролям. Дети будут знать, как идёт работа по постановке пьесы, научатся при чтении передавать различные интонации, научатся работать в паре...
Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.
Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....
Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".
Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....
Презентация к уроку литературное чтение 4 класс С.Я.Маршак "Ледяной остров"
Презентация для учителя 4 класса поУМК "Школа 21 века". Содержит словарную работу к тексту и иллюстративный материал...
Конспект урока литературного чтения на тему: "С. Я. Маршак "Кот и лодыри"
Урок соответствует ФГОС...
Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»
познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...
Игра – викторина по литературному чтению, 1 класс. Самуил Маршак «Почта»
Первоклассники только начинают знакомство с миром литературы, но сколько трудностей их ждёт впереди. Многие ещё и читать не умеют, а хочется всех заинтересовать, увлечь. Для этого мы организуем различ...