Конспект урока литературного чтения. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гайдук Светлана Анатольевна

Урок содержит  задания по предметам: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 3 классе

Предмет: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство

Тема: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

Цель  урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Задачи урока:

-продолжить работу над выработкой навыка выразительного чтения;

-формировать умение анализировать, выражать своё мнение;

-вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы;

-обогащать словарный запас учащихся;

-показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи;

-создать условия для коллективного творчества;

-воспитывать бережное  и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

-Мультимедийный проектор;

-компьютер;

-экран;

-колонки;

-

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока. (слайд 1)
  2. Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

   Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

  1. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

-Как называются такие авторские прилагательные? (эпитеты).

-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их. (См. слайд)

-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью).

Читают 4-5 учащихся.

  1. Речевая разминка. (слайд 3)  

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (обратить внимание на слайд).Прочтите стихотворение  задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой -бела земля,

Махнёт другой -растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима.

Морозная, не злая!

-Выделить голосом  глаголы.

-Прочитать, начиная тихо, затем всё громче и наоборот.

-Прочитать быстро, скороговоркой.

 -Прочитать выразительно.

5. Работа с новым произведением. (слайд 4.)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

2) Работа до чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?

-Почему? (Высказываются предположения. Стих-ние о зиме, так как здесь нарисован Дед Мороз).

 -Как называется стих-ние? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

-Почему слово «красный»с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).

3) Прослушивание аудиозаписи

 - Понравилось ли вам стих-ние?

  -  Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком  значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во  втором).

4).Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения.

 -  Подтверждаются ли наши предположения?

  5).Словарная работа. (слайд5.)

    - Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

 -Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

6).Чтение вслух по цепочке.

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как  покоряется  Морозу  природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Что он может?

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

-Воевода – удачно ли это сравнение?(Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы. жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем. Егерь хозяин лесов, а мороз -  хозяин зимы .Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.

7).Физкультпауза. (слайды с 7 по 10)(дети поют с движениями).

Вдоль по улице метелица метёт

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай жги, жги, жги говори,

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте -ка мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай жги, жги, жги говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

А из леса мы тихонечко пойдём

И в ладоши так прихлопывать начнём.

А ногами то притопывать все враз

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

8). Анализ структуры текста.

- На какие части можно разделить текст стихотворения?

 (  Обход владений Морозом, рассказ автора.  Песня Мороза).

-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).

-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

9).Работа с текстом произведения( по вариантам).(слайд11).

   -Найти эпитеты, олицетворения.

10).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (слайд12).

-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он  любит и крестьянских  детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).

6.ТСО.

Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» ,«Декабрь».

-Какая тема объединяет произведение Н.Некрасова и музыка П.И.Чайковского?

-Какие бы вы  картины нарисовали к этой музыке?

7.Физкультпауза (под музыку «Танец утят».)

 8.Рисование зимних пейзажей.(под музыку «Эх, три белых коня».)

 1).Презентация «Зимние пейзажи»

  (по выбору детей).

1.Рисунок ластиком.(альбомный лист закрашивается простым карандашом, растирается и ластиком вырисовывается зимняя картина).

2.Альбомный лист растирается тщательно свечкой, закрашивается гуашью, сушится, выцарапывается рисунок.

3.На бархатной бумаге ватой (скатывают тонкие жгутики из ваты и обводят ими контуры рисунка, кое-где накладывается тонкий слой ваты).

2).Выставка рисунков.

8.Рефлексия

   Время урока истекло.

  Я вам, ребята, благодарна.

   За то, что встретили тепло

  И поработали ударно.

Если урок понравился -поднять красный квадрат. Если не понравился - синий.

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание

      Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"

Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных ...

урок литературного чтения в 3 классе КРО Некрасов "Не ветер бушует над бором"

Для детей с задержкой психического развития особую сложность при работе со стихотворным текстом является его осмысление и заучивание. Учитывая наличие у учащихся нарушений речи различного уровня, урок...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».

Конспект урока литературного чтения в 3 А классепо теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»....

Конспект урока литературного чтения Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Предмет: литературное чтениеКласс 3  Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)...

Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором..." Подготовка к выразительному чтению

Технологическая карта урока литературного чтения по учебнику Л.Ф. Климановой  3 класс (программа "Школа России" )...