Урок литературного чтения
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме
Былина «Садко», картина Николая Рериха «Заморские гости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bylina_sadko_kartina_nikolaya_reriha_zamorskie_gosti.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок литературного чтения
Тема: Былина «Садко», картина Николая Рериха «Заморские гости».
Знать: жанр «былина»
Уметь: работать с толковым и фразеологическим словарями, доказывать, сравнивать, объяснять. Читать нараспев, выделять средства выразительности в литературном произведении, анализировать произведения изобразительного искусства
У: Откройте содержание учебника, найдите главу, в которой мы работаем, прочитайте и скажите, что рассматривается в этой главе, напомните тему прошлого урока.
Глава: Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре, обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке интерес к миру чувств.
Д: (Рассматриваем рождение и поведение сказочного героя, отличия народных сказок от былин, законы построения сказочных историй)
Д: (На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей - разбойник»)
У: Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы?
Д: (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения)
У: Докажите это примерами из статьи учебника.
Цитаты и выводы:
Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, события.
Преувеличение – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица.
У: С какой целью используется прием преувеличения?
Д: (С помощью такого приема подчеркивались доброта и смелость положительного героя, сложность испытаний, злая сила отрицательного героя)
У: А легко ли читать былину7
Д: (Трудно, былины это песни, их пели, читать надо распевно, непривычные сочетания слов)
У: В чем отличия волшебной сказки от былины?
(Сказка рассказывает о законах общения с волшебным миром или о волшебных предках-животных, былина повествует о храбрости богатырей, об любви к своей земле, о готовности защищать родину)
У: Чем может быть полезно современному человеку чтение былин?
Дополнения учителя:
Былины сочинялись народом и княжескими дружинниками, в них много достоверных описаний, упоминается множество исторических мест. Встречается много новых слов.
У: Узнайте из содержания учебника, с каким произведением вы познакомитесь сегодня на уроке.
Д: Былина «Садко»
У: Учитывая все сказанное, сформулируйте учебные цели и задачи урока.
(Дети высказываются, их ответы корректируются или направляются)
Прочитать былину
Найти ее отличительные черты от других жанров и волшебной сказки
Знакомиться с историей отечества на примере произведения народного фольклора
Научиться напевно и выразительно читать былину
Пополнить словарный запас
Развивать умения красиво, грамотно говорить
Предлагаются варианты
а) чтение учителем
б) отрывок из фильма «Садко»
в) прослушивание музыкального произведения «Садко»
Былины в древности сочинялись в двух княжествах. В Киевском военными дружинниками, В Новгородском купцами, торговыми людьми, народом, гуслярами.
Где родилась эта былина? Докажите. Наличие исторических событий подтвердите чтением отрывка из учебника «Окружающий мир» из главы «История отечества»
У: Найдите доказательства сходства былины с волшебной сказкой.
У: Какие условные обозначения встретились на страницах учебника?
(Работа со словарем, поход в библиотеку, посещение «Музейного дома»)
У: Предлагаю работу со словарем выполнить самостоятельно до чтения былины, поход в библиотеку отнести к домашнему заданию, посетить «Музейный дом» после самостоятельного прочтения былины. Какой прием чтения рациональнее использовать при чтении и почему?
(Читать лучше «птичьим базаром», так, как читать надо нараспев, такой прием учит и выразительному чтению)
Чтение отрывка из былины детьми.
Учитель индивидуально слушает чтение детей, корректирует работу нуждающихся в этом учащихся.
Поход в Музейный Дом совершается по предложенному плану в учебнике.
1. Найди картину Н.Рериха «Заморские гости»
2. Кого так называет художник? Что помогло тебе об этом догадаться?
3. Определи, что делает лодки нарядными?
4.Как художник создает впечатление движения? А впечатление ясного солнечного утра и речной свежести?
У: Какими впечатлениями наполнило вас чтение былины? Какие образы вы себе нарисовали?
Итог урока.
Найдите и зачитайте из текста учебника определение изучаемого жанра. Былина – это…
Какие умения отрабатывались на уроке? Где они вам могут пригодиться в жизни?
У: Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.
Домашнее задание:
С 70. Поход в библиотеку.
- Если вы прочитаете былину целиком, вы узнаете еще и про чудесное пребывание Садко в подводном царстве, где и как он женился.
Листок примерных ответов
(Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения)
Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, события.
Преувеличение – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …
Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица.
(Читать лучше «птичьим базаром», так, как читать надо нараспев, такой прием учит и выразительному чтению)
(Рассматриваем рождение и поведение сказочного героя, отличия народных сказок от былин, законы построения сказочных историй)
На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей - разбойник»)
(Сказка рассказывает о законах общения с волшебным миром или о волшебных предках-животных, былина повествует о храбрости богатырей, об любви к своей земле, о готовности защищать родину)
(С помощью такого приема подчеркивались доброта и смелость положительного героя, сложность испытаний, злая сила отрицательного героя)
«Рассматривая карту, заметил ли ты, что город Новгород занимал очень удобное место для торговли? Через Новгород проходили торговые пути в Византию. В город с окрестных земель шли возы с хлебом, солью, сушеной и соленой рыбой.
К пристани причаливали парусники, груженные строительным лесом, огромными тюками с полотном и сукном, бочками с китовым и моржовым жиром. Ни один город на Руси не вел такой большой торговли, как Новгород. Недаром один из героев русских былин стал новгородский купец – Садко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....