Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Зверева Лариса Владимировна

Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по литературному чтению76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс

Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.

Задачи:

1. Обучающая:

а)  познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»

б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

         

 2. Развивающая:

а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)

б) развивать и обогащать речь

         

 3. Воспитательная:

а) воспитывать интерес к поэтической литературе

б) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе

Оборудование: учебник; рисунок большого весёлого солнышка; рисунки маленького весёлого и грустного солнышка; словарь настроений; репродукции картин; детские рисунки; простые карандаши; карточки для выразительного  чтения с номером картин, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, альбомные листы, закрашенные карандашом, ластики, альбомные листы, закрашенные гуашью, ручки.

Зрительный ряд: слайды.

Ход урока.

  1. Организационный момент.       (1 мин)

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

- Ребята, а какое время года на улице? Назовите признаки зимы?

Солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Подготовка к восприятию.

- Отгадайте загадку:

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес                   (мороз).

- Какой бывает мороз?                 (трескучий, слабый, сильный)

- Вам нравится морозная погода? Почему?

        (бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами). 

Слайд №1.

 - Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.

- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.

Обратите внимание на выставку книг.

Произведения какого писателя занимают на ней центральное место?    

Слайд №2.

 Что вы знаете о жизни Некрасова?

 (жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой.)

Н.А.Некрасов-великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

3. Сообщение темы урока.

- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз воевода»

Слайд № 3

Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

Ребята, мы

- определим тему,

- исследуем содержание,

- представим главных героев,

- картины, нарисованные автором и,

- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

 Слайд №4  (контролирующие вопросы для рефлексии)

4. Работа над содержанием.

  1. Первичное восприятие текста.

Слайд №5  

Рассмотрите картинку на слайде.

О чём будет стихотворение?

На какую оно тему?

 Почему?

а) целевая установка

- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» в исполнении актрисы театра и кино Екатерины Африкантовой. В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.  Кому будет сложно, можете воспользоваться «Словарём настроений». Приготовились к слушанию (прослушивание аудиозаписи).

б) чтение

в) проверка восприятия

- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).

- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).

Определение темы и жанра произведения.

Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения, не забудьте определить жанр и тему данного произведения.

Давайте проверим, какая обложка у вас получилась.

(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, поэтому треугольник закрасила зелёным цветом. Автор Н.А. Некрасов)

  1. Вторичное чтение.

Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.

работа с первой строфой

а) целевая установка

- Заколдован невидимкой  дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

б) чтение

в) проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе). 

Как он его называет? (Мороз-воевода). 

Слайд №6.

– Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся). 

– Так называли начальника войск в давние времена на Руси.

Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в  каком значении он используется в этом тексте:  как начальник войска или начальник большого владения?

А есть ли ещё непонятные слова?

 (над бором); бор – сосновый лес;

 (дозором) дозор – обход для осмотра;

(владенья),   владенья – своя собственность.

Мороз-воевода, каким вы его себе представили

Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).

Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

- с ветром, бушующим над бором,

- с шумом горных ручьёв).

Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.

Слайд №7. 

Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза. 

Ну что, представили появление мороза? (ответы). 

работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения.  Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

сначала – девочки,

 потом – мальчики

(чтение)

Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

 Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

Найдите и зачитайте повторы.

(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

Каким настроением проникнуты эти строки?

 (возвышенным, бодрым).

 Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2). 

работа с четвёртой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

Ребята, а можно услышать мороз? (да) 

А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

(чтение с пометами). 

 Услышали мороз? Что он делает?

Зачитайте слова, которые подчеркнули

 (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт). 

- О чём говорят эти слова?  

(Мороз показан как живой). 

Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

  (олицетворение)

Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

(палицей) 

Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

 Найдите в 1 строчке синонимы

(идёт – шагает). 

А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает). 

Какие слова  говорят о его внешнем виде?

 (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная). 

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.

Какую картину представили? (шествие мороза).

Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

 А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

Динамическая пауза:

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос). 

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышем? Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия.

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши. Присели.

- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

 Не забываем о выразительном  чтении (читают).

 

работа с 6 - 9 строфами

- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.  

Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством). 

Значение каких слов непонятно?

 Слайд №8. 

(гнёт) 

 Как вы думаете? (ответы уч-ся)

 гнёт – тяжесть, груз;

 (обозы)  - несколько повозок с грузом;

(казна) – деньги, имущество;  

(не скудеет) – не беднеет.

Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)

Слайд №9.

 Мороз-воевода. Какой он? (ответы уч-ся) 

Прочитаем вместе (на слайде).

А менялось ли настроение в стихотворении? (да) 

Почему? (разные картины – разное настроение)

А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем). 

Ученик –

(Оценочная лексика)

А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к нашим картинам? (в основном синий, белый, голубой – это цвета зимы).

Творческая работа

Давайте попробуем нарисовать зиму.

5. Итог.

Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

- Тема произведения - …,

- Жанр произведения - …

- Главный герой - …

- Автор рассказывает о …,

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

 Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? (что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо).

 – Да, за суетой  мы не всегда замечаем красоту окружающей природы.

Некрасов нам говорит: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном  увидишь необычное».

- Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да) Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова : «Не ветер бушует над бором…»

6. Домашнее задание.

Слайд №10.

- Домашнее задание  выберете по желанию

 - выполнить рисунок Мороза-воеводы

- сочинить о нём сказку

- найти пословицы и поговорки о зиме

- прочитать отрывок выразительно

- выучить наизусть

7. – Вот и подошёл к концу урок. Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы? На столах у вас разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите на память то, которое соответствует вашему настроению. Покажите своё настроение. Я очень рада, спасибо за работу.

Используемые источники.

  1. Учебник  «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2005г., с.169-170, 220.
  2. С.В.Кутявина  «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.
  3. М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
  5. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа

Алтайского района Алтайского края

Из опыта работы

учителя начальных классов

Зверевой Ларисы Владимировны

 Слайд № 1

 Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри, гости!

Сегодня я хочу рассказать вам о своих секретах профессионального мастерства.

Слайд № 2, 3

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого  педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям.

Слайд № 4

В процессе модернизации современного образования главным в обучении младших школьников считаю не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей школьников.

Слайд № 5

    Поэтому темой своей методической работы я выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников». Именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем. 

 Слайд № 6

Творчество проявляется в поисках новых активных форм обучения, в умении учителя или ученика связать изучаемый  материал с жизнью. У учителей этот процесс характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением педагогических, учебно-воспитательных задач, нешаблонностью мышления, умением грамотно излагать свои мысли, убеждать детей, находить слова, идущие от сердца.

Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.

Слайд № 7

Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Слайд № 8

Считаю, что учитель должен придерживаться принципов, которые бы помогали ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Слайд №9 

Личностно-ориентированная, а также другие современные образовательные технологии, используемые мной в работе, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Слайд №10 

      У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.

   Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.

Слайд №11

   На уроках русского языка и литературного чтения, начиная  с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи,  создают иллюстрации.

   На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем

Слайд № 12

   Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю творческие задания.

   На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся.  На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.

Слайд № 13

Наша школьная жизнь очень разнообразна. Это экскурсии, праздники, викторины. А главное – это момент удивления и радости перед неизвестным в глазах детей. Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, рукоделие, театральную деятельность. Являюсь классным руководителем 4-го класса и руководителем театральной студии «Школьная сказка».

Фильм, фильм, фильм.

Слайд № 14

   Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:

- возрастает интерес к изучаемым предметам;

- повышается успеваемость;

- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;

- развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление,

   Воображение.

Слайд № 15

   Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.

Слайд № 16, 17

Мне нравится открывать мальчишкам и девчонкам мир вокруг, учить дружить. Я радуюсь, что помогаю малышам, расти, вместе с родителями радуюсь успехам и переживаю неудачи. Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть и талант.  Мне нравится искать и пробовать, менять и творить. И в этом поиске ведущая роль моя, его первого учителя.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных ...

Конспект урока литературного чтения. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…»

Урок содержит  задания по предметам: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство...

урок литературного чтения в 3 классе КРО Некрасов "Не ветер бушует над бором"

Для детей с задержкой психического развития особую сложность при работе со стихотворным текстом является его осмысление и заучивание. Учитывая наличие у учащихся нарушений речи различного уровня, урок...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».

Конспект урока литературного чтения в 3 А классепо теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»....