Технологическая карта урока литературного чтения "Виды рифм. Самуил Яковлевич Маршак: «Как поработала зима»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения; 2) формировать представление о разных видах рифм. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 23.04.2024 Школа: МБОУ «СОШ №12» Класс: 4 Г Урок: 3 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202 | Студент: Алексеева Дарья Игоревна Группа: 43 Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока «Виды рифм. Самуил Яковлевич Маршак: «Как поработала зима»»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о видах рифм в процессе изучения поэзии С. Я. Маршака.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения; 2) формировать представление о разных видах рифм. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы работы: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Посмотрите на экран, перед нами отрывки из произведений одного автора. Давайте прочитаем их. - Какой отрывок произведения сегодня вас характеризует и почему? | Приветствуют учителя и слушают его. Читают отрывки произведений:
- Ответы детей | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы работы: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | - Какое у нас сейчас время года? - А какое было до весны? Всё верно. - Зима — это удивительное, волшебное, сказочное время года. - А вам нравится зима? Почему? - Подумайте, через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой? - Сегодня мы с вами с видом искусства – поэзия. Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Как вы думаете, почему именно зиму или зимнюю погоду описывают многие поэты? Чем она так привлекла их? - Да, вы все правы. Зима – действительно вечная муза всех людей искусства.
| - Весна. - Зима. - Ответы детей. - Через музыку, картины, стихи. - Зима – очень эмоциональное время, она может показывать холод и переживания. | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРП: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы работы: фронтальная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы М: моделирование П: составление плана Формы контроля: внешний | - В начале урока мы читали отрывки из произведений одного автора. А кто же этот автор? - Этот автор как раз таки тоже написал произведение про зиму. - А что вы заметили в тех отрывках произведений? В какой форме они написаны? - Всё верно. Каждый отрывок написан в стихотворной форме. - Тема нашего урока звучит так: «Виды рифм в произведении С. Я. Маршака: «Как поработала зима»» - А какую цель мы тогда поставим перед собой? - Отлично! - Перед вами план нашего сегодняшнего урока, но он перепутан. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, в каком порядке он должен быть? - Сейчас посмотрим, правильно ли мы его составили. - Хорошо. | - Маршак / либо не знают Если не знают, то угадывают через ребус - В стихотворной. - узнать виды рифм в произведении С. Я. Маршака: «Как поработала зима» Восстанавливают план
| УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы работы: фронтальная М: беседа П: рассказ биографии автора М: беседа П: объяснение значения слов М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний Формы работы: индивидуальная, фронтальная М: работа с книгой П: чтение абзацев М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | - Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) — поэт, переводчик, автор сказок, литературный критик. Родился Самуил Яковлевич 3 ноября 1887 года в Воронеже. Будущий писатель с детства любил стихи и уже в четыре года пробовал писать первые строчки. В школе учитель словесности высоко ценил первые произведения С. Я. Маршака. - Самуил Яковлевич Маршак писал в различных жанрах: сказки, стихи, поэмы, загадки, считалки, баллады. - Какой пункт плана выполнили? - Сейчас откройте страницу 125, мы с вами познакомимся с его стихотворением «Как поработала зима!». - Перед прочтением стихотворения, давайте познакомимся с некоторыми словами, которые вы можете не знать: кайма (полоса по краю ткани), кровля ( верхний элемент покрытия здания), таится (прячется, скрывается), окаймили (расположиться вдоль или вокруг чего-л. в виде полосы, каймы) - Я его сейчас прочитаю, а ваша задача ответить на вопросы: 1) В каком образе предстала зима? 2) Какие художественные средства использует поэт? Читает стихотворение - Давайте проверим, что у вас получилось. - Отлично! - А теперь прочитайте первую строфу. Какие слова рифмуются и какие они строчки по счёту? - Всё верно. Такая рифма называется парной. Парная рифма самая простая и самая энергичная. - Например: Пишет маме письмо дочка, - Переверните страницу и давайте прочитаем абзац про парную рифмовку. - Прочитайте вторую строфу, какие слова рифмуются и какие они строчки по счёту? - Такая рифма называется перекрестной - чередование рифм. Прочитаем абзац про перекрестную рифмовку. - Прочитайте третью строфу, какие строчки рифмуются? - Такая рифма называется охватной. Прочитайте последний абзац про охватную рифмовку. - Давайте прочитаем ещё раз стихотворение. Кто хочет прочитать? - Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей? - Какие пункты плана выполнили? | Слушают учителя - Первый Смотрят значение слов - волшебница, труженица, снегопад, старалась, творила, «кружево» снега. - зима поработала (олиц-е), ровная кайма легла (срав,олиц), стройных зданиях (эпитет), кусты в пушистых полушубках (олиц), белоснежные трубки(эпитет), случайный беспорядок (эпитет), проволока таится (олиц), улеглись постелью (олиц), строго окаймились (олиц). - Зима, кайма (1,2 строчка), очертаний, зданий (3,4 строчка) - Точка. Читают - прудов – проводов, полушубках – трубках (1-3, 2-4). Читают - 1-4, 2-3. Читают Читает стихотворение - Парную, перекрестную, охватную. - Второй и третий | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация Учебник Учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы работы: групповая М: моделирование П: составление строф стихотворения Формы контроля: внешний, взаимоконтроль | - Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Вы попробуете себя в роли поэтов и составите строфу стихотворения. Вы можете использовать любые виды рифм, но самое главное использовать следующие слова: 1 ряд – кайма 2 ряд – таится 3 ряд – кровля У вас на выполнение 4 минуты. - Итак, выберите одного представителя из группы, который прочитает ваше стихотворение. - Отлично получилось! | Работают в группах. Составляют строфу стихотворения Выступают со строфой стихотворения. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Раздаточный материал |
Физкультминутка (1 мин) проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания! | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы работы: индивидуальная М: упражнение П: определение видов рифмовки Формы контроля: взаимоконтроль | - Сейчас отложите учебники. Берём только ручку и листок. В правом верхнем углу пишем имя и фамилию. - Ваша задача определить какие строчки произведений рифмуются и какой это вид рифмовки. - Время вышло. Обменяйтесь с вашим соседом по парте работами. - Теперь сверьте ваши ответы с моими. Поставьте +, если всё верно, и знак ?, если что-то не сделано. - Хорошо, теперь с последней парты на первую работы передаем. | Записывают ФИ на листочках Выполняют с/р 1. Шумят ручьи! блестят ручьи! Е. А. Баратынский (Рифмы 2 и 4 строки — «несёт» и «лёд». – парная рифма В конце 1 и 3 строки рифмы отсутствуют.) Это утро, радость эта, Афанасий Фет (Рифмы 1-2 парная, 3-6 и 4-5 - охватная) | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Раздаточный материал Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы работы: групповая М: инструктаж П: объяснение задания М: творческое чтение П: инсценировка Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль | - А теперь вы так же работаете в группах по 4 человека. У каждой группы есть своя загадка в стихотворной форме. - Задача группы – выбрать двух выступающих. Первый – читает загадку, а второй показывает этот предмет или явление, как в игре крокодил. - Задача остальных групп – отгадать загадку и определить, какие виды рифм используются в загадке. - Все эти загадки составил Самуил Яковлевич Маршак. - Итак, у вас на это задание 4 минуты, затем начнём смотреть выступление групп. - Время вышло, давайте посмотрим выступление команд. После выступления каждой команды - Какой ответ на эту загадку? - Какую рифмовку услышали? - Молодцы! - Какой пункт плана выполнили? | Работают в группах и выступают. 1. Шумит он в поле и в саду, (Дождь) - перекрестная 2. Бьют его рукой и палкой. (Мяч) - парная 3. Что такое перед нами: (Очки) - парная 4. Меня спроси, (Колесо) - перекрестная 5. Его весной и летом А осенью с бедняжки Но зимние метели (Дерево) - парная 6. Держусь я только на ходу, (Велосипед) – парная - Последний | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы работы: фронтальная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Формы контроля: самоконтроль | - А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали? - Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы! - Какая была у нас цель урока? - Мы её достигли? - Посмотрите на экран и продолжите фразы: Раньше я думал(а)… Теперь я знаю… Мне было интересно… - Спасибо за урок! | - Ответы детей - узнать виды рифм в произведении С. Я. Маршака: «Как поработала зима» - Да! | УУПД: представлять информацию в разных формах; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вместо шапки на ходу Он надел сковороду «Вот какой рассеянный» Ты у нас не мастер, Ты у нас ломастер ! «Мастер- ломастер » Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно, На уроках не болтай, как заморский попугай «Школьнику на память»
МАРШАК
Виды рифм в произведении С. Я. Маршака: «Как поработала зима»
ПЛАН УРОКА научиться определять и использовать разные виды рифм прочитать произведение «Как поработала зима»; 3) определить, какие виды рифм используются в произведении; познакомиться с биографией С. Я. Маршака;
ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; научиться определять и использовать разные виды рифм прочитать произведение «Как поработала зима»; 4) определить, какие виды рифм используются в произведении;
ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; прочитать произведение «Как поработала зима»; научиться определять и использовать разные виды рифм 4) определить, какие виды рифм используются в произведении;
ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; прочитать произведение «Как поработала зима»; определить, какие виды рифм используются в произведении; научиться определять и использовать разные виды рифм.
ПЛАН УРОКА познакомиться с биографией С. Я. Маршака; прочитать произведение «Как поработала зима»; определить, какие виды рифм используются в произведении; научиться определять и использовать разные виды рифм.
Самуил Яковлевич Маршак
Кайма – полоса по краю ткани. Кровля – верхний элемент покрытия здания. Таится – прячется, скрывается. Окаймили – расположили вдоль или вокруг чего-то в виде полосы, каймы.
Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд ! Е. А. Баратынский 2 и 4 строки – парная рифма, 1 и 3 – рифма отсутствует. Это утро, радость эта , Эта мощь и дня и света , Этот синий свод , Этот крик и вереницы , Эти стаи, эти птицы , Этот говор вод , Афанасий Фет (1-2 строка парная рифма, 3-6 и 4-5 – охватная рифма)
Что бы вы рассказали другу об уроке? Какая была цель урока? Мы её достигли? Раньше я думал(а)…Теперь я знаю… Мне было интересно…
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» 3 класс
Конспект урока...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...
Технологическая карта урока литературного чтения “ Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” ” (УМК “Школа Россия”, 2 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака “Веселые чижи”.Дидактические: Знать авторов пр...
Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...