Урок по литературному чтению. «Зимние картины природы. С. Есенин « Берёза»»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок разработан по требованием Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.4 КБ |
prezentaciya1.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дедиловская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования
Киреевский район
Урок по литературному чтению
2 класс
Тема урока: Зимние картины природы.
С. Есенин « Берёза»
Настроение стихотворения, литературные приёмы, используемые для оживления природы, авторское отношение к природе.
УМК « Школа России»
Автор: Л.Ф. Климанова
Автор урока: учитель начальных классов
Корпачёва Светлана Анатольевна
2013г.
Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением "Берёза".
Задачи:
- дать понятие метафоры;
- продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;
- совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;
- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.
Тип урока: групповая работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, самостоятельная работа, творческая работа.
Использование литературных приёмов: звукопись, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет С.А.Есенина, портреты К. Бальмонта, Ф. Тютчева, К. Фета, С. Михалкова, карточки с отрывками из их стихотворений, музыка П.И.Чайковского, репродукции картин, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, план анализа стихотворения , карточки с описанием литературных приёмов, магнитные буквы, снежинки белого и синего цвета, карточки для рефлексии.
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные результаты:
- развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
познавательные УУД
- строить рассуждения;
- обобщать, делать выводы.
коммуникативные УУД
-строить понятные для партнёра высказывания;
- владеть диалогической формой речи.
Характеристика деятельности учащихся:
Познакомиться с произведением классической литературы о зиме; учиться выразительно читать стихи; видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на картинах; воспитывать любовь к природе;
активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать; воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.
Ход урока
- Организационный момент. (слайд №1)
- Речевая разминка.
Изображение снежинок (слайд №2 ) Определите название текста для речевой разминки.
(Слайд №3) Жужжащее чтение стихотворения « Снежинки»
Определите жанр: басня, сказка, стихотворение( рифма, ритм, красочные литературные приёмы).
Различные приёмы чтения ( работа в группе).
Инструкция для 1 группы:
- Задание: начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
- Индивидуальное чтение.
- Командир выбирает чтеца.
(1 минута)
Инструкция для 2 группы:
1.Задание: начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.
2. Индивидуальное чтение.
3. Командир выбирает чтеца.
(1 минута)
Инструкция для 3 группы:
1.Задание: прочитать восхищённо.
2. Индивидуальное чтение.
3.Командир выбирает чтеца.
(1 минута)
Вывод: определите цель данной работы.
Найдите сравнение: снежинка (хрустальная льдинка)
Почему автор сравнил снежинку с хрустальной льдинкой? (8 минут)
3 Проверка домашнего задания. (7 минут)
Ф. Тютчев « Зима» ( чтение наизусть).
С каким временем года связана снежинка? Расшифруйте фамилию поэта, который написал стихотворение о зиме: втечтю (Тютчев). (слайд №4)
Работа в группах на столах и индивидуально на доске.( нарезанные буквы)
Индивидуальное сообщение о Тютчеве;
Чтение стихотворения наизусть ( з человека) и анализ чтения.
Индивидуальное задание (доска) : соедините авторов и их произведения.
Анализ стихотворения:
- Автор стихотворения.
- Название.
- Темп: быстрый, средний, медленный.
- Настроение: смог передать, не смог передать.
- Ошибки.
Итог: обоснуйте, почему Тютчев назвал зиму Чародейкой? (слайд № 5)
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
Самоопределение к деятельности.
Приём звукописи.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного поэта, который многие стихотворения посвятил зиме.
Постарайтесь услышать его фамилию.
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что- то есть в нём
От русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
Назовите фамилию поэта.
Только скажут-
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты… Н. Браун.
Получение новых знаний
а) Рассказ о С. Есенине (Слайды № 6 – 11)
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново недалеко от города Рязань, на берегу реки Оки. Здесь вы видите дом, где он жил ( сени, спальня, кухня). Окончил 4 класса в сельском училище, затем церковно - учительскую школу. Сергей начал рано писать стихи, с 9 лет, но сознательное творчество началось с 16- 17 лет. Есенин любил русскую природу, воспевал в стихах свою Родину, поля, леса. Его называли певцом русской природы.
Повесить на доску портрет С. Есенина
б) Знакомство с названием стихотворения : уберите из строчки все глухие согласные и прочтёте название стихотворения : СБКЕТРФЁПЗТА ( берёза) – (повесить карточку Б ЕРЁЗА- вспомнить опасную орфограмму.
Учебник Стр. 196-197 ( автор, название)
в) Первичное чтение: учителем
задание перед чтением: представьте себя художниками, подумайте во время чтения, какие бы вы взяли краски для изображения зимнего пейзажа.
(слайд №12) Музыка П. И. Чайковский « Времена года»: « Декабрь», чтение наизусть.
Анализ первичного восприятия: ответ на поставленный вопрос (совещание в группе) (30 сек.), рассуждение.
Это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Ему было 19 лет.
г) Вторичное чтение: словарная работа ( « жужжащее» чтение)
Выделить карандашом непонятные слова. Чтение непонятных слов
(Бахрома, кайма, кисти, заря)
Работа со словарём: каждая группа ищет определённое слово, читает, сверяется с образцом в презентации.
- КИСТЬ,2. БАХРОМА ,3. КАЙМА, 4.ЗАРЯ
ВЫВОД: цель работы со словарём.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (презентация «Физкультминутки)
д) Работа над литературными приёмами.
Каждый автор старается украсить своё произведение, используя различные литературные приёмы. С какими из них вы уже знакомы?
Название приёма и его характеристика.
Задание: найти применение данного литературного приёма у Есенина.
Задание по группам (подчеркнуть) Сравнение: снег точно серебро, похож на белую бахрому;
Олицетворение: сонная тишина, принакрылась, а заря лениво, обходя кругом, обсыпает;
Метафора: снежною каймой, распустились кисти, белой бахромой, и горят снежинки в золотом огне, обсыпает ветки новым серебром;
Эпитет: на пушистых ветках, сонная тишина.
Проверка задания: сверка с образцом
на презентации. (слайд № 13)
Вопрос 4. ( стр. 197) – учебник обсуждение в группах.
Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото? ( в разное время суток, при разном освещении).
Как понимаете выражение? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега)
Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.
Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?
Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.
Применение новых знаний:
а) Отработка выразительного чтения:
Задание: наметьте паузы, определите темп чтения.
Самостоятельная работа.
Выразительное чтение стихотворения, его анализ ( 2 человека)
Итог: Какое настроение создаёт стихотворение у читателя?
Выбери вариант: грусть, радость, тревога, печаль, восторг, спокойствие.
б) Картины зимней природы: (Никита)
У кого из вас зима является любимым временем года? Почему?
в) Соединить понятия с Есенинскими (карточки) – работа в группах,
Сверка с образцом (презентация) (слайды № 14 – 16)
Рефлексия:
а) Вы на мгновение превращаетесь в снежинки: подумайте, с каким настроением вы заканчиваете работу на уроке:
Снежинка радости: белая,
Снежинка грусти: синяя
Итог: закончите предложения: (на карточках)
Домашнее задание: стр. 196-197, наизусть, вопрос 3- ответить.
(слайд №17)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. – Москва: Просвещение, 2012
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – Москва: Просвещение, 2006
3.http://shteltn.ucoz.ru/load/fizkulminutka/fizkultminutka_quot_snezhinki_quot/2-1-0-13
4. http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1405.php
5. http://fotki.yandex.ru/users/oxana2/view/6210/?page=1
6. http://www.nastol.com.ua/download/11744/1280x1024/
7.http://fotki.yandex.ru/users/igorbalynin/view/300676/?page=1
8. http://xsonz.ru/master/graphics/142-snezhinki.html
10.http://vk.com/id158088761?z=photo158088761_284255674%2Falbum158088761_0%2Frev
11.http://www.liveinternet.ru/users/3914486/post233470232/
12. http://bundoora.ru/gosudarstvennyjj-muzejj-zapovednik-s-a-esenina-selo-konstantinovo.htm
13.http://fotki.yandex.ru/users/deizi2009/view/372487?page=0
14. Часть, использованных в презентации фотографий села Константиново и музея С. Есенина, сделаны лично Корпачёвой С. А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снежинки Летают снежинки, Почти невидимки, Как много всегда их зимой. И вот я снежинку, Пушистую льдинку, Поймал наконец-то рукой. Заплакала тихо Хрустальная льдинка… На тёплой ладони Осталась слезинка. А. Мельников
Фёдор Иванович Тютчев
Чародейка Зима Ч Чародейка Зима
Снежинки. Снежинки. Сергей Есенин
Снежинки. Снежинки.
Снежинки. Снежинки.
Сергей Есенин Берёза
Кисть - 1) пучок нитей, служащих для украшения чего-либо. Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей. Кайма – полоса по краю какого- либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом. Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
№ понятие Есенинское определение «+» 1. берёза пушистые 2. ветки золотой 3. бахрома точно серебро 4. тишина белая 5. заря снежная 6. кайма лениво 7. огонь белая 8. снег сонная Итоговый балл _________
№ понятие Есенинское определение «+» 1. берёза белая 2. ветки пушистые 3. бахрома белая 4. тишина сонная 5. заря лениво 6. кайма снежная 7. огонь золотой 8. снег точно серебро Итоговый балл_______
5 баллов- произведение усвоено отлично. 4 балла – усвоено не полностью. 3 балла – подучите стихотворение.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Использованные источники: http://shteltn.ucoz.ru/load/fizkulminutka/fizkultminutka_quot_snezhinki_quot/2-1-0-13 http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1405.php http://fotki.yandex.ru/users/oxana2/view/6210/?page=1 http://www.nastol.com.ua/download/11744/1280x1024/ http://fotki.yandex.ru/users/igorbalynin/view/300676/?page=1 http://xsonz.ru/master/graphics/142-snezhinki.html http://www.artpoisk.info/artist/aleksandrovskiy_stepan_fedorovich_1842/portret_poeta_fedora_ivanovicha_tyutcheva http://vk.com/id158088761?z=photo158088761_284255674%2Falbum158088761_0%2Frev http://www.liveinternet.ru/users/3914486/post233470232/ http://bundoora.ru/gosudarstvennyjj-muzejj-zapovednik-s-a-esenina-selo-konstantinovo.htm http://fotki.yandex.ru/users/deizi2009/view/372487?page=0 Часть, использованных в презентации фотографий села Константиново и музея С. Есенина, сделаны лично Корпачёвой С. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"
Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы.."" 3 класс
УМК"Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Берёза"" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...
Проверочная работа по литературному чтению "Зимние картины" УМК Планета знаний
Проверка знаний в форме теста по разделу "Зимние картины" по произведениям:1. К.Г. Паустовский. Первый зимний день.2. С. А Есенин. Пороша...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению в 4 кл. Н. Рубцов "Берёзы"
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме Н. Рубцов "Берёзы", "Тихая моя Родина"...