Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык выборочного подробного пересказа, развивать воображение и фантазию ребенка, воспитывать любовь к русской природе и к Родине.
На уроке используется занимательный дидактический материал для индивидуальной и групповой работы детей. Урок оснащен наглядным материалом. Преследует цель систематизации знаний, комлексного развития речи. На уроке используется метод сравнения, сопоставления.
На уроке проводится увлекательная работа над загадками, сказками, пословицами и другими жанрами устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_1_klasse.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Конспект урока по литературному чтению
в 1 классе
Обобщающий урок по разделу
«Устное творчество русского народа».
УМК «Школа России», автор Л.Ф.Климанова и др.
Выполнил: Киселева И.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Владимир 2013
Цель: 1) обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий;
2) совершенствование навыка сознательного выразительного чтения, выборочного подробного пересказа;
3) развитие воображения и фантазии ребенка;
4) воспитание милосердия, доброты, любви к русской природе, к Родине.
Оборудование: картина с изображением березы, птички с отрывками из произведений УНТ, окно со ставнями, петух, рисунок – волшебный терем, карточки с названиями жанров, с загадками, с пословицами.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Какой раздел мы сейчас изучаем?
- Сегодня у нас последний урок по этому разделу, урок-обобщение.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
III. Обобщение знаний. Беседа.
Учитель просит прочитать название раздела, записанное на доске.
- Какое слово в этом названии вам кажется главным? (Творчество)
- Что такое творчество?
-Почему это творчество называется народным?
- Почему мы говорим – устное творчество?
- Сегодня на нашем уроке присутствует гостья. С ней мы очень часто встречаемся, читая произведения устного народного творчества. Кто она? Вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
Стоит красавица на поляне
В зеленом полушалке,
В белом сарафане.
Учитель показывает детям рисунок с изображением березы. На березе сидят птички.
- Как вы догадались, что это береза?
- Почему именно она стала нашей гостьей? (Береза – символ нашей Родины)
- Как мы можем выразить любовь нашей гостье? (Стихи и песни)
Шесть девочек исполняют песню «Во поле березка стояла».
Учитель: Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
- Какие произведения УНТ мы уже вспомнили? (Загадки и русские народные песни)
- А какие произведения вам еще известны?
По мере того, как дети называют известные им жанры, учитель открывает на доске таблички, на которых записаны жанры УНТ.
Далее учитель обращает внимание детей на выставку книг.
IV. Работа с учебником.
-А сейчас мы проверим, умеете ли вы различать эти произведения. Откройте учебник.
Дети подходят к доске, снимают с березы птичку и читают , что там написано с обратной стороны.
Определяют, какой это жанр и находят произведение такого же жанра в учебнике.
Обобщение: Чему мы учились, читая эти произведения? (Мудрости)
-Какое еще бывает творчество? (Художественное)
Учитель обращает внимание детей на другую выставку: образцы народного мастерства.
- Каким же был русский народ? (Талантливым)
V. Работа над загадками.
- Вы любите отгадывть загадки?
- А что это такое? Что есть в загадке?
- Какие загадки вы сочинили дома?
Дети загадывают свои загадки.
- Хотите сделать доброе дело?
- Тогда мы немедленно отправляемся в деревню Загадкино.
На доске висит окно со ставнями.
- За этими ставнями кто-то просит нас о помощи. Чтобы спасти его надо разгадать загадку.
На партах у детей карточки с загадками.
Задание: прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур крадет.
- Какие слова помогли вам при отгадывании?
- Итак, мы спасли петуха.
- Как же лисе удалось обхитрить петуха? (Спела песенку)
- Где вы читали об этом? (В сказке «Петушок-Золотой гребешок»)
VI. Работа со сказками.
- Итак, мы подошли с вами к сказочному терему (на доске).
- Кто живет в этом тереме?
- Попасть туда не легко. Надо правильно ответить на все вопросы. Готовы?
- Чем отличаются сказки от других произведений?
- В чем особенность языка сказки?
- Какие бывают сказки?
- Как строились сказки?
- Какие уроки мы выносим из сказок?
Дети правильно ответили на все вопросы и попали в терем.
- Попробуем узнать, какие сказки здесь живут?
Несколько человек рассказывают отрывки из любимых сказок, а остальные узнают их.
(У страха глаза велики, Два мороза, Лиса и журавль)
На доске записаны пословицы. Дети должны прочитать пословицу, соответствующую данной сказке.
- У страха глаза велики.
- Топор лучше шубы греет.
- Как аукнется, так и откликнется.
- А давайте-ка мы с вам сделаем еще одно доброе дело. Поможем лисе и журавлю подружиться.
Детям предлагается придумать другой конец сказки.
- Какую вы знаете пословицу о дружбе?
VII. Работа с пословицами.
- Что такое пословица? (Мудрое изречение с поучительным смыслом)
- Наше путешествие заканчивается на поляне Мудрости.
У каждого ребенка на парте лежит карточка. Дети по двум словам должны восстановить пословицу.
- Дружба – вода.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
- Земля – человек.
Земля освещается солнцем, а человек знанием.
- Труд – рыбка.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Учитель демонстрирует рисунки к этим пословицам.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Что вам понравилось больше всего? Что полезное вы взяли из этого урока?
Учитель читает стихотворение С.Есенина «Береза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."
Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...
Урок литературного чтения в 3 классе "Устное творчество русского народа."
Разработка урока...
Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"
На данном уроке проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...
Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...