Конспект урока по литературному чтению Ш.Перро "Рике с хохолком"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3-м классе по программе Л.В.Занкова. На уроке учащиеся знакомятся с содержанием сказки Шарля Перро «Рике с хохолком» с использованием приёмов развития критического мышления и цифровой образовательный ресурс, разработанный на уроках информатика и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Майорова Ольга Валерьевна
Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Тема. Шарль Перро «Рике с хохолком».
Форма урока:традиционная
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить со сказкой Шарля Перро «Рике с хохолком»
Задачи:
I.Предметные
- развивать способность полноценно воспринимать текст;
- закрепить умение детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности;
- развивать умение определять тему, главную мысль сказки (анализировать).
II. Метапредметные
1.Познавательные УУД
а) Общеучебные УУД
- самостоятельное выделение и формулировка учебной цели;
- произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
- поиск и выделение необходимой информации;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прочитанного текста;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
б) Логические УУД
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждения;
- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.
2.Коммуникативные УУД
- формирование умение работать в группах;
- развитие умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия);
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
3. Регулятивные УУД
- целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения;
- оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам.
4. Личностные УУД
Смыслообразование:
- установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов;
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация;
- выделение морально-этического содержания событий и действий;
- нравственно-этическое оценивание событий;
- формирование чувство сопереживания героям
- формирование умения адекватно оценивать свою работу
Оборудование и материалы:
- мультимедийная презентация;
- фильм о творчестве Ш.Перро;
- компьютер;
- экран для демонстрации презентации;
- мультимедийный проектор;
- учебник «Литературное чтение», автор Н. А. Чуракова, 3класс 2 часть;
- поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой;
- толковые словари русского языка С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой;
- заготовленные бланки телеграмм.
Ход урока
I. Мотивация учащихся.
Учитель: - Ребята, я вам предлагаю сыграть в игру «Вспомни и назови». Вы отрываете лепесток, читаете отрывок и отгадываете произведение.
1.Осталась она сиротой маленькой, взяли её люди, но работой заморили. А дочери хозяйки: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка - только у ворот сидели, на улицу глядели……». («Крошечка-Хаврошечка» народная сказка)
2.«Их нашли насилу там.
Тут во всём они признались
Повинились, разрыдались….» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….»)
3.« Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)
4.В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть (Л. П. Толстой «Два брата»)
5.Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказке сказывается, только умная она была. («Умная внучка» русская народная сказка)
Учитель: - Ребята, а что объединяет эти все произведения. (Это всё сказки)
- Как вы думаете, что такое сказка? (Ответы детей)
-Найдите в толковых словарях, какое определение дают Т.Ф. Ефремова и С.И. Ожегов.
(слайд2)
Сказка (по Т.Ф. Ефремовой) - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.
Сказка (по С.И.Ожегову) – повествовательное, народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
- Какие сказки бывают по содержанию? (О животных, бытовые, волшебные.)
- Кто же их создаёт, сочиняет, сказывает? (Народом они создаются, народные.)
- Однако есть сказки, которые сочиняются писателями. Что это за сказки? (Это авторские сказки, литературные.)
- Назовите признаки сказки? (Есть зачин (начало), концовка, троекратный повтор, волшебные события, волшебные герои, добро побеждает зло, мудрость.)
- Давайте посмотрим на слайды и попробуем отгадать сказки? (слайды3 - 8)
- Кто автор всех этих сказок? (Ш. Перро) (слайд9)
- А какую сказку вы не смогли отгадать? (Последнюю сказку)
- Последняя сказка называется «Рике с хохолком».
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Знакомство со сказкой Ш.Перро «Рике с хохолком».)
II. Знакомство с творчеством Шарля Перро.
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром сказок Шарля Перро. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве Ш. Перро.
Фильм о Ш. Перро. (для запуска фильма желтая кнопка)
Беседа по фильму.
III. Знакомство со сказкой.
а) Подготовка к чтению.
- Но прежде чем читать, выполним дыхательную и интонационную гимнастику.
1) Задуваем свечку: один большой выдох, два маленьких.
2) Сдуваем с ладошки листочек.
3) Повернитесь друг к другу и произнесите «сказка»
- с удивлением
- загадочно
- с радостью
- с грустью
б) Чтение с остановками и работа по содержанию.
Учитель: - Как вы думаете, кого из сестёр полюбит Рике с хохолком? Обоснуйте свой ответ.
- Можно ли считать, что тот ум, который появился у старшей дочери, её собственный ум?
- Объясните смысл фразы: «Ничто, сударыня, не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии, и такова уж его природа, что чем больше его имеешь, тем больше его недостаёт».
Учитель:- Сама мысль человека о том, что у него недостаёт ума – это признак того, что этот человек умный. Природа ума заключается в следующем: чем умнее человек, тем больше он понимает, что ума у него недостаточно, ему хочется решать всё более и более сложные проблемы, хочется быть интересным для всё более и более умных людей.
- Как вы считаете, должна ли старшая дочь из чувств благодарности выйти замуж за Рике или она имеет право выйти замуж по любви?
- Предположите, как будут развиваться события дальше.
Физкультминутка Игра «Если нравится тебе».
Ребята поют песню и показывают движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай всё.
Учитель:- Что же повлияло на решение принцессы: страх снова стать глупой? Чары умных речей Рике? Расчёт: Рике ей – ум, она ему – красоту? Подтвердите своё мнение строчками из текста.
- Правда ли, что можно не замечать каких-то физических недостатков человека, если он необыкновенно умный? Правда ли, что умный человек при любой внешности может казаться красивым? (Ответы ребят)
- В чём же секрет красоты? (Ответы ребят)
Учитель: - Ребята, прочитайте слова известного французского писателя А. Сент-Экзюпери. (слайд10)
«Зорко одно лишь сердце.
Самое главное глазами не увидишь».
- Можно ли эти слова взять эпиграфом к нашему уроку? Докажите. (Ответы ребят)
V.Стадия рефлексии: (cлайды11-12)
• Составление по желанию синквейна о Рике с хохолком (групповая работа)
• Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)
- Было интересно ….
- Сегодня на уроке я узнал, что …
- Я хотел узнать ещё о сказках…
- Больше всего мне понравилось…
- Новым для меня стало….
VI. Домашнее задание: (слайд13)
а) обязательное задание: выразительное чтение сказки на стр. 156 – 166;
б) задание по выбору учащихся:
- нарисовать рисунок;
- придумать продолжение сказки;
- подобрать пословицы к сказке.
Приложение1 (презентация)
Приложение2 (бланк телеграммы)
Приложение3 (фильм)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...