Урок литературного чтения , 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Школа 2100»
Тема: Гимназисты Корнея Чуковского.
(К.И. Чуковский «Телефон»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Школа 2100»
Тема: Гимназисты Корнея Чуковского.
(К.И. Чуковский «Телефон»)
автор: Семкина Светлана Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ школы №371
Московского района
Санкт-Петербурга
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Познакомить учащихся с отрывком из книги “Серебряный герб”
Задачи:
предметные:
- систематизировать знания о литературных жанрах
- совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения
- создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы
- способствовать развитию речи, мышления учащихся
- развивать коммуникативное взаимодействие в парах
- развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний
- учить постановке учебной проблемы
метапредметные :
- познавательные УУД: развитие познавательной активности учащихся
- регулятивные УУД: в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учеников
- коммуникативные УУД: формировать дружеские взаимоотношения. Навыки взаимопомощи
- личностные УУД: развитие интереса к литературному чтению, формирование мотивации его изучения
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийная доска
- цветные маркеры для работы на доске
- мультимедийный проектор
- мультимедийная презентация
- Портрет К.И.Чуковского
- выставка книг К.И. Чуковского
Оборудование ученика:
- Учебник литературного чтения «В океане света» ч.2, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, тетрадь по литературному чтению
- чистые листы А4(для работы в группе: создание алгоритма)
- карточки самооценки
Способы реализации поставленной цели: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ своей работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ТСО | Образовательные технологии |
| Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим наше Путешествие в мир детской литературы. Но прежде, я хочу узнать: удалось ли вам выполнить домашнее задание? Удалось ли кому-нибудь завязать какой-либо морской узел? Учитель создает выставку морских узлов на доске. -Ребята, в 30-е годы XX века дети нашей страны назвали самым любимым детским писателем Бориса Житкова. А вас заинтересовало его творчество? Появилось желание прочитать еще его произведения? | Учащиеся рассказывают о капитане – герое рассказа Б. Житкова «Николай Исаич Пушкин». Дети демонстрируют узлы и рассказывают о трудностях, возникших при их завязывании. Ответы детей. | ||
| -На прошлом занятии вместе с Олей и Игорем, когда знакомились с Б. Житковым, мы заглянули в квартиру к одному человеку. Найдите описание его в учебнике. -Что вы можете сказать, судя по этим строкам, о хозяине квартиры? - А кто узнал его? Верно, это Корней Иванович Чуковский. Но почему здесь его называют Николай Васильевич? А откуда, по-вашему, появился этот псевдоним? Молодцы! Родился Николай Корнейчуков в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 . Довольно часто встречается дата рождения его первое апреля, эта ошибка появилась в связи с переходом на новый стиль (было прибавлено не 12, а 13 дней). Посмотрите на его портрет. Что можно сказать об этом человеке? Действительно, К.И. Чуковский был именно таким человеком: добрый, веселый, мудрый, любящий детей. Он с радостью писал стихи для детей. А какие произведения вы можете припомнить? | Дети зачитывают описание Чуковского (с.33 в учебнике) -Он веселый, добрый, любит детей... Это Корней Чуковский. Корней Иванович Чуковский - это псевдоним. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Из фамилии писателя. Ответы детей. Дети называют: «Мойдодыр», «Федорино горе», и др.. | Слайд№1 Слайд№2/3(выставка книг) | Интегрированное обучение |
минутка | Вот видите, как много произведений вы знаете! Но это еще не все. Встаньте и выйдите из-за парт. Начиная с нулевого класса мы с вами рассказывали и показывали историю про мышь и кота. Кто помнит её? У вас редкая возможность , прочитать это стихотворение вместе с К.И.Чуковским. Молодцы, садитесь. Так вот это стихотворение не было написано К.И.Чуковским. Это английская песенка, которую он перевел на русский язык. | Двое детей выходят к доске (они ведущие) остальные повторяют за ними.Дети рассказывают стихотворение «Котауси и Мауси» и сопровождают рассказ жестами: Жила-была мышка Мауси(ладошки над головой изображают ушки мышки) И вдруг увидала Котауси.(растопыренные в стороны пальчики около рта изображают усы кота) У Котауси злые глазауси(большой и указательный пальцы каждой руки смыкаются в кольцо , прикладываются к глазам, а остальные пальчики рук касаются друг друга около носа, изображая сдвинутые «злые» брови кота ) И злые-презлые зубауси.(растопыренные пальцы изображают зубы кота) Подбежала Котауси (усы) к Мауси (ушки) И замахала хвостауси(одна рука иметирует движение хвоста): "Ах, Мауси, Мауси, Мауси,(плавное движение «лапок» кота) Подойди ко мне, милая Мауси! ,(плавное движение «лапок» кота) Я спою тебе песенку, Мауси, ,(плавное движение «лапок» кота) Чудесную песенку, Мауси!" ,(плавное движение «лапок» кота) Но ответила умная Мауси(указывают пальчиком): "Ты меня не обманешь, Котауси! (грозят пальчиком) Вижу злые твои глазауси (большой и указательный пальцы каждой руки смыкаются в кольцо , прикладываются к глазам, а остальные пальчики рук касаются друг друга около носа, изображая сдвинутые «злые» брови кота ) И злые-презлые зубауси!" (растопыренные пальцы изображают зубы кота) Так ответила умная Мауси (ушки)- И (бегут на месте)скорее бегом от Котауси. | Здоровьесберегающая | |
| Прекрасно, я рада, что вы так много знаете и помните. Но обратите внимание на эту картинку. Почему этот телефон так выглядит, какую историю напоминает? А теперь посмотрите на этот телефон. Рядом с ним книга. Кто догадался , как называется произведение Чуковского, с которым мы сегодня познакомимся? Сегодня мы познакомимся с первой главой из повести «Серебряный герб», которая называется «Телефон». Перед вами несколько вариантов издания этой повести : старые(61 и 63 г.) и новые. Вы можете понаблюдать, как изменилась обложка. А кто мне скажет, чем отличается повесть от рассказа и романа? Повесть «Серебряный герб» автобиографичная. Что это значит? Действительно. Родители Коли Корнейчукова прожили в Петербурге вместе три года, была у них старшая дочь Маруся. Вскоре по рождении второго ребёнка, отец оставил семью. Женился он на другой женщене, мать Коли переезжает в Одессу. Мальчик отдан в гимназию, однако в пятом классе происходит отчисление из-за низкого его происхождения. Такие события описал он в автобиографической повести под названием «Серебряный герб». Посмотрите на картинку. Что можно предположить, глядя на нее? | Сказку «Телефон», где все без остановок звонили, и каждый что-то хотел узнать или получить. Предположения детей (необходимо вывести их идеи на название «Телефон») -Рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. -Автор пишет о себе. Ответы детей. | Слайд №4(веселый телефон) Слайд№5 Слайд№6(книга «Серебряный герб») | Проблемное обучение |
V. Работа с текстом во время чтения. | 1)Самостоятельное чтение главы «Телефон» - Прочитайте главу «Телефон» самостоятельно. Как обычно работаем с карандашом и толковым словариком, т.е. непонятные слова подчеркиваем и ищем в словарике. - Что напомнила вам глава из книги К.Чуковского? -Что общего между ней и повестью Л.Чарской? Книги разных авторов с похожей темой друг друга дополняют или противоречат одна другой? - Что общего между произведением К.Чуковского и известными вам рассказами о детях? 2)Выборочное чтение. Какая сцена вам показалась самой смешной? Зачитайте. -Расскажите о каждом из «спасенной» шестерки. -Где вы видите улыбку автора? -Нарисуйте план «спасения» товарищей. -Не возникло ли у кого-нибудь желание опробовать это изобретение? -Представьте, что вам срочно потребовалась такая связь. Найдутся в ваших карманах необходимые средства? -Докажите, что учителя здесь тоже нарисованы с иронией. Что можно сказать о взаимоотношениях в классе? Бывало ли, чтобы у кого-нибудь из вас «от благодарности болели ребра»? -Найдите строчки, которые можно отнести и к сегодняшней школе, жизни. | Первичное чтение. (Дети читают, подчеркивают незнакомые слова, работают с толковым словарем). Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Выборочное чтение Выборочное чтение Выборочное чтение 1 человек у доски, остальные по очереди зачитывают текст. Ответы детей. -нет Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | Слайд№7(трудные слова) | Проблемное обучение Работа в парах Решение творческих задач |
| -Как автор относится к гимназии и товарищам по классу? -Как вы думаете, почему повесть называется «Серебряный герб»? -Глава заканчивается словами о том, что наш герой совсем забыл о телефоне. Но я могу вам сказать, что уже, будучи взрослым, он писал другу…(цитирую слайд №9). Так забыл ли он о телефоне? - Что нового у Чуковского вы открыли для себя? -Кому бы вы хотели посоветовать прочитать эту книгу? | Ответы детей. Дети читают отрывок из текста на слайде №8 и делают вывод. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | Слайд№8 Слайд№9 | Проблемное обучение |
| Дома вспомните и запишите историю, произошедшую с вами в школе. Лучшие работы будут помещены редколлегией в вашу еженедельную газету . | Решение творческих задач | ||
| Возьмите карточку самооценки. Укажите в ней свои достижения и затруднения, возникшие на прошедшем уроке, и поставьте себе оценку за работу на уроке. Все карточки оставьте на столе. Я их проверю и сообщу вам результат на следующем уроке. | Дети заполняют карточки самооценки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Директор Бургмейстер Полдюжины – 6 (половина 12) Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения. Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих . Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области. Доблестный – героический, способный на подвиг. Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией.
Герб у меня на фуражке был такой: два дубовых листочка, между ними две буквы и цифра - название нашей гимназии. Был он сделан из белого металла " фраже " и потому назывался серебряным. Цена гербу - тридцать копеек, но мама готова отдать за него несколько лет своей жизни, лишь бы он блестел у меня на фуражке.
« Ты помнишь, привязал бечевку / К его ноге, пиша диктовку, / Дабы при каждой запятой / Он дергал связанной ногой. / Вы это звали телефоном… / Но сей полезный телефон / Начальством не был оценен…»
« Мойдодыр » (1923), « Тараканище » (1923), «Муха-цокотуха» (1924, первоначальное название – «Мухина свадьба»), « Бармалей » (1925), «Айболит» (1929, под названием «Приключения Айболита»)
Спасибо за урок! Молодцы!
Читайте! «…Прочитала « Серебрянный герб» — автобиографическая повесть, рассказывающая о детстве и отрочестве Коли Корнейчукова (настоящее имя К. Чуковского). Книга достойна внимания, читается на одном дыхании. В ней присутствует и свойственная Чуковскому ирония и особый стиль изложения, который по настоящему трогает за душу, заставляя возвращаться в своё детство…»
Источники : Собрание Сочинений в 15 т., М., Книжный Клуб "Терра", т.2 ДТ: 2001 год http :// www.livelib.ru http:// images.yandex.ru http:// www.chukfamily.ru http:// www.stihi-rus.ru http:// bse.chemport.ru http:// www.chertyaka.ru http:// www.vokrugsveta.ru http:// video.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....