Урок литературного чтения 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме "Летопись. Былины.Житие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_4_klass.docx | 27.35 КБ |
no4.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
План – конспект урока-обобщение
« Летописи. Былины. Жития»
Ф.И.О. Терехова Лидия Павловна
Должность : учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема и номер урока: « Летописи. Былины. Жития». 9-ый урок.
Базовый учебник: Родная речь 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Москва « Просвещение» 2009год.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях летописи, былины, жития.
Задачи:
а) обучающие:
- формирование умений анализировать прочитанное;
- правильно читать и понимать исторические события;
- находить аналогии с реальными историческими событиями;
- характеризовать героев;
- высказывать своё суждение о прочитанном.
б) развивающие:
- развивать коммуникативные действия: развивать речь, мыслительные
операции, творческие способности;
- учить детей прислушиваться к мнению товарищей, принимать
правильные решения.
в) воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- прививать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою Родину,
чувство уважение к её прошлому, желание защищать родную землю.
Тип урока: комплексный с применением ИКТ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование:
- мультимедиапроектор, экран, интерактивная доска, диск с музыкальной записью « Богатырская симфония « А.П.Бородина.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Формирование УУД |
1 | Организационный момент На интерактивной доске запись пословиц: « Книги сказывают, а не говорят правду». « Одна тысячу книга людей учит». Задание: составить пословицы, объяснить смысл пословиц (Книги не говорят, а правду сказывают. Одна книга тысячи людей учит.) | Умение работать с интерактивной доской. Коммуникативные навыки. Регулятивные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи. |
2 | Актуализация знаний. Формирование мотивации. Слайд№1 Чтение темы урока: « Летописи. Былины. Жития». Учитель: Сегодня наша задача не только вспомнить эти произведения, но и ответить на вопросы. Учащиеся читают вопросы: 1 Что объединяет эти произведения друг с другом? 2 Для чего надо читать и знать исторические произведения? Работа в группах. Учитель: откройте конверты , прочитайте задание, поработайте в парах. 1конверт . Найти в толковом словаре С.И.Ожегова определение летописи, сформулируйте своё определение. 2 конверт. Работая с энциклопедией найдите пояснение слову жития. Сформулируйте своё определение. 3 конверт. Словарь В.Даля. Найти определение былины. | Личностные универсальные учебные действия: Установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные УУД Прогнозирование, целеполагание. Коммуникативные универсальные учебные действия6формирование умения договариваться, Находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
3 | Работа с произведениями. Слайд №2 Определить героев произведений: 1 Вещий Олег 2 Илья Муромец 3 Сергий Радонежский. Слайд 3 В каком веке на Руси появилась летопись? 1 9век 2 10век 3 11 век Слайд№4 Благодаря кому нам известны содержания самых древних летописей7 1 князьям 2 боярам- летописцам 3 монахам – летописцам. Слайд5 Как звали одного из первых русских летописцев? 1 Нестор 2 Садко 3 Олег Выстраивание логической картины событий Слайд6 Кто такой Олег? 1 Киевский князь 2 монах 3 воин Учитель: работаем с учебником и дополнительной литературой, которую вы подготовили дома( произведение А.С.Пушкина « Песнь о вещем Олеге».) Даются разноуровневые задания: 1уровень: найти отрывок, где рассказывается с кем воевал князь Олег. 2 уровень: почему Олега назвали «вещим»? 3 уровень: почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? Вывод: Князь Олег объединяет русские племена. Создаёт сильную дружину. Совершает поход в Византию и заключает с ней договоры. Создаёт и укрепляет могущество Древнерусского государства. | Регулятивные универсальные учебные действия: формирование произвольного поведения.Саморегуляция. Коммуникативные универсальные учебные действия :умение слушать, вступать в диалог, инициативное сотрудничество. Познавательные универсальные действия: установление причинно- следственной связи. Построение логической цепи повествования Познавательные универсальные учебные действия: формирование умения работать с дополнительной литературой. Построение логической цепи повествования. Коммуникативные навыки: умение рассуждать. |
4 | Физкультминутка: « Конь копытом застучал, Головою покачал, Низко голову склонил И воды в реке попил. Снова голову поднял И по полю поскакал». | |
Слайд7 Из какого произведения взяты эти строки? « Прямо ехать- убитому быть! Влево ехать- женатому быть! Вправо ехать – богатому быть! Всё судьбой сие предписано!» 1Ильины три поездочки. 2 Жития Сергия Радонежского. 3 Песнь о вещем Олеге. Слайд8 Против кого борется Илья Муромец? 1 против князей и бояр 2 против разбойников и воров 3 против иноземных захватчиков Слайд9 Почему в былине Илья выбирает прямую дорогу? 1 он сильный и весёлый 2 он справедливый и щедрый 3 он смелый и отважный | Логические универсальные действия: Анализ, с целью выделения главных признаков. Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей. | |
5 | Работа с учебным текстом .Работа в парах. Задание: найти в былине отрывки, где говорится кого защищает Илья Муромец Вывод: В былине отражена борьба русского народа с иноземными завоевателями. Илья Муромец- русский богатырь, который защищает свой народ. | Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Результативные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели. |
6 | Физкультминутка: « Раз, два, три, Мы теперь богатыри. Мы наклонимся вперёд, А потом наоборот. Мы тихонечко присядем И все молча дружно сядем». | |
7 8 10 | Учитель: послушайте отрывок и скажите. О ком идёт речь. « Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. После этой встречи, Варфоломей решил стать монахом. Он получил новое имя и прославился на всю Россию…» Слайд10 Чем отличается Сергий Радонежский от предыдущих героев? 1 смелостью и мужеством 2 силой и могуществом 3 обладает даром предвидения.
Слайд11 Какого князя благословил Сергий Радонежский на ратный подвиг? 1 Дмитрий Донской 2 Ярослав Мудрый 3 князь Олег Учитель: Какова была предназначена Сергию Радонежскому роль на этом свете? ( Помогать страждущим) Подведение итогов по результатам выполнения поставленных задач. 1 Что объединяет всех героев? ( Любовь к своей Родине, стремление защитить свой народ от врагов, помочь страждущим.) 2 Для чего мы должны читать и знать исторические произведения и документы? ( Знать историю своей Родины, уважать её прошлое., гордиться смелостью русского народа. Учиться на их примерах защищать и любить свою землю.) Учитель: Благодаря историческим документам мы достоверно знаем о событиях 1812года. 200-летие которого отмечала наша страна в этом году. Знаем о героических подвигах русского народа, о великих сражениях. Слайд12 Показ картин Бородинской битвы. ( Звучит музыка «Богатырская симфония «) Творческое задание Подготовить дома письменный портрет « Защитники Отечества» Рефлексия. Оценка. | Коммуникативные универсальные учебные действия:умение слушать, обсуждать, вступать в диалог. Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания. Синтез: Составление целого из частей. Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели. Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование произвольного поведения, саморегуляция. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....