В.Драгунский. Дымка и Антон. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лавринова Ирина Леонидовна

Материал представлен по программе "Школа 2100".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.dragunskiy_dymka_i_anton_3_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАЛЯЗИНСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.

Программа «Школа 2100»

Учитель: Лавринова Ирина Леонидовна.

Тема:

В.Драгунский «Дымка и Антон».

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского, познакомить с содержанием произведения «Дымка и Антон» (образовательная)

2. Совершенствовать навык хорошего чтения, развивать речь, расширять словарный запас, развивать умение работать по плану при составлении рассказа о герое произведения, развивать внимание при чтении (развивающая)

3. воспитание эмоциональной культуры, чувств (воспитывающая).

Оборудование: рисунки ( по содержанию по домашнему заданию, карточки с отрывками из текста, выставка книг, два круга с буквами, портрет В.Драгунского, карточки с заданиями для сильных учеников, картинки «галифе», портреты собак.

ПЛАН:

1. ОРГМОМЕНТ

Прозвенел сейчас звонок.

Он позвал вас на урок.

Все лежит у вас в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Сели ровно, без напряга,

Сохранить осанку надо.

Будем вдумчиво читать,

Тему книги обсуждать.

Чтоб пятерки получать,

Нужно верно отвечать.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1) Выставка рисунков. Выборочный пересказ.

( На доске рисунки по двум эпизодам. Ученики пересказывают эпизод.)

- Проверим домашнее задание. На доске выставка ваших рисунков к произведению «Ханг и Чанг», автор Ю.Коринец. 1 вариант – эпизод купания собак. Кто готов пересказать этот эпизод?

- Все ли рисунки соответствуют отрывку?

- 2 – вариант – изображал эпизод пения собак. Давайте послушаем пересказ.

( ученик пересказывает эпизод пения собак)

- А эти рисунки соответствуют ли услышанному пересказу?

2). Проверка внимательности при работе с текстом.

Игра»кто быстрее?» ( на доске написано предложение, у детей цветные карточки с отрывками из текста. По сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение. По сигналу учителя показывают карточку соответствующего цвета)

- Проверим насколько вы были внимательны при работе с текстом.

Итог д/з.

- Какие трудности вы испытывали при подготовке домашнего задания?

- Кто выполнил его самостоятельно?

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку книг. Это книги одного и того же автора. Узнаем его имя. Для этого нужно пройти через лабиринт букв. Путь вам укажет стрелка.

 

ю

г

с

б

в

д

р

о

щ

е

л

а

р

к

й

а

г

с

к

и

и

у

н

с

э

(Драгунский)

- Да, ребята, мы сегодня снова встретимся с произведениями этого автора.

- Посмотрим на его портрет.

- А что вы уже знаете о нем как авторе?

- Виктор Драгунский писал веселые и необыкновенные, полные приключений рассказы. И читатели получают от его произведений огромное удовольствие.

- Давайте рассмотрим книги Драгунского и представим их. О чем нам рассказывает обложка и рисунки? (Ученик представляет книгу: название, автор. О чем она может быть)

- Как вы думаете, это отдельная книга или сборник? Почему?

- А как мы узнаем, что здесь много произведений? (откроем содержание)

- Прочитай названия нескольких рассказов.

- Молодец. Садись. Следующую книгу нам представит …(еще 1 ученик)

- А о чем писал В.Драгунский? ( о детях, их взаимоотношениях, их папах и мамах, а это значит о семье. О самом важном в жизни любого человека.)

- С какими рассказами вы уже знакома? ( дети называют)

- Ребята, есть и другая тема, которая интересовала В.Драгунского не меньше темы семьи. Это животные в нашем доме. С одним из таких рассказов мы сегодня и будем знакомиться. Ваша задача на уроке стать внимательными и вдумчивыми читателями.

4. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ В. ДРАГУНСКОГО.

А) До чтения.

- Откройте страницу с произведением и прочитайте заглавие. Рассмотрите рисунок.

- Какими предположениями о содержании, героях и настроении хотелось бы с нами поделиться?

- Где будут происходить события?

- В какое время года?

Б) установка на чтение.

- Вы сейчас самостоятельно познакомитесь с содержанием рассказа и подумаете над вопросами.

( Вопросы на доске: Кто рассказывает нам эту историю? Кто такие Дымка и Антон?)

- А еще быстро читающие ученики получили дополнительные задания на карточках, постарайтесь их выполнить.

( Карточка: Найдите в тексте и подчеркните все слова и выражения, описывающие Дымку или Антона: внешность и поведение)

В) Самостоятельное чтение рассказа (Учитель в это время открывает портреты собак)

После чтения:

- Какие из ваших предположений оправдались?

- Кто рассказывает нам эту историю?

- Кто же это Дымка и Антон?

Г) Чтение 1-й части вслух.

Галифе ( объяснить + рисунок)

- Дениска рассказывает нам о дружбе с собаками. Почему из всех событий летнего отдыха он выделил именно это?

- А есть ли у собак фамилии? А в чем удобство иметь фамилию?

- Какой вы представляете Дымку? Почему собаке дали такую кличку?

- Какую информацию вы собрали о Дымке? Зачитайте. ( ученики из текста зачитывают выражения)

- Как это «понятливые» глаза?

- Прочитав ее портрет, что можно сказать о ее характере? Как относится к ней хозяин?

- Кто же это Антон Дыхов? Как он выглядит и почему? Зачитайте.

- Какую жизнь вел Антон?

- Теперь посмотрите на портреты собак. Собаки очень разные, но они чем-то похожи. А чем? ( они были очень умными)

- Могли бы они дружить?

5.ФИЗМИНУТКА.

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

а потом их опущу,

а потом попрыгаю,

раз, два, три,

ножками подрыгаю,

раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопаю,

Раз, два, три

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно.

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ.

Д) Чтение 2-й части вслух и комментарии по ходу чтения.

1-абзац.

- Что помешало Дымке грызть кость?

2-абзац.

- Почему Антон не стал грызть кость, а удрав, вернулся обратно?

3-абзац.

- Как Дениска называет Антона? (нахал) Вы согласны с этим?

- Почему Дымка отошла от Антона?

До конца.

- кто помог Антону исправиться?

- Как Дениска догадался, что Дымка простила Антона?

Е) Беседа.

Вывод: - Ребята, понравились ли вам эти собаки?

- На чьей стороне ваши симпатии: Дымки или Антона?

- А как вы думаете, зачем Антон все же утащил кость?

- В этом рассказе В.Драгунский очеловечивает собак, показывает их характер и даже чувства. Найдите слова, которыми автор передает чувства собак.

- Как вы думаете В.Драгунский любил собак? Почему?

- Потому что только человек, который любит животных, может наблюдать за ними и подмечать их характер.

7. СОСТАВЛЕНИЕ УСТНОГО РАССКАЗА О СОБАКЕ.

( ученики самостоятельно готовят рассказ о собаке: 1 вариант – Дымка, 2 вариант – Антон. План рассказа на доске).

План:

  1. Кличка.
  2. Портрет.
  3. Где живет.
  4. Характер.
  5. Творческое задание: предположить, как изменится жизнь собаки через год.

(Выступают два ученика)

8. ИТОГОВЫЙ ВОПРОС.

- Ребята, какова основная мысль рассказа? (у животных, как и у людей есть характер. Животных надо любить, понимать и воспитывать)

9. РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на портрет. Виктор Юзефович Драгунский, к сожалению, умер в 1972 году. Жизнь у него была интересная. Он родился в Нью-Йорке, где поселились его родители в поисках лучшей жизни. Потом семья переехала в Белоруссию г .Гомель. здесь и прошло детство Драгунского. В 16 лет он уже работал шорником ( Шорник – это специалист по ремесленным изделиям из кожи), токарем.

А еще Драгунский был лодочником. Но больше всего его манила эстрада – возможность веселить, радовать людей.  Он организовал небольшую театральную студию «Синяя птица», руководил ею 10 лет. В. Драгунский мечтал стать клоуном. Но не стал – этому нужно долго учиться. Драгунский стал придумывать веселые и умные тексты для клоунов. Особенно любил выступать перед детьми со своими рассказами. Потом рассказы сделали детскими книгами. Когда эти книги появились, читатели получали огромное удовольствие от чтения.

10.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

- Вы еще будете не раз встречаться с героями рассказов В.Драгунского.

- Я вам предлагаю расшифровать названия некоторых рассказов.

(ученики получают карточки с зашифрованными названиями произведений В.Драгунского)

«ДЕRQVВYNОЧZКА FНА ШSАLРЕ»

«GNJТАRYЙНGJОЕ СТWIАNZНОYВИТDLQСЯ ЯВSFНЫWМ»

«НАДSО VGИМЕULТЬ ЧУVSВСТWВО JUЮМRОРА»

«FGАРБIУЗZDНЫЙ GYПЕVРЕУQWЛОZК»

11. ДОМАШНЕЕ ЗЕДАНИЕ.

1. Прочитать стихотворение Г.Сапгира «Морская собака» и выучить наизусть ( или творческое задание вместо этого – сочинить свое стихотворение о собаке)

2. Прочитать 1-2 части из следующего произведения «Капитан Клюквин» автор Ю.Коваль.

ИТОГИ УРОКА.

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Развитие читательских умений.Задачи урока:Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

В.Драгунский "Дымка и Антон"

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса...

Технологическая карта урока по теме: "К.В.Драгунская «Крайний случай» 4 класс "Школа 2100"

Цель. Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи: 1. Совершенствовать предметные умения:Аудирование (слушание)- восприним...