Устное народное творчество русского народа.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Устное народное творчество русского
народа».
Цели:
- Закрепить и обобщить знания детей о жанрах фольклора
- Научить распознавать фольклорные жанры
- Развивать речь, память, логическое мышление детей
- Воспитывать любовь к русской литературе, к народному творчеству
- Воспитывать чувство патриотизма
Оборудование: заранее изготовленные детьми книжки-самоделки «Пословицы», «Поговорки», «Загадки»…, карточки с пословицами, большая книга-самоделка «Устное народное творчество», выставка детских рисунков к народным сказкам.
Ход занятия.
- Вступление.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста!
Все-все собирайтесь на наше занятие. У нас сегодня состоится увлекательное путешествие в страну под названием «Фольклор». А поможет нам в нашем нелёгком пути скоморох Ивашка.
Посмотрите – ка, что Ивашка с собой принёс. Так – так. Какая – то книга. Дай – ка посмотреть. Прочтём. «устное народное творчество». Что это, Ивашка?
Ивашка. Эта книга тоже поможет нам в путешествии.
- Блиц – турнир.
Скоморох Ивашка. Прежде, чем перевернуть первую страницу нашей книги, ответьте на вопросы и получите призы:
-Что такое устное народное творчество?
- Почему наша книга оформлена таким орнаментом?
- Какие жанры УНТ вам известны?
- Определите жанр произведения:
Учись доброму, худое на ум не пойдёт. ( пословица )
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы
Поводи поди-ка ты! (считалка)
Белая вата поплыла куда-то. (загадка)
Летят сизы гуленьки,
Люли, люли, люленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать. (колыбельная)
Трах – трах – тарарах.
Едет мышка на ежах.
- Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж. (потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдёт,
Первый тот водить пойдёт. (считалка)
Ты – хомяк,
А ты – хорёк,
Ты – зайчишка, прыг да скок,
Ты – лисица,
Ты – куница,
Ты – бобриха-мастерица.
Ты – охотник.
Ой, беда!
Разбегайся кто куда! (считалка)
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи скорее вон! (считалка)
Сшила Саша Саньке шапку. (скороговорка)
- Конкурс загадок.
Ивашка. Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)
- Что это я загадал?
- А вы знаете загадки?
- Прочитайте название первой страницы нашей книги. Правильно, «Загадки».
Сейчас мы устроим конкурс и узнаем, кто же из вас больше знает народных загадок. Вы можете пользоваться своими книжками-малышками. Итак, загадки об овощах и фруктах………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………..
А теперь загадки о животных ………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………
Загадки об инструментах …………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………..
Молодцы, ребята! Я и не ожидал, что вы знаете так много народных загадок.
- Конкурс потешек.
Ивашка. Следующая страница нашей книги – «Потешки».
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп – хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает.
Учитель. – А вот иллюстрация к этой потешке, выполненная Ю. Васнецовым.
А к каким потешкам выполнены эти иллюстрации? (учитель показывает иллюстрации, дети читают наизусть потешки):
1. Сорока – белобока кашу варила,
Гостей созывала.
- Сорока, сорока!
Где была?
- Далёко!
Печку топила, кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
2. Собака на кухне пироги печёт,
Кот в углу сухари толчёт.
Вот они какие трудолюбивые у художника. Кот очень старательно в ступе сухари толчёт, язык от усердия высунул. Мышки вокруг прыгают, ждут угощения – ну и добрый кот!
3. Пошёл котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Васнецов нарисовал кота в валенках с розовым узором, с розовым бантом – какой же кот без банта! Ещё и палку в лапы дал – чтобы не поскользнулся котище. А кругом красота – то какая! Морозен день, дома покрыты белыми пушистыми шапками, вокруг фонаря хоровод из снежинок.
4.Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой помахивает,
Золотой уздой побрякивает.
Резвого конька художник розовыми бантами разукрасил. Разрисовал зелёными яблоками. Грива и хвост завитые и седло с цветным узором. Вся картинка тёплая, ярко – жёлтая. Красное солнце распустилось на небе, как цветок, и утки летят с букетами в клювах – видно в гости торопятся.
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
6.Ах ты, совушка – сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
Наступила ночь. Ночь тёмная, с большими таинственно мерцающими звёздами. Застыло в тревожной тишине старое дерево и желтоглазая сова – совушка на сухой ветке.
Ивашка. Ребята, а какие вы ещё знаете потешки?
…………………………………………………………………………………………..
Учитель. Куда дальше отправимся, Ивашка?
- Командный конкурс скороговорок.
Скоморох. Следующая остановка… (переворачивает страницу книги, дети читают)
«Скороговорки».
- Сейчас проверим, знаете ли вы их, ребята. Научите меня…………………………..
…………………………………………………………………………………………….
Учитель. А теперь давайте немного отдохнём и разыграем потешку:
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Кашка маслянка,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили – поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
- Конкурс пословиц.
Учитель. Вы, ребята, подготовили книжки-малышки с пословицами на определённую тематику. Давайте почитаем эти пословицы и обсудим…
…………………………………………………………………………………………………
Ивашка. А сейчас конкурс «Закончи пословицу». Тот, кто вытянет «билет» с пословицей и правильно назовёт её конец, тот также получит приз.
- Где смелость,…
- Нет друга - …
- Все за одного, …
- Делу – время, …
- Терпенье и труд…
- Семь раз…
- Без труда…
- Землю солнце красит,…
- Поспешишь…
- Мороз невелик,…
- Не спеши языком,…
- Декабрь…
Ивашка. Ну, совсем уморили меня. Вас не переговоришь. Я даже устал.
Учитель. А ты, Ивашка, отдохни пока, а мы с ребятами вспомним, в каких русских народных сказках нам пословицы встречались. О чём они? Объясните…………….
…………………………………………………………………………………………….
Учитель. Ну что, Ивашка, отдохнул? Пора нам дальше двигаться. Какая следующая страница в книге? Переворачивай!
- Сказочная страница.
Учитель. Ребята, ответьте на вопросы:
- Что такое сказка?
- А что вы знаете о присказке?
- Какими словами обычно начинаются народные сказки?
- Какие персонажи часто встречаются в народных сказках?
- Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры.
Скоморох.
- А можно мне вопрос задать?
Учитель.
- Конечно.
Скоморох.
- Какая из прочитанных сказок вам больше всего понравилась? Почему?
Учитель.
- Покажите нам эти сказки. (инсценировка)…………………………….
………………………………………………………………………………
Учитель. Посмотри, Ивашка, здесь собраны иллюстрации ребят к различным народным сказкам. Вот мы тебе сейчас тоже экзамен устроим. Отгадай, к каким сказкам эти иллюстрации.
……………………………………………………………………………………
Учитель. Ивашка, наше путешествие заканчивается.
Скоморох. А можно мне последний вопрос задать?
Учитель. Только недолго.
Скоморох. Ребята, а давайте сами сказку сочиним. Я начну, а вы по «цепочке» продолжите.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»…………………………
……………………………………………………………………………………
- Подведение итогов.
Ивашка. Очень вы, ребята, хорошие. Мне у вас понравилось. А как хорошо вы работаете! Кто же сегодня победил?
Учитель. Сейчас подведём итоги……………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Скоморох. Спасибо всем. А можно к вам ещё прийти?
Дети. Конечно, приходи.
Скоморох. Спасибо и до свидания.
Учитель. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."
Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...
Устное творчество русского народа.
Цели данного мероприятия: - познакомить детей с историей возникно...
«Устное творчество русского народа»
познакомить детей с историей возникновения загадок, пословиц и поговорок; - расши...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»
Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....