Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения в 3 А классе
по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narvatkina_t.a._3_a_chtenie.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 А классе
по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Цели урока: Изучить произведение Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Задачи:
- продолжить введение детей в мир поэзии XIX века
- определить тему текста и жанр;
- исследовать содержание, язык произведения;
- формировать навыки выразительного чтения;
- развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
- воспитывать любовь к русской природе;
- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
Изучат произведение Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Научатся анализировать поэтическое произведение.
Научатся находить в тексте изобразительные средства языка, соотносить синонимы, антонимы.
Метапредметные:
Определят тему урока, сформулируют учебные задачи.
Усовершенствуют коммуникативные навыки.
Научатся строить монологическое и диалогическое высказывания.
Научатся работать с новой информацией по словарю, по презентации.
Научатся сравнивать, анализировать, классифицировать изучаемые понятия.
Оборудование:
- презентация по теме урока,
- компьютер,
- мультимедиа проектор,
- экран,
- таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение,
- толковый словарь Ожегова.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Славная осень»
Оформленная выставка рисунков учащихся к этому стихотворению. Обсуждение.
III. Работа по теме урока.
- Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос” и выведение темы урока учащимися.
Учитель: - Сейчас я хочу предложить вам прослушать музыкальную композицию и подумать, какому времени года она посвящена?
СЛУШАНИЕ НЕБОЛЬШОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОТРЫВКА НА ЗИМНИЕ ВАРИАЦИИ.
Ответы учащихся с аргументами.
Послушайте ещё раз музыку и посмотрите на слайды. Такие картины вы представляли, слушая данную музыку?
СЛАЙДЫ № 1,2,3,4,5,6 перелистать под музыку
Учитель: - Правильно. А как вы думаете, почему я вам дала прослушать такую композицию?
Учитель: - А кто будет автором нашего произведения, догадались?
-Ну а если вы отгадаете сейчас мою загадку, то узнаете, о ком пойдёт речь в нашем произведении.
Ответ учащихся: МОРОЗ
Учитель: - Да сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 7/
- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз, Красный нос”, СЛАЙД №8 определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, выучим наизусть отрывок из этого произведения в группах.
Презентация
2. Первичное восприятие текста.
а) слушание аудиозаписи в исполнении профессионального чтеца.
- Понравилось или не понравилось вам это произведение? Почему?
- Какое оно по характеру, настроению?
- От чьего имени ведется рассказ в этом стихотворении?
3. Анализ текста стихотворения.
1. а) Первичное чтение стихотворения (про себя)
- Внимательно прочитайте стихотворение и подумайте: все ли слова и выражения вам понятны?
4. Словарная работа.
Учитель: - Какие слова, выражения вам непонятны? Какими способами можно узнать их значение? (посмотреть в словарике в конце учебника, в толковом словаре, спросить у учителя, найти в ИНТЕРНЕТе)
Слова – воевода, палица, алмаз учитель показывает на слайдах.
Работа в парах по определению значений непонятных слов по толковому словарю.
воевода-
- Почему автор назвал Мороза воеводой?
(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья) СЛАЙД №9
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?
(Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов)
бор – хвойный сосновый лес
дозором – обход для осмотра
владенья – недвижимое имущество, земельный участок
палицей – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
слайд №10
скудеет – становиться скудным, бедным
алмазы (СЛАЙД №12) – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.
Гранённый алмаз – бриллиант
казна – государственное имущество, денежные или иные средства
жемчуг – твёрдое вещество, образующееся в раковинах некоторых моллюсков в виде зёрен, обычно белого или жёлто-белого цвета
обозы – группа повозок, перевозящих грузы
а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)
- Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
Учитель: - Так какая тема этого произведения?
Ученики: - Зима, образ Мороза-воеводы
Учитель: - С темой произведения мы разобрались.
5. Определение жанра произведения.
- А какой жанр этого произведения? (ТАБЛИЦА ЖАНРОВ)
ЖАНР – это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками.
- Вспомните, что такое сказка и былина?
Проверьте по слайду, правы ли ваши утверждения?
СЛАЙД №13
Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)
- Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
- Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…
6. Работа над используемыми автором средствами написания стихотворения.
Учитель: -Давайте повторим, какие изобразительные средства языка вы уже выучили? СЛАЙД №14
- Посмотрите на слайд. Какие средства вам незнакомы?
(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
В парах найти по 2 эпитета в столбике
2 – лесные, голой
3 - пушисты, красивы, великих и малых
4 – замёрзлой, косматой
5 – большую сосну, удалую, хвастливую
7 – реки большие, Мосты ледяные.
Работа в парах.
- Найдите синонимы (4-й столбик),
антонимы (8 столбик)
- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?
(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)
- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?
(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”.
В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).
(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”. Гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “- задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)
(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)
7. Работа над образом главного героя стихотворения.
- Каким вы представили “Мороза-воеводу”? /Слайд 15/
волшебник
сильный,
суровый,
умелый, хвастливый,
богатырь
великий
могучий
мощный
могущественный
всесильный
заботливый
надёжный
Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.
- Похоже ли это стихотворение на былину?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)
- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
- Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?
(Автор использовал сравнения - “Мороз -воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,
“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.
- Какие воины у “Мороза-воеводы”?
(“Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).
- Расскажите о его владениях.
(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)
- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
СЛАЙД №16
(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)
(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.
- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
- Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
- Почему первыми в строках поставлены краткие прилагательные?
(Идёт описание красоты его царства, именно сейчас зимой. Царство “Мороза-воеводы” богатое, но холодное.)
- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).
- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 7/
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском,
серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.
В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?
А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.
Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.
8. В парах по 1 эпитету или предложению.
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
- Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.
- Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.
А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. /Слайд 17-18/
ФИЗМИНУТКА
Подготовка к выразительному чтению.
- Чем отличается выразительное чтение?
(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)
-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?
(Дыхание, голос, дикция) /Слайд 19/
9. Работа над интонацией прочтения стихотворения.
Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.
Тон при чтении речи поэта - величавый, приподнятый, торжественный,
при чтении песни “Мороза - воеводы” - весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый.
Темп медленный.
Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк.
Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.
10. Хоровое чтение строф с логическими паузами:
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде...
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро...
11. Индивидуальное чтение текста строфами.
Работа в группах по заучиванию стихотворения с использование методики Ривина.
IV. Домашнее задание.
- Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, сочините сказку о нём.
V. Рефлексия.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
- Если вы поняли тему урока, напишите на листочке «+»
-Если не поняли тему урока, напишите « - «
- Если у вас остались непонятые вопросы, напишите «?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."
На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных ...
Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"
На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....
Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..." (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")
Озвученная презентация для урока литературного чтения. Показ слайдов осуществлется автоматически, кроме первого, на котором учитель может объявить, что предстоит послушать и посмотреть учащимся....
Тема: «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 б класс
Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.Задачи:1. Обучающая:а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»б) обеспечить осознанное восприятие детьми ...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....