Конспект урока литературного чтения. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок содержит задания по предметам: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 3 классе
Предмет: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство
Тема: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.
Задачи урока:
-продолжить работу над выработкой навыка выразительного чтения;
-формировать умение анализировать, выражать своё мнение;
-вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы;
-обогащать словарный запас учащихся;
-показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи;
-создать условия для коллективного творчества;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор;
-компьютер;
-экран;
-колонки;
-
Ход урока.
- Сообщение темы урока. (слайд 1)
- Эмоциональный настрой учащихся на работу.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.
- Проверка домашнего задания. (слайд 2)
-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).
-Как называются такие авторские прилагательные? (эпитеты).
-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их. (См. слайд)
-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью).
Читают 4-5 учащихся.
- Речевая разминка. (слайд 3)
Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (обратить внимание на слайд).Прочтите стихотворение задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).
Гуляет русская зима.
Останови её, попробуй!
Махнёт рукой -бела земля,
Махнёт другой -растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима.
Морозная, не злая!
-Выделить голосом глаголы.
-Прочитать, начиная тихо, затем всё громче и наоборот.
-Прочитать быстро, скороговоркой.
-Прочитать выразительно.
5. Работа с новым произведением. (слайд 4.)
1) Введение в тему. (На слайде только портрет).
-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).
-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).
2) Работа до чтения.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?
-Почему? (Высказываются предположения. Стих-ние о зиме, так как здесь нарисован Дед Мороз).
-Как называется стих-ние? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
-Почему слово «красный»с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).
3) Прослушивание аудиозаписи
- Понравилось ли вам стих-ние?
- Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).
4).Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения.
- Подтверждаются ли наши предположения?
5).Словарная работа. (слайд5.)
- Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).
-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).
-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).
-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).
6).Чтение вслух по цепочке.
-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).
-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).
-Как покоряется Морозу природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).
-Что он может?
-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).
-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).
-Воевода – удачно ли это сравнение?(Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы. жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем. Егерь хозяин лесов, а мороз - хозяин зимы .Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.
7).Физкультпауза. (слайды с 7 по 10)(дети поют с движениями).
Вдоль по улице метелица метёт
Скоро все она дорожки заметёт.
Ай жги, жги, жги говори,
Скоро все она дорожки заметёт.
Запряжёмте -ка мы в сани лошадей
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай жги, жги, жги говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
А из леса мы тихонечко пойдём
И в ладоши так прихлопывать начнём.
А ногами то притопывать все враз
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
8). Анализ структуры текста.
- На какие части можно разделить текст стихотворения?
( Обход владений Морозом, рассказ автора. Песня Мороза).
-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).
-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).
9).Работа с текстом произведения( по вариантам).(слайд11).
-Найти эпитеты, олицетворения.
10).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (слайд12).
-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).
-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).
6.ТСО.
Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» ,«Декабрь».
-Какая тема объединяет произведение Н.Некрасова и музыка П.И.Чайковского?
-Какие бы вы картины нарисовали к этой музыке?
7.Физкультпауза (под музыку «Танец утят».)
8.Рисование зимних пейзажей.(под музыку «Эх, три белых коня».)
1).Презентация «Зимние пейзажи»
(по выбору детей).
1.Рисунок ластиком.(альбомный лист закрашивается простым карандашом, растирается и ластиком вырисовывается зимняя картина).
2.Альбомный лист растирается тщательно свечкой, закрашивается гуашью, сушится, выцарапывается рисунок.
3.На бархатной бумаге ватой (скатывают тонкие жгутики из ваты и обводят ими контуры рисунка, кое-где накладывается тонкий слой ваты).
2).Выставка рисунков.
8.Рефлексия
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Если урок понравился -поднять красный квадрат. Если не понравился - синий.
9.Выставление оценок.
10.Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"
Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."
На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных ...
презентация к уроку чтения по теме: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…»
Презентация содержит материал всех этапов урока....
урок литературного чтения в 3 классе КРО Некрасов "Не ветер бушует над бором"
Для детей с задержкой психического развития особую сложность при работе со стихотворным текстом является его осмысление и заучивание. Учитывая наличие у учащихся нарушений речи различного уровня, урок...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».
Конспект урока литературного чтения в 3 А классепо теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»....
Конспект урока литературного чтения Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Предмет: литературное чтениеКласс 3 Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)...
Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором..." Подготовка к выразительному чтению
Технологическая карта урока литературного чтения по учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (программа "Школа России" )...